ДО ВСТРЕЧИ В «ОРЛЕНКЕ»!
25–29 октября 2004 г. на базе Всероссийского
детского центра «Орленок» прошла Первая
всероссийская неделя школьной психологии,
ставшая, по мнению ее участников, заметным
явлением в жизни сообщества психологов системы
образования. О том, как оценивают это мероприятие
его организаторы и какие планы они строят на
будущее, рассказывает Марина Битянова,
директор центра психологического сопровождения
образования «Точка Пси», профессор кафедры
дифференциальной психологии МГППУ.
Изначально Неделя
школьной психологии виделась нам как некоторое
дополнение к уже существующим формам общения
психологов образования. Традиционно проходят
съезды, конференции, круглые столы. Мы же хотели
предложить новый вариант профессионального
взаимодействия психологов-практиков, где
главным должен стать обмен практическими
наработками, личным опытом.
Важно было не только посмотреть, что предлагают
коллеги, но и узнать, насколько успешно им
удается внедрять свои наработки, какие трудности
возникают при этом, каких ошибок следует
избегать. Помимо этого, нам хотелось получить от
участников обратную связь, узнать их мнение по
поводу увиденного и услышанного.
Хотя это мероприятие затевалось как
своеобразный праздник практиков, мы постарались
пригласить на него специалистов, известных не
только практическими, но и теоретическими
разработками. Их выступления должны были
подтолкнуть участников недели к осмыслению и
дальнейшим теоретическим обобщениям своего
опыта, поиску новых решений. Поэтому каждый день
начинался с «утренних монологов» и
мастер-классов известных психологов (Екатерины
Бурмистровой, Игоря Вачкова, Натальи и Михаила
Семаго, Александра Шадуры, Марка Сартана).
Но все же главной ценностью этого мероприятия
являются не размышления и обобщения, а опыт
людей, их личные удачи и трудности.
А
почему местом проведения недели был выбран
именно «Орленок»?
Прежде всего, принимающая сторона сама
проявила инициативу. Руководитель
социально-психологической службы
всероссийского детского центра Елена Вихрова
была на одном из наших семинаров в Москве и
предложила провести большое мероприятие на базе
«Орленка». Может быть, здесь и был элемент
случайности, но я считаю, что этот выбор оказался
символичным, потому что именно в «Орленке»
культивируется неформальная, очень
«человеческая» работа с детьми.
Здесь по-прежнему сильны традиции педагогики
свободы, которую создал и развил замечательный
педагог Олег Семенович Газман (см. вкладку «Книга
в газете». — Ред.), и мне кажется, что в
«Орленке» психологам должно работаться особенно
хорошо. Там живут и работают настоящие
энтузиасты, которые умеют взаимодействовать с
детьми, причем умеют делать это неформально и
очень личностно, и у них есть чему поучиться.
Чего
можно ожидать от следующей Недели школьной
психологии?
|
Первый день: немного волнения,
но гораздо больше ожиданий
|
Мы планируем увеличить время на
непосредственное общение участников и
всестороннее обсуждение представленных
разработок. Предусмотрена такая форма, как
«Психологический Гайд-парк». Будет расширен
состав ведущих мастер-классов и «монологов».
Сейчас мы ведем переговоры с замечательными
учеными — психологами, психофизиологами,
философами, медиками, и пока наши предложения
встречают полную поддержку. Есть надежда, что в
следующем году наша неделя с полным основанием
будет называться международной: мы планируем
участие целой группы специалистов из Белоруссии
и Латвии.
Обязательно будет выделено время на разработку
творческих проектов и их презентацию участникам
недели, а затем и читателям «Школьного
психолога», «Вестника практической психологии»,
других профессиональных изданий. Нам хочется,
чтобы сами практики задумались над тем, как
должна развиваться их профессиональная
деятельность, каково будущее профессионального
сообщества. В совместном обсуждении будут
намечаться магистральные и тактические линии
развития психологии образования и сообщества
психологов.
Одна из самых важных целей Недели школьной
психологии —сплочение и поддержка
профессионального сообщества психологов
–практиков образования, и поэтому мы
запланировали различные мероприятия,
направленные на эмоциональную и моральную
поддержку коллег. В большинстве своем они
подвижники, а многие к тому же очень одиноки в той
среде, в которой находятся, часто вдали от коллег.
Участников недели ожидается довольно много, и мы
собираемся, в соответствии с орлятскими
традициями, сформировать «отряды», с каждым из
которых будет работать специалист-модератор,
помогающий создать особую атмосферу доверия и
творчества. Можно будет обменяться идеями и
просто отреагировать накопившиеся
профессиональные проблемы. В качестве
модераторов и соорганизаторов с нами отправятся
специалисты Психолого-педагогического
института воспитания. Их профессионализму мы
полностью доверяем и очень рады, что они
поддержали нашу инициативу.
