Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2005


ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ

Первый день Недели психологии в «Орленке» будет посвящен проблеме «Психолог и учебная успешность ребенка». Рассмотрение этой проблемы мы открываем беседой с доктором биологических наук, профессором, академиком РАО, директором Института возрастной физиологии РАО, лауреатом премии Президента России М.М. БЕЗРУКИХ

ОПЯТЬ ДВОЙКА...

Почему с появлением психолога почти в каждой школе неуспевающих детей не стало меньше?

Это очень интересный вопрос. К сожалению, представление о школьных трудностях ребенка у педагогов, родителей и школьных психологов, с одной стороны, и физиолога, который занимается этими проблемами, с другой стороны, не совпадает. Приведу один показательный пример.
На спецкурсе «Психофизиология школьных трудностей» я работала с большой аудиторией будущих психологов (это были студенты-выпускники). Мы говорили о том, что делать, если у ребенка возникают школьные проблемы. И почти восемьдесят процентов будущих специалистов, которым завтра предстоит прийти в школу (а некоторые из них вообще получали второе высшее образование, они педагоги), ответили, что прежде всего нужно повысить мотивацию детей к учебе.
Другими словами, они уверены в том, что ребенок не учится, потому что не хочет. Часть из них считает, что нужно больше работать с родителями, поскольку с ребенком недостаточно занимаются дома.
Если обобщить все это, то нетрудно понять, что по представлению будущих психологов в школьной неуспешности виноват сам ребенок, который недостаточно старается, или у него нет нужной мотивации, или родители уделяют этому мало внимания.
Это совпадает с теми представлениями, которые есть у педагогов относительно плохо успевающих детей. Когда я спрашиваю учителей: что делать, с ребенком, который плохо пишет, аудитория мне дружно отвечает: больше писать! Если плохо читает, то, по мнению педагогов, надо больше читать.
Посмотрите: психологи говорят про недостаточную мотивацию и познавательную активность детей, а учителя считают, что ученикам просто надо больше работать. Противоречий в этих взглядах нет, это явления одного порядка. Вывод делается один: ребенок не хочет учиться!
Физиолог же (нейрофизиолог, психофизиолог) выявляет механизмы возникновения трудностей. И когда ему удается их найти, становится ясно: ребенок не «не хочет», а не может нормально учиться.
Поэтому мы разделяем понятия: школьные трудности и неуспеваемость (или неуспешность). Мы считаем, что это неоднозначные понятия. Под школьными трудностями мы понимаем весь комплекс проблем, которые возникают у ребенка с началом систематического обучения, что приводит к ухудшению здоровья (физического и психического), к нарушению социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Это и есть основа для возникновения неуспешности.
Но не всегда трудности в обучении детей приводят к неуспеваемости: если мы вовремя заметим их, если мы сумеем понять механизмы их возникновения и сможем оказать ребенку эффективную помощь, то школьные трудности не перерастут в неуспешность.

Что нужно знать и уметь школьному психологу для успешной работы?

Психолог может очень многое, главное — найти правильный подход к решению проблем ребенка. Часто психологи пытаются бороться с неуспешностью, формируя у ребенка правильное отношение к неудачам, повышая его мотивацию. Это хорошо, но одной такой работой мы не устраняем причину. А порой, к сожалению, наоборот, углубляем ее.
Приведу такой простой пример. Ребенок часто болеет: две недели он в школе, три — вне школы. Ему нужно догонять остальных детей, он вынужден усиленно заниматься, а на это не хватает сил. Как это ни парадоксально, если у такого ученика не очень высокая мотивация, то это даже благо. Потому что он не насилует бесконечно себя, не вгоняет в эмоциональный и физический стресс. А если у него высокая мотивация, и при этом он функционально и физически не может нормально учиться, то он очень из-за этого переживает. И ни к чему хорошему это не приводит.
Это неверный путь, поскольку нарушаются причинно-следственные связи. Получается, что мы стремимся ликвидировать следствие — сформировавшуюся неуспешность, не выявив причину — почему возникает эта неудача.
На наш взгляд, начинать работу с детьми, у которых есть школьные проблемы, нужно, анализируя их совокупность и стремясь сделать все, чтобы ликвидировать их первопричину. Неслучайно мы выделяем самые разные аспекты школьных трудностей. Среди них есть и чисто медицинский: первичные и вторичные нарушения физического и психического здоровья ребенка (которые возникают в результате постоянных неудач, постоянного стресса, постоянного напряжения).
Есть педагогический аспект школьных трудностей, куда входят школьные факторы риска, есть социальный и психологический аспекты. В школьных трудностях нужно различать синдром, его проявление и причины возникновения. Проявления могут быть одинаковыми, например: плохой почерк. Как правило, психологи в этом случае ставят ребенку диагноз – дисграфия, но на самом деле никакой дисграфии у него нет. Причиной может быть неадекватная методика обучения. Например, очень высокая скорость обучения письму дает такую же картину — у ребенка формируется плохой почерк, появляются ошибки. То же самое может наблюдаться у ребенка и с нарушениями моторики, и с нарушением фонетико-фонематического восприятия. И если психолог не разбирается в этом, а видит только плохой почерк и делает выводы на основании этого, то он не сможет предложить эффективную методику помощи.

На что психолог должен обратить внимание в первую очередь?

Психолог должен уметь разбираться в причинах и механизмах тех проблем, которые возникают у ребят в процессе обучения. К сожалению, их много. И чтобы найти первопричину, нужно многое знать о ребенке: понять, как он рос, в какой среде формировался, каковы его родители, условия его обучения. А для этого надо общаться не только с самим ребенком, но и с учителями и родителями. Ни один специалист не сможет оказать действенную помощь ребенку, если он не бывает на уроках. Если он видит ребенка только вне занятий, то достоверного представления о том, что же происходит, он не получит.
Более того, при наличии, например, трудностей письма нужно посетить не один урок, а длительное время посидеть рядом с учеником. А затем идти методом исключения, отбрасывая прежде всего те факторы, которые связаны с организацией учебного процесса: с учителем, который создает неадекватный темп работы, бесконечно «дергает» учеников, с учителем, у которого возможен конфликт с ребенком, который решил использовать какую-нибудь суперинновацию, вообще не понимая, для чего она.
Часто трудности обучения объясняются одной или несколькими из этих причин.
Следующий путь в диагностике школьных трудностей — изучение истории развития ребенка. Это позволяет понять, есть ли у него в анамнезе факторы риска: генетические, экологические, социальные, педагогические. Реконструкция истории важна для понимания, есть ли у ребенка нормальный адаптивный ресурс, готов ли он воспринимать разного рода нагрузки, или этот ресурс снижен. Как правило, если у матери наблюдалась патология беременности и родов, а у ребенка были нарушения в раннем развитии, то он имеет сниженный адаптивный ресурс.
Следующий шаг — тестирование самого ребенка и анализ тех проблем, которые возникают у него в процессе обучения. В нашем институте разработана специальная методика исследования трудностей письма и чтения: и по почерку, и по характеру ошибок, и по темпу. Это большой, серьезный диагностический комплекс, разработанный на основе возрастных особенностей и закономерностей развития навыков письма и чтения.
У нас имеются диагностические методики для изучения базовых познавательных функций ребенка. Это дает возможность понять, имеет ли ребенок риск развития школьных трудностей, а если да, то каких.
Разработаны даже специальные таблицы, где отражены виды трудностей и возможные причины их возникновения. Из них психолог может узнать, например, с чем связано формирование правильного образа буквы и как это протестировать.
Допустим, психолог видит, что у ребенка недостаточно сформированы механизмы организации деятельности, а значит, он с трудом концентрирует внимание, не может выделить главное, работает не по плану, быстро отвлекается. Плюс ко всему — у него есть проблемы со зрительно-пространственным восприятием. Из этого следует, что при чтении ребенку трудно дифференцировать знаки, а поэтому он не может читать или делает это очень плохо. Трудности с дифференцированием знаков приводят к тому, что он плохо пишет цифры, плохо считает. Часто бывает так, что причина одна, а трудности комплексные.
В результате диагностики, как правило, выявляется, что среди проблем ребенка низкая мотивация на последнем месте. Как только он почувствует успех, интерес к учебе появится сам собой.

Может ли психолог самостоятельно разобраться во всех этих проблемах, а главное — помочь ребенку?

Изучив ребенка, психолог должен сначала определить, чем он поможет ребенку. А затем нужно четко сформулировать рекомендации учителю (как учитель будет работать с ребенком) и родителям. Я не исключаю, что родителям надо будет объяснять все не один раз, подробно и по шагам. И учителю тоже — подробно и по шагам.
Помогать ребенку можно и на уроке, вплетая это в ход занятия. Но часто требуется специальная комплексная помощь. Что-то обязательно должны делать родители. Например, в течение пяти минут заставлять малыша шнуровать ботинки, надевать пуговки на шнурок, копировать фигурки. Можно попросить родителей каждый день тратить одну минуту на то, чтобы учить ребенка правильно держать ручку.
Этого, конечно, не может делать психолог. Его задача — дать четкие, конкретные, последовательные рекомендации и отслеживать ситуацию. Многие дети нуждаются в специальных занятиях с психологом. Если у ребенка не сформирована, например, организация учебной деятельности, то учитель должен учитывать эту особенность на уроке, а сформировать это качество может только психолог.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Химдиван». Компания «Химдиван» оказывает полный спектр услуг по чистке ковров, мягкой мебели и ковролинов. Химчистка ковролинов на дому и в офисе от компании «Химдиван» - это работа опытных профессионалов, которые по выгодной цене и в самые быстрые сроки, обеспечат идеальную чистоту Вашего пола, используя современное оборудование и лучшие моющие средства. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и отправить онлайн заявку на химчистку ковролинов, можно на официальном сайте компании «Химдиван», который располагается по адресу www.himdivan.ru