Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2005
Интерес самых разных людей к сказке в последние годы вырос непомерно. Доказательств этому — хоть пруд пруди. Речь не идет о постоянном спросе на детскую сказочную литературу: «Колобок» и «Репку» российские родители как читали своим малышам, так и продолжают читать. И по-прежнему активно покупаются «Винни-Пух и все-все-все», «Алиса в Стране Чудес», сказки Андерсена и другие классические сказочные произведения.
Дело в другом: ведь мы с вами являемся свидетелями совершенно новых и неординарных явлений: безумие вокруг книг о маленьком английском волшебнике Гарри Потере, выходящих миллионными тиражами во всем мире; популярность романов в жанре фэнтези, представляющих собой не что иное, как сказки для взрослых. А идущие нарасхват, словно горячие пончики, сказки-притчи Пауло Коэльо, привлекшие внимание подростков, которых, казалось бы, уже ничем не привлечь? А открытый российскими читателями в последний год Филипп Пулман, пишущий «детские книги для взрослых сердец»?
А невероятный успех в кинопрокате трилогии о Властелине колец? Да совсем недавнее событие — бурно встреченное поклонниками появление фильма по книге Сергея Лукьяненко «Ночной дозор»: ведь это просто современная сказка о светлых и темных силах, о магах и вампирах!
Эту «сказочную тенденцию» давно уловили психологи: сейчас ни одно направление практической психологии и психотерапии не обходится без использования метафор, в том числе сказочных. Существует уже целое движение сказкотерапевтов, применяющих сказку для оказания психологической помощи людям самого разного возраста.
В чем же дело? Почему сказки захватили умы и сердца не только детей (это-то никого не удивляет), но и огромного (если не сказать подавляющего) большинства взрослых людей Земли?
Поиску ответов на эти вопросы, а также тому, как сказкотерапия используется в психологии, и посвящен сегодняшний номер нашей газеты.
Игорь ВАЧКОВ