ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ:
КРИТЕРИИ И ДИАГНОСТИКА
|
М.И. Лукьянова,
Н.В. Калинина
М.: ТЦ Сфера, 2004
|
По явному недосмотру
технического редактора название новой книгиМ.И.
Лукьяновой и Н.В. Калининой вынесено на обложку с
ошибкой – вместо «Критерии и диагностика»
почему-то напечатано «Теория и практика». У
деловитых практиков теория нынче не в почете, и
данная опечатка может снизить для них
привлекательность книги. К тому же книга издана в
серии «Педагогическое мастерство» и в силу этого
может не привлечь внимание психологов – тех,
кому она в действительности и адресована.
Да и с названием авторы, кажется, перемудрили –
вряд ли стоило говорить о психолого-педагогических
показателях деятельности школы, когда на самом
деле речь идет о показателях преимущественно или
даже исключительно психологических. Но те, кого
не смутят эти «заусенцы», книгой разочарованы не
будут, даже напротив – вероятно, останутся очень
довольны. Причем книга, адресованная в
издательской аннотации руководителям
образовательных учреждений, педагогам… и
школьным психологам, именно последним будет
особенно интересна. И не только интересна (к
увлекательному чтению этот жанр не относится), но
и исключительно полезна в практическом плане.
Чем именно?
Наряду со многими формальными показателями
деятельности школы существует и такое трудно
поддающееся определению понятие, как ее
репутация. Из уст в уста передаются отзывы
учеников и родителей, формирующие представление
о школе как о хорошей или, увы, не очень. Причем
такие показатели, как уровень технического
оснащения или формальная квалификация педагогов,
играют в этой оценке не самую важную роль.
Гораздо важнее оказывается другое – то, что
интуитивно понятно всем, но с трудом поддается
ранжированию. Это в первую очередь то, как школа
справляется со своими образовательными задачами.
Об этом можно судить не столько по оценкам (разве
не известно, как они порой «натягиваются»?),
сколько по уровню интеллектуального и духовного
развития учащихся. Не менее важна и
психологическая атмосфера в школе. Если дети и
учителя чувствуют себя в школе комфортно, охотно
и с энтузиазмом выполняют каждый свою работу, то
и о школе тогда идет добрая слава.
Авторами эти расплывчатые критерии уточнены и
предложены конкретные приемы оценки
соответствующих показателей. По их мнению,
самыми существенными показателями деятельности
школы выступают: а) умственное развитие учащихся
и сформированность учебной деятельности;
б) учебная мотивация школьников; в) их ценностные
ориентации; г) удовлетворенность участников
образовательного процесса его различными
сторонами. Соответственно, книга подразделена на
четыре части, в каждой из которых предложены
методики диагностики одного, другого, третьего и
четвертого. Наряду с широко известными
методиками, вроде теста Амтхауэра, предлагаются
и новые – как модифицированные авторами, так и
непосредственно ими разработанные.
Фактически школьным психологам предлагается
развернутая батарея методов оценки работы школы.
Используя ее, психолог всегда будет иметь ответ
на типичный вопрос администрации: «Как у нас
обстоят дела?» Ответ весьма конкретный,
подкрепленный четкими данными обследования. До
сих пор кое-кто наверняка затруднялся такой
ответ сформулировать. С новой книгой в руках
сделать это станет легче.
Сергей СТЕПАНОВ
|