НА ПРИМЕРЕ КОТА В САПОГАХ
Импровизация и креативность
Способность к
импровизации с полным правом можно назвать одним
из самых ярких проявлений креативности. В
процессе импровизации особое значение имеет
фактор времени, в течение которого человек
реагирует на событие. Суметь быстро и внешне
легко воспользоваться «случайными»
ситуативными элементами для продуктивного
решения внезапно возникшей проблемы способен
далеко не каждый.
Профессиональная психология нечасто обсуждает
проблему импровизации, зато в обыденной
психологии по этому поводу накоплен большой
опыт. Традиционно принято считать, что человек,
который за словом в карман не лезет, имеет острый
творческий ум. При этом в народе всегда говорили,
что задним умом мы все крепки, подчеркивая тем
самым, что по прошествии времени многие могут
находить интересные решения, но делать это
стремительно — здесь и сейчас — под силу не всем.
Импровизируя, человек демонстрирует все
параметры, по которым традиционно оценивается
креативность: продуктивность, оригинальность,
гибкость мышления, способность не просто
разрабатывать идею, а делать это молниеносно.
Способность импровизировать можно тренировать с
помощью сказок. На когнитивном уровне это можно
делать, концентрируя внимание детей на
способностях к импровизации многих известных
сказочных персонажей. Блестящие примеры
импровизации демонстрируют своим поведением
многие популярные сказочные герои. Среди них
особо можно отметить Кота в cапогах, Буратино,
Алису в Стране Чудес и других.
В совершенствовании практики импровизации могут
помочь специальные методики сочинения
сказок-импровизаций.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК-ИМПРОВИЗАЦИЙ
Карточки с картинками, изображающими
различных людей, животных (персонажей
традиционных сказок), надо последовательно
разложить на столе картинкой вниз, их можно также
положить друг на друга. Конечно, на карточках
могут быть изображены и растения, и дома, и
дворцы, и предметы мебели, и игрушки.
Первый участник поднимает первую карточку и без
паузы, сразу, экспромтом говорит несколько
предложений по поводу того, что на ней
изображено. Его задача — сделать зачин нашей
сказке. После того как он произнес три-четыре
предложения, в работу вступает второй участник.
Он поднимает вторую карточку, смотрит на нее,
показывает всем и также быстро, без задержки,
продолжает начатый сюжет, органично включая в
него сведения о доставшемся ему изображении.
Первый в это время кладет свою карточку на стол
так, чтобы изображенное на ней видели все. Затем в
дело вступает третий, четвертый, пятый и другие
участники.
Наш опыт показывает, что при работе с младшими
школьниками привлекать для сочинения одной
такой сказки более пяти-шести детей
нецелесообразно. Фиксируя подобные
импровизации, можно увидеть прогресс в их
создании. Естественно, что, настраивая детей на
эту игру, следует ориентировать их на сочинение
оптимистических историй, обязательно включающих
в себя вымышленные фантастические события.
ОДНО И ТО ЖЕ СОБЫТИЕ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
На столе (лицом вниз) раскладываем карточки с
изображением традиционных, хорошо известных
детям сказочных героев: Ваня из сказки
«Серебряное колечко»; Мальвина, кот Матроскин,
попугай Кеша, Царевна Несмеяна, Конек-горбунок,
Емеля и др. Затем предлагаем группе ситуацию,
например встреча с Карабасом-Барабасом. Дети
поочередно поднимают по одной карточке и,
учитывая особенности мышления и поведения
доставшего персонажа, стиль речи, говорят о том,
как бы каждый из них отнесся к этой встрече.
Следует обязательно отмечать и поощрять
наиболее яркие, артистичные, точно
соответствующие характеру героя ответы. Так,
например, Ваня мог бы спросить Карабаса:
«Гражданин! Ты почто куколок тиранишь? Нехорошо
это, дядя, нехорошо...» Мальвина вряд ли
удержалась бы от слез, кот Матроскин вполне мог
бы предложить Карабасу поработать на него, а
попугай Кеша, скорей всего, спросил бы Карабаса,
бывал ли тот на Таити, а затем затеял
бессмысленный разговор о видах на урожай или
движении воздушных потоков над Атлантикой.
Меняя героев и обсуждаемые ситуации, можно
постоянно вводить в игру неожиданные повороты.
Это, безусловно, заставит участников
импровизировать и скажется на развитии
оригинальности и гибкости их мышления.
СОЧИНЕНИЕ ОЧЕНЬ ПРАВДИВЫХ ИСТОРИЙ
Всем известно, что одна из главных особенностей
сказки — непременное наличие в ней
фантастических, вымышленных событий. На первый
взгляд (взгляд несведущего человека),
придумывать необычное, фантазировать очень
легко. Поскольку это совсем не так, предлагаемая
методика специально названа провокационно —
«сочинение очень правдивых историй».
Детям дается задание придумать короткую сказку о
каких-то предельно фантастических, вымышленных
событиях. Первоначально это задание обычно
кажется детям очень простым, и только занятия
покажут им, как это бывает трудно. Для того чтобы
активизировать детей, психологу желательно
включаться в детские сочинения, добавлять свои
идеи, демонстрируя при этом образцы творческого
решения. Это существенно усилит развивающий
эффект занятия.
С ПОМОЩЬЮ РАЗНОЦВЕТНЫХ ШЛЯП
В своей книге «Латеральное мышление» известный
специалист в области психологии творчества
Эдвард де Боно предложил интересный путь решения
творческих задач. Он советует не пытаться
сделать все сразу, а выполнять по одному
мыслительному действию за один раз. Для этого, по
замыслу Э. де Боно, следует мысленно (а можно и
по-настоящему) снимать и надевать разные шляпы,
каждая из которых задает определенное
направление мышлению.
