МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
|
Д.К. Кирнарская
М.: Таланты —
ХХI век, 2004
|
В последнее время
вышло большое число книг по психологии, однако
это не означает, что все психологические
проблемы полно и всесторонне представлены на
страницах печатных изданий. Про музыкальных
гениев — как создателей великий произведений,
так и талантливых исполнителей — написано
немало, но, увы, не психологами. Это, по-видимому,
является отражением реального положения дел в
психологии и свидетельствует о недостаточной
изученности проблемы.
Данное издание в известном смысле уникально, так
как его автор одновременно психолог и музыковед
и, как сказано в аннотации, один из ведущих
специалистов в области теории и практики
тестирования специальных способностей. Это не
только делает понятным выбор области
исследования — музыкальная психология, но и
повышает доверие ко всей содержащейся в книге
информации (а объем книги составляет почти 500
страниц!). Автор обсуждает проблемы музыкальных
способностей и музыкального таланта,
анализирует структуру музыкального таланта,
делится своими представлениями о том, каким
должно быть воспитание музыканта.
Однако в книге речь идет не только о музыкальных
способностях, но также и о специальных
способностях вообще, и о музыке как части нашей
культуры. Что касается специальных способностей,
то автор излагает свою точку зрения на
современное состояние теории способностей,
одаренности и таланта, опираясь, в частности, на
теорию мультиинтеллекта (9 видов) Х. Гарднера.
Согласно этой довольно интересной теории, каждый
из нас обладает всеми видами интеллекта, но в
разной степени, а высоко развитыми оказываются
одна-две способности.
Что касается музыкальных способностей, то автор
утверждает, что биографические материалы
свидетельствуют в пользу врожденности и
наследственности музыкального таланта. Однако
сочинение музыки и ее слушание — вещи разные, и в
книге дается положительный ответ на вопрос о
возможности развития музыкального слуха. Ключ к
музыкальному развитию ребенка лежит в росте его
музыкальной мотивации, любви к музыке.
По-видимому, данное положение справедливо и для
других видов способностей.
Не будет большим преувеличением сказать, что эта
книга — прежде всего о музыке, о ее роли в
повседневной жизни. Недаром одна из глав так и
называется «Homo musicus». Автор убеждает читателя,
что музыка необходима, и приводит
соответствующие многочисленные доказательства:
музыка стимулирует работу мозга, меняет способ
мышления и учит мыслить; музыка эффективна в
качестве стимулятора школьной успеваемости и
т.д. Но важно и другое: музыка украшает жизнь,
обогащает эмоционально. Человек музыкальный,
слушающий, сочиняющий и исполняющий музыку
старше, чем Homo Sapiens. Поэтому главное, что остается
по прочтении книги, — желание поближе
познакомиться с Музыкой, научиться относиться к
ней так же, как и автор книги, то есть с трепетом,
восхищением и уважением.
Марина СТЕПАНОВА
|