В целом, мы и дальше будем стремиться к тому,
чтобы наша неделя становилась, образно говоря,
профессиональным «глотком воздуха», который
позволит ее участникам обрести нужный ресурс,
для того чтобы развиваться дальше.
Как
формировался состав участников недели?
Неделя школьной психологии, по сути, была
общественной инициативой, поэтому у
организаторов никаких денег не было вообще. Все
средства, которые могли быть израсходованы на
проведение этого мероприятия, были деньгами
участников. Соответственно, к нам приехали те,
кто поверил в нас и собрал деньги для поездки,
либо те, кто смог убедить начальство, что для них
такая поездка необходима.
С одной стороны, это вроде бы минус: нас могут
упрекнуть в том, что в неделе участвовали не
самые лучшие. Но с другой стороны — это были
наиболее заинтересованные люди, что тоже очень
важно.
К нам приехали активные, инициативные люди,
которые знают, что им надо, — это особая и очень
ценная категория. Размышляя о следующей неделе, я
ощущаю внутреннее противоречие. С одной стороны,
можно действовать через департаменты
образования, которые будут отбирать наиболее, на
их взгляд, достойных. А с другой — очень хочется
сохранить принцип добровольности и поддержать
инициативных людей, которые считают, что им это
нужно, и поэтому приезжают.
Конечно, было бы хорошо пригласить на следующую
неделю победителей конкурса «Психолог года» из
разных регионов. Мы хотели бы также видеть
специалистов, заслуживших признание коллег и
начальства. Но прежде всего мы хотели бы, чтобы к
нам приехало как можно больше рядовых практиков,
потому что это мероприятие для них.
Здесь самым насущным является вопрос: как помочь
этим людям приехать? Мы прекрасно понимаем, что
не можем решить проблем, которые мешают желающим
приехать в «Орленок». К сожалению, мы не можем
даже поспособствовать тому, чтобы их
командировали на это мероприятие. Поэтому вопрос
пока остается открытым. Сейчас мы много
размышляем над тем, как правильнее построить
информационную и рекламную кампанию следующей
недели.
С
какими непредвиденными проблемами и трудностями
пришлось столкнуться?
|
Участие в Неделе психологии
предполагает серьезную
творческую работу
|
Мы обнаружили определенную неготовность
психологического сообщества к диалогической
форме взаимодействия. Многие практики привыкли
относиться к мыслям, высказанным авторитетными
людьми, как к истине в последней инстанции,
которая не подлежат обсуждению. Мы поняли, что
культуру спора, особенно с человеком известным,
еще предстоит формировать. В дальнейшем мы будем
стремиться к тому, чтобы каждый монолог, каждый
мастер-класс заканчивался дискуссией, где все
участники могли бы реально оппонировать
выступающим, развивать предложенные идеи,
общаясь с мастерами на равных. На прошедшей
неделе этого не удалось осуществить в полной
мере.
Большинство собравшихся не было готово и к
проектной деятельности. Многие привыкли
держаться пассивно, не позиционируя себя как
творца в собственной профессии. В дальнейшем нам
хотелось бы усилить эту составляющую
профессионального сознания психологов.
При подготовке недели мы столкнулись с
установкой большинства руководителей
общеобразовательных учреждений, да и самих
психологов, на то, что организатором
«серьезного» мероприятия обязательно должен
быть какой-то официальный орган: департамент или
министерство, иначе это мероприятие не
рассматривается как значительное. По этой и ряду
других причин в первой Неделе школьной
психологии участников было не очень много, но мы
надеемся, что в следующий раз их обязательно
будет больше и с помощью широкой информационной
кампании нам удастся изменить эту установку.
Что
вы считаете наибольшей удачей первой недели?
Хорошо, что это мероприятие вообще состоялось,
учитывая, что оно готовилось действительно «на
голом энтузиазме». Но главное — тот настрой, с
которым уезжали участники после его окончания.
Они были не просто отдохнувшими, окрыленными,
«выплакавшими» на плече друг у друга свои
проблемы (хотя и это немало!). Они уезжали
эмоционально, интеллектуально и духовно
заряженными.
Сейчас практически отовсюду идут отклики.
Коллеги пишут, что после участия в Неделе им
хочется работать, их посещают новые мысли,
открываются новые возможности. Мы рады, что наша
работа по сплочению команды участников, по ее
«одухотворению» была не напрасна. Я считаю, что
главная удача недели — это и та атмосфера,
которую мы смогли создать, и те люди, которые
смогли ее поддержать.
Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|