Фольклоротерапия:
учебное пособие
|
М.Н. Зыкова
М. – Воронеж:
Московский
психолого-социальный
институт, 2004
|
Все-таки жизнь —
удивительная штука! В том смысле, что не устает
подкидывать сюрпризы, — вроде книжки с
многообещающим названием. Фольклоротерапия —
это, с одной стороны, что-то известное: сказки там,
народные песни и прочее творчество, а с другой —
нечто никем пока не «концептуализированное». И
автору рецензируемой книги, к сожалению (а может,
и к счастью?), этого сделать тоже не удалось.
Вообще-то, не вполне понятно, что за книгу автор
пытался написать: научную монографию или
размышления по поводу психотерапевтических
возможностей фольклора. Куски стройного
научного текста перемежаются отвлеченными
раздумьями и обобщениями. Надо сказать, что
предметом рассмотрения здесь выступает не весь
фольклор, а лишь его обрядово-ритуальная
составляющая. Так что название оказалось
существенно шире содержания.
Совершенно необъяснимым в контексте названия
оказывается появление второй части: «Музыка как
средство и музыкотерапия как направление
психотерапии», — о музыкальном фольклоре там
почти не говорится.
Но книга тем не менее не лишена интереса. В ее
первом разделе «Психологическая теория
фольклора» сообщается, что фольклоротерапия —
«метод превентивной (?! — А.Ш.) психотерапии,
состоящий в креативном воссоздании форм
культурного филогенетического опыта, а именно —
закрепленных в формулах фольклора способах
разрешения проблем личности». Правда, возникшим
было надеждам читателя на то, что он сможет в
дальнейшем узнать, какие это способы и какие
проблемы личности можно решать с помощью
фольклора (да еще и «превентивно»), не суждено
сбыться.
Весьма интересны и научные обобщения, коими
изобилует книга. Мысль читателя будоражит
представление автора о том, что психологическая
формула обряда — это «старая жизнь — смерть —
новая жизнь». А от глубины авторского
проникновения в «сакральные смыслы» детской
«бесхитростной» заклички, призывающей весну,
просто захватывает дух. Оказывается, исходя из
этих десяти ритмичных и зарифмованных слов,
можно сконструировать «путь развития науки,
искусства и религии». При анализе примеров
Зыкова опирается и на Фрейда, и на Юнга, и на
символику традиционной русской культуры, легко
делая далеко не очевидные выводы. Хороводная
игра «Заинька» в ее интерпретации «является
одной из древнейших эротических игр», а текст
этой известной игры («Заинька, войди в садик...
Серенький, попляши!..»), оказывается, говорит нам о
совокуплении!
Заключительная часть, которая называется
многообещающе «Фольклоротерапия на практике» и
занимает половину всего объема, содержит
результаты авторского исследования
формирования половой идентичности с помощью
музыкальных занятий. Она включает фольклорные
игры и примеры использования таких игр в работе с
детьми разного возраста. К сожалению, автор четко
не формулирует цели именно терапевтической
работы, а также не указывает, при каких проблемах,
кроме горя, женитьбы и полового воспитания,
эффективны обряды и ритуалы. Так что ждем
продолжения...
Удивляйтесь, господа, удивляйтесь!
Александр ШАДУРА
|