Объясняя, почему используются именно шляпы,
автор подчеркивает, что головной убор — это то,
что обычно очень точно указывает, какую
социальную роль играет в данный момент человек.
Судите сами: мы можем надеть бейсбольную кепку,
солдатскую пилотку или косынку медсестры, и
каждый из этих головных уборов предлагает нам
новую социальную роль, а в соответствии с ней —
новую модель поведения и новый взгляд на
окружающее. Важно и то, что шляпу можно легко
снять. Она не является чем-то фундаментальным.
Мы модернизировали методику Э. де Боно для
решения наших задач по сочинению сказок. Для
этого нам можно взять не шесть шляп, как у него, а
гораздо больше. У нас каждая шляпа будет задавать
определенный эмоциональный настрой. Этот
настрой будет определяться наиболее
характерными ощущениями, вызываемыми тем или
иным цветом.
Например:
Белая шляпа — светлые мысли.
Оранжевая шляпа — радость, праздничное
настроение.
Черная шляпа — мрачные мысли, черные
замыслы, козни злых персонажей.
Красная шляпа — яркие, сильные эмоции и
чувства.
Фиолетовая шляпа — догадки, интуиция,
предчувствия.
Желтая шляпа — сокровища, ценности и деньги.
Синяя шляпа — мечты и фантазии.
Серая шляпа — равнодушие, холодность.
Зеленая шляпа — исследования, предложения,
альтернативные идеи, неожиданное решение
сложной проблемы.
Розовая шляпа — волшебные события.
Теперь выбираем героев нашей сказки и, снимая и
надевая (мысленно или по-настоящему)
разноцветные шляпы, мы можем сочинить бесконечно
большое количество сказок.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК ПО ЦВЕТОВЫМ АССОЦИАЦИЯМ
Язык цвета неоднозначен, и вместе с тем в
сознании большинства людей прочно живут
стереотипы его восприятия. Вероятно, первый из
них заключается в том, что определенные цвета
вызывают у разных людей одни и те же эмоции,
чувства, ассоциации. Если бы представления о
чувствах, вызываемых разными цветами, у людей не
были бы унифицированы, то художник, с его
индивидуальным подходом к выражению через цвет
своих замыслов, был бы просто недоступен и
непонятен другим.
Поэтому, например, педагоги-художники всегда
заботятся о том, чтобы рассказать ребенку о
«теплых» и «холодных» цветах, о том, какие цвета
вызывают в сознании большинства людей
активность, радость, а какие спокойствие и
умиротворение. Использование ребенком этих
знаний в собственном творчестве повышает
выразительные возможности продуктов детского
творчества, расширяет возможности восприятия
самим юным творцом различных явлений. Это, в свою
очередь, влияет на развитие творческого
потенциала ребенка.
Для развития ребенка в данном направлении
разработано много заданий. Например, «нарисуй
предметы, окрашенные в теплые и холодные цвета».
Но значительно более популярны другие задания,
тесно связанные с выразительными возможностями
цвета. Самое распространенное из них — выразить
заданное настроение цветом путем раскрашивания
одинаковых контуров. Дайте ребенку две
заготовки, на которых изображены контуры,
например, сказочного города (контуры должны быть
идентичны), и предложите цветом добиться того,
чтобы один город стал «городом злого», а другой —
«городом доброго» сказочного героя.
Разнообразить и одновременно усложнить задание
можно путем внесения изменений в изображения
самих контуров и путем использования
разнообразных, а не только полярных (добрый —
злой; смешной — грустный) настроений. Например,
предлагаем контурное изображение птицы (корабля,
самолета) и даем задание: сделай так, чтобы одна
птица была «взволнованная», а другая
«спокойная».
Совершенствовать способность выражать свои
чувства в полихромном изображении можно, вводя
ограничения на использование большого
количества цветов. Предложите ребенку
нарисовать, например, два волшебных леса, но один
лес пусть будет мрачным, а другой веселым и
солнечным. Постепенно развивая ребенка в этом
направлении, необходимо подвести его к мысли, что
при общей правильности закономерностей,
закрепленных данным стереотипом восприятия
цвета, сам по себе цвет в произведении
изобразительного искусства может и должен
использоваться очень разнообразно.
Взрослый художник, работая, решает эти задачи на
интуитивном уровне, не задумываясь ни о том,
какие краски между собой смешивать, ни о том,
каким цветом в данный момент воспользоваться. У
него все это получается естественно, само собой,
минуя сознание. Поэтому, например, изображая
снег, освещенный закатным солнцем, он
воспользуется не только белой краской, а рисуя
траву или листву деревьев, не будет применять
только зеленую. Художник не имеет стереотипа, от
влияния которого страдают многие детские
рисунки и даже сама способность ребенка
объективно воспринимать действительность.
Мы говорим уже о другом распространенном
стереотипе цветового восприятия. Назовем его
«стереотипом доминирующего цвета». Нередко
поправляя рисунки детей, мы внушаем им, что трава
должна быть зеленой, небо — голубым, огонь —
оранжевым и тому подобное. Мы привыкли к
словесному определению доминирующего цвета
предмета. В языке, даже таком богатом, как
русский, нет столько словесных обозначений,
сколько существует оттенков цветов.
Цветовые стереотипы можно применять с пользой.
Например, предлагаем детям карточки с
квадратиками или кружочками разного цвета
(допустим, 2 голубых, 2 желтых, 2 коричневых,
2 зеленых, 2 красных, 1 розовый, 1 черный).
Задание: придумай волшебную
историю, в которой было бы столько же голубого,
красного, зеленого, черного и других цветов.
Александр САВЕНКОВ,
доктор психологических наук
|