Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ:
КРИТЕРИИ И ДИАГНОСТИКА

М.И. Лукьянова,
Н.В. Калинина
М.: ТЦ Сфера, 2004

По явному недосмотру технического редактора название новой книгиМ.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой вынесено на обложку с ошибкой – вместо «Критерии и диагностика» почему-то напечатано «Теория и практика». У деловитых практиков теория нынче не в почете, и данная опечатка может снизить для них привлекательность книги. К тому же книга издана в серии «Педагогическое мастерство» и в силу этого может не привлечь внимание психологов – тех, кому она в действительности и адресована.
Да и с названием авторы, кажется, перемудрили – вряд ли стоило говорить о психолого-педагогических показателях деятельности школы, когда на самом деле речь идет о показателях преимущественно или даже исключительно психологических. Но те, кого не смутят эти «заусенцы», книгой разочарованы не будут, даже напротив – вероятно, останутся очень довольны. Причем книга, адресованная в издательской аннотации руководителям образовательных учреждений, педагогам… и школьным психологам, именно последним будет особенно интересна. И не только интересна (к увлекательному чтению этот жанр не относится), но и исключительно полезна в практическом плане. Чем именно?
Наряду со многими формальными показателями деятельности школы существует и такое трудно поддающееся определению понятие, как ее репутация. Из уст в уста передаются отзывы учеников и родителей, формирующие представление о школе как о хорошей или, увы, не очень. Причем такие показатели, как уровень технического оснащения или формальная квалификация педагогов, играют в этой оценке не самую важную роль. Гораздо важнее оказывается другое – то, что интуитивно понятно всем, но с трудом поддается ранжированию. Это в первую очередь то, как школа справляется со своими образовательными задачами. Об этом можно судить не столько по оценкам (разве не известно, как они порой «натягиваются»?), сколько по уровню интеллектуального и духовного развития учащихся. Не менее важна и психологическая атмосфера в школе. Если дети и учителя чувствуют себя в школе комфортно, охотно и с энтузиазмом выполняют каждый свою работу, то и о школе тогда идет добрая слава.
Авторами эти расплывчатые критерии уточнены и предложены конкретные приемы оценки соответствующих показателей. По их мнению, самыми существенными показателями деятельности школы выступают: а) умственное развитие учащихся и сформированность учебной деятельности;
б) учебная мотивация школьников; в) их ценностные ориентации; г) удовлетворенность участников образовательного процесса его различными сторонами. Соответственно, книга подразделена на четыре части, в каждой из которых предложены методики диагностики одного, другого, третьего и четвертого. Наряду с широко известными методиками, вроде теста Амтхауэра, предлагаются и новые – как модифицированные авторами, так и непосредственно ими разработанные.
Фактически школьным психологам предлагается развернутая батарея методов оценки работы школы. Используя ее, психолог всегда будет иметь ответ на типичный вопрос администрации: «Как у нас обстоят дела?» Ответ весьма конкретный, подкрепленный четкими данными обследования. До сих пор кое-кто наверняка затруднялся такой ответ сформулировать. С новой книгой в руках сделать это станет легче.

Сергей СТЕПАНОВ