Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2005


ГИЛЬДИЯ

ПРЕПЯТСТВИЯ? ПРЕОДОЛЕЕМ!

С сожалением приходится констатировать: не успев окончательно сформироваться, система психологической службы в образовании переживает свой очередной кризис, вызванный целым рядом обстоятельств — как объективных, так и субъективных. К объективным относится будоражащая систему образования (да и всю страну в целом) череда реформ и нововведений, которые, не успев развернуться в полную силу, тихо уступают место следующим.
В этот непростой период выжить может только самодостаточная и четко организованная структура. Является ли такой психологическая служба? Однозначный ответ на этот вопрос, мне кажется, дать трудно. Безусловно, за пятнадцать лет своего существования психологи смогли заявить о себе как о неотъемлемой части современной образовательной системы. И многие руководители на региональном и местном уровнях уже не представляют решения большинства образовательных задач без их участия.
Но это, к сожалению, не распространяется на всю психологическую службу. Есть и противоположные примеры. В регионах, где психологи по тем или иным причинам не смогли интегрироваться в систему образования, сейчас происходят неприятные события, вплоть до сокращения ставок психологов в школах и детских садах. Часто это делает местная администрация, хотя подобные действия и входят в противоречие с Федеральным законом об образовании.
Выход из этой непростой ситуации видится в консолидации и укреплении самой службы. В первую очередь, это должно касаться ее законодательной и нормативно-правовой базы, а также эффективности работы ее участников, что подразумевает совершенствование научно-методического обеспечения и повышение качества их подготовки. Пока, к сожалению, психологическая служба этим похвастаться не может. Более того, психологи по-прежнему не имеют равных прав с педагогами, в частности по вопросу назначения пенсий за выслугу лет.

ПЕРВЫЙ ШАГ
Но постараемся взглянуть на деятельность психологической службы образования с иной точки зрения. Жизненность любой системы во многом определяется активностью, заинтересованностью и дееспособностью составляющих ее элементов. А в этом наши психологи сильно превосходят многих зарубежных коллег. Не перестаешь удивляться, какие чудеса творят педагоги-психологи в отдаленных уголках России, не имея не только доступа в Интернет, но даже и компьютера. Да и простое общение с коллегами бывает возможно не чаще нескольких раз в году, а методическая литература приобретается по случаю. Безусловно, такие люди способны на многое!
Первым шагом на пути консолидации активных, заинтересованных и дееспособных сил психологической службы, на мой взгляд, стала I Международная научно-практическая конференция «Психология образования: проблемы и перспективы», прошедшая с 15 по 17 декабря 2004 г. в Москве.

Станут ли участники конференции активными творцами своего будущего?
Станут ли участники конференции
активными творцами своего будущего?

Вначале это мероприятие планировалось как ежегодный съезд членов Федерации практических психологов образования, но количество желающих приехать навело организаторов на мысль, что не стоит ограничиваться рамками федерации, надо пригласить коллег не только из России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Среди участников были психологи-практики, руководители психологических служб, представители науки (из РАО и РАН), преподаватели вузов, а также представители муниципальных и региональных органов управления образованием, государственных и общественных организаций, специалисты Министерства образования и науки РФ. А поскольку большинство мероприятий конференции проходило в помещении Московского городского психолого-педагогического университета, то на многих секциях, мастер-классах и семинарах можно было встретить и студентов.
На этой конференции президентом Федерации психологов образования России В.В. Рубцовым была озвучена мысль о том, что современная школа должна выполнять функцию «института социальной защиты детства». Она должна, прежде всего, ориентироваться на конкретного ребенка, обеспечивая его образование, развитие, здоровье, а в широком смысле безопасность. Большая роль здесь отводится психологической службе, и то, в какой степени она может решать эти задачи, является своеобразной лакмусовой бумажкой для ее деятельности.
Что касается содержательной стороны работы психологов, то здесь главное — обеспечение возрастного подхода к организации образовательного процесса. Серьезное беспокойство вызывает ряд скороспелых подходов к модернизации образования, многие из которых полностью игнорируют законы возрастной и педагогической психологии. Особые возражения вызывает стремление начинать обучение с пятилетнего возраста.

