Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2005


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

НЕМАЛЕНЬКИЙ МУК

Какие только реформы не внедряют ученые мужи в образование! Меняют программы, переписывают учебники, вводят новые технологии обучения, переименовывают образовательные учреждения. Это коснулось и межшкольных учебных комбинатов, ранее именуемых учебно-производственными. О существовании таких комбинатов многие уже забыли, но только не в Орске. Уже четверть века преподаватели, учащиеся и их родители с гордостью произносят: «Мы работаем и учимся в «Ленинском»!» И гордиться есть чем.
Межшкольный учебный комбинат «Ленинский» уже много лет остается одним из лучших в регионе, показывая пример того, как можно выжить в условиях производственного кризиса. Возглавляет его С.А.Узакбаев, заботами которого комбинат обеспечен достойной материальной базой, а также условиями для профессионального роста педагогического коллектива.
Учебно-воспитательный процесс организован своеобразно. Уже в восьмом классе ребята пробуют свои силы в нескольких профессиях, а психологическая служба помогает определиться с профилем обучения. Обучаются в МУК не только учащиеся общеобразовательных школ, но и ребята из коррекционной школы- интерната № 68 для глухих и слабослышащих. Подростки могут здесь получить профессию токаря, секретаря-референта, водителя категорий «В» и «С», оператора ЭВМ и др.
Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. По данным социологического опроса, примерно 56% молодежи из-за незнания правил выбора профессий, отсутствия опыта избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.
Основная цель работы педагогов-психологов МУК — реализация психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе самоопределения и профессионального становления. Работа по профориентации ведется в нескольких направлениях и включает в себя разнообразные методы и формы.
Первое направление предложенной системы профориентационной работы с подростками позволяет обучить их правилам выбора профессии, познакомить с разнообразием профессий, дать представление о профессиограмме, о системе профессиональной подготовки. Кроме прочего, психологи МУК «Ленинский» используют информацию о рынке труда городской службы занятости населения.
Второе направление основывается на всестороннем изучении личности подростка: его склонностей, интересов, способностей, внимания, типа мышления, особенностей характера, мотива выбора профессии и т.д. Эта работа строится на использовании тестовых методик и опросников: дифференциально-диагностического опросника Е.А.Климова, определения типа темперамента Айзенка, опросника профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, оценки уровня развития типичных черт личности (тест Кеттелла) и др. Это направление помогает нацелить учащихся на самопознание, развить способность объективно оценивать себя, подобрать эффективные формы совершенствования.
Третье направление позволяет учащимся познакомиться с особенностями той или иной профессии непосредственно на практике, а это, в свою очередь, или подтверждает выбор школьника, или помогает ему переориентироваться.
Начинается такая работа уже в восьмом классе с профориентационной беседы и заполнения регистрационной карты (которая позволяет получить первые сведения о профессиональных предпочтениях), знакомства с понятиями «профессия», «типы профессий». В старших классах проводятся первичные групповые консультации (с группой до 20 человек), в процессе которых происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об учете интересов, типа темперамента при выборе профессии.
Также на основе полученных данных по регистрационным картам, успешности обучения на профилях, мнения родителей и учителей, всестороннего изучении личности психологи проводят индивидуальные углубленные профконсультации, в процессе которых психолог дает только общие рекомендации, пояснения, оценивает пригодность к той или иной группе профессий, но не к отдельным специальностям.
Смысл этой профконсультации заключается в том, чтобы помочь старшекласснику решить проблему выбора профессии, но не предлагать свои варианты. Прежде чем проводить инвидуальную профконсультациию, педагоги-психологи составляют «портфолио» на каждого исследуемого.
Несмотря на комфортные условия работы, у нас есть и трудности: во-первых, недостаточно литературы по профориентации, некоторые тестовые методики вызывают сомнения, так как ничего не упоминается об их валидности, надежности, во-вторых, приