Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Фольклоротерапия:
учебное пособие

 

М.Н. Зыкова
М. – Воронеж:
Московский
психолого-социальный
институт, 2004

Все-таки жизнь — удивительная штука! В том смысле, что не устает подкидывать сюрпризы, — вроде книжки с многообещающим названием. Фольклоротерапия — это, с одной стороны, что-то известное: сказки там, народные песни и прочее творчество, а с другой — нечто никем пока не «концептуализированное». И автору рецензируемой книги, к сожалению (а может, и к счастью?), этого сделать тоже не удалось.
Вообще-то, не вполне понятно, что за книгу автор пытался написать: научную монографию или размышления по поводу психотерапевтических возможностей фольклора. Куски стройного научного текста перемежаются отвлеченными раздумьями и обобщениями. Надо сказать, что предметом рассмотрения здесь выступает не весь фольклор, а лишь его обрядово-ритуальная составляющая. Так что название оказалось существенно шире содержания.
Совершенно необъяснимым в контексте названия оказывается появление второй части: «Музыка как средство и музыкотерапия как направление психотерапии», — о музыкальном фольклоре там почти не говорится.
Но книга тем не менее не лишена интереса. В ее первом разделе «Психологическая теория фольклора» сообщается, что фольклоротерапия — «метод превентивной (?! — А.Ш.) психотерапии, состоящий в креативном воссоздании форм культурного филогенетического опыта, а именно — закрепленных в формулах фольклора способах разрешения проблем личности». Правда, возникшим было надеждам читателя на то, что он сможет в дальнейшем узнать, какие это способы и какие проблемы личности можно решать с помощью фольклора (да еще и «превентивно»), не суждено сбыться.
Весьма интересны и научные обобщения, коими изобилует книга. Мысль читателя будоражит представление автора о том, что психологическая формула обряда — это «старая жизнь — смерть — новая жизнь». А от глубины авторского проникновения в «сакральные смыслы» детской «бесхитростной» заклички, призывающей весну, просто захватывает дух. Оказывается, исходя из этих десяти ритмичных и зарифмованных слов, можно сконструировать «путь развития науки, искусства и религии». При анализе примеров Зыкова опирается и на Фрейда, и на Юнга, и на символику традиционной русской культуры, легко делая далеко не очевидные выводы. Хороводная игра «Заинька» в ее интерпретации «является одной из древнейших эротических игр», а текст этой известной игры («Заинька, войди в садик... Серенький, попляши!..»), оказывается, говорит нам о совокуплении!
Заключительная часть, которая называется многообещающе «Фольклоротерапия на практике» и занимает половину всего объема, содержит результаты авторского исследования формирования половой идентичности с помощью музыкальных занятий. Она включает фольклорные игры и примеры использования таких игр в работе с детьми разного возраста. К сожалению, автор четко не формулирует цели именно терапевтической работы, а также не указывает, при каких проблемах, кроме горя, женитьбы и полового воспитания, эффективны обряды и ритуалы. Так что ждем продолжения...
Удивляйтесь, господа, удивляйтесь!

Александр ШАДУРА