В.В. Рубцов поставил перед психологами образования самые серьезные задачи

В.В. Рубцов поставил
перед психологами образования
самые серьезные задачи

Поэтому психологам образования (а именно они ближе всего к современному детству) следует четко заявить о своей активной позиции по отношению к модернизации образования. И здесь большие надежды возлагаются на Федерацию психологов образования России, которая призвана отстаивать права детей на образование, создавать условия для их психологической и информационной безопасность. Правда, все это невозможно без гарантии прав самих практических психологов, работающих в образовании.
В качестве альтернативы, которая может укрепить школу в условиях «отхода государства от реального образования», Виталий Владимирович предложил идею интеграции базового и дополнительного образования, что может обеспечить «разумное распределение функций образования, воспитания и социализации детей между школой и другими социальными институтами (библиотеки, музеи, спортивные клубы)». При этом школа «выходит за рамки традиционного образования, становясь особым социокультурным пространством, общим местом жизнедеятельности детей и взрослых». В такой среде вопросы объема, содержания и структуры образования должны учитывать возможности не только базового, но и обязательного дополнительного образования.

ПСИХОЛОГИ СОБИРАЛИСЬ НЕ ЗРЯ...
О резолюции хочется сказать особо, поскольку отношение участников конференции к составлению ее проекта было самым серьезным. Многочисленные проблемы, существующие в психологической службе образования, которые обсуждались на секциях, круглых столах, в дискуссионных клубах, позволили сформулировать целый ряд конкретных предложений в адрес различных ведомств и организаций: Министерства образования и науки РФ, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, президиума Федерации психологов образования России, Российской академии образования.
С момента принятия этой резолюции прошло полгода. Что же изменилось? Ведь мы знаем, что довольно часто решения всевозможных конференций оказываются забытыми сразу по завершении заседаний и никаких серьезных последствий не имеют.
К счастью, можно констатировать: не зря съезжались практические психологи образования со всей России. Все-таки может профессиональное психологическое сообщество повлиять на ситуацию в стране и быть услышанным властями.
Резолюция конференции была передана директору Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.И. Калине, который на ее основании принял ряд решений. В частности, для дальнейшего развития службы и осуществления взаимодействия Минобрнауки РФ, Федерации психологов образования России и других заинтересованных министерств и ведомств было решено создать координационную группу по разработке Программы развития службы практической психологии образования Российской Федерации до 2010 года и Плана мероприятий по ее реализации.
Особое внимание в этих документах будет уделено:
— созданию в 2005 г. Межведомственного совета по развитию службы практической психологии образования Минобрнауки России с участием представителей науки, руководителей региональных психолого-педагогических и медико-социальных центров, ответственных за деятельность службы в органах управления образованием, педагогов-психологов образовательных учреждений;
— внесению изменений и дополнений в Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ (приказ от 22 октября 1999 г. № 636) с учетом изменившейся ситуации в образовании;
— внесению изменений в стандарты и программы подготовки, переподготовки педагогов-психологов в системе высшего образования в связи с возможностью введения новой специальности «Практическая психология образования».

В БУДУЩЕЕ — С ОПТИМИЗМОМ
Учитывая значимость работы, проводимой Федерацией психологов образования России, Департамент государственной политики в образовании принял решение о поддержке проведения II Национальной конференции «Психология образования: региональный опыт», которая состоится в декабре 2005 года. Организаторами этой конференции выступили: Министерство образования и науки РФ, Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Психологический институт Российской академии образования.
В рамках подготовки к этой конференции Министерством образования и науки РФ и Федерацией психологов образования России предусмотрено проведение Всероссийской интернет-конференции «Психологическое обеспечение реализации приоритетных направлений развития системы образования в субъектах Российской Федерации» на сайте www.psyinfo.ru с 15 апреля по 15 сентября 2005 года. Результаты интернет-конференции будут обсуждены на всероссийских семинарах-совещаниях:
«Управление службой практической психологии образования на региональном и муниципальном уровнях» (27–28 сентября 2005 г., г. Москва);
«Психологическое обеспечение профессионального становления учащихся и студентов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования»
(18–19 октября 2005 г.,
г. Москва);
«Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждениях дошкольного образования» (26–27 октября 2005 г., г. Москва);
«Психологическая служба в системе дополнительного образования» (15–16 ноября 2005 г.,
г. Москва).
Кроме того, о них будет идти речь на II Всероссийской неделе школьной психологии (4–11 октября 2005 г., г. Туапсе, Всероссийский детский центр «Орленок»).
На семинарах-совещаниях будут выработаны общие подходы к развитию психологии образования, определены приоритеты и перспективы, сформирован запрос образовательной практики к психологической науке, обсуждены возможности практической психологии образования как ресурса повышения эффективности и развития управленческих структур, обобщен практический опыт.
Конкретным результатом этой работы должно стать создание рабочих групп по разработке изменений и дополнений в Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации с учетом изменившейся ситуации в образовании.
Эти грандиозные планы внушают оптимизм. Хочется верить, что в результате серьезной и многосторонней подготовки Положение о службе практической психологии наконец-то будет соответствовать желаниям и профессиональным интересам каждого школьного психолога России.

Ольга РЕШЕТНИКОВА