Сказочный
проективный тест
для исследования личности детей
|
Карина Колакоглоу
М.: Когито-центр, 2003
|
Увидев яркую книжку с
привлекательным названием, да еще снабженную
готовым стимульным материалом, каждый
работающий с детьми психолог, педагог, да и
родитель обязательно подумает: «надо купить». Ну
еще бы! Сказочный! Проективный! Тест! Для
исследования личности ребенка! Наверно, это не
только серьезно, но легко, интересно и забавно.
Обследование ребенка можно превратить еще и в
увлекательную игру!
Здесь хочется сразу остановить полет фантазии
коллег и предупредить, что перед нами очень
сложный и тонкий диагностический
инструментарий, требующий от психолога не только
большого опыта в психодиагностике, но и
серьезных специальных знаний в области
психоанализа, клинической психологии и
психотерапии.
Тест направлен на изучение динамики личностного
развития детей 7–12 лет, а также на исследование
взаимосвязи его личностных черт, потребностей,
конфликтов и защитных механизмов.
Привлекательность этого теста для работы с
детьми несомненна. Прежде всего, он построен на
сказочном материале, что позволяет через
подсознательную сферу выйти на истинные чувства
и установки ребенка. Кроме того, в отличие от
большинства проективных методик, сказочный тест
К. Колакоглоу содержит четкую систему
кодирования (систематизации) ответов детей,
которая помогает в построении объективной
картины личностных особенностей и проблем
ребенка. Тест может применяться и для работы с
детьми, которые имеют проблемы в обучении и
страдают легкой степенью умственной отсталости.
Работа с ребенком строится с учетом хорошего
знания ими ряда популярных сказок: «Красная
шапочка», «Белоснежка и семь гномов», «Снежная
королева», «Мальчик-с-пальчик».
Автор считает, что в подсознательном отношении
ребенка к тому или иному герою, точнее — к тому
образу, который создает его фантазия,
проявляются его собственные проблемы и
конфликты. Так, в образе волка таится страх и
разрушение, а гномы часто ассоциируются с
жадностью. Предлагая ребенку различные варианты
изображения сказочных героев и ситуаций,
психолог выясняет отношение к ним детей, задавая
ему предложенные вопросы и фиксируя ответы.
Впоследствии ответам детей присваиваются баллы
по определенной схеме. Эта четко продуманная
кодировка помогает избежать субъективности в
оценке результатов и представить реальное
состояние ребенка.
Сказочный проективный тест, разработанный
доктором психологии Кариной Колакоглоу (Греция),
был опубликован и апробирован в Греции, Германии,
Бразилии, Китае, Словакии, Франции, Испании,
Англии, Португалии, Италии. С 2001 по 2003 год он
прошел адаптацию и в России. В исследовании
участвовало 600 детей из общеобразовательных школ
г. Орла. Согласитесь, что это нетипично для наших
условий. На основании полученных результатов в
российское издание были внесены изменения. В
частности, приводятся образцы ответов наших
детей, а также российские нормы для теста.
Книжка эта действительно уникальная. Хочется
поблагодарить Когито-центр, который выпустил
диагностический инструментарий, отвечающий
современным требованиям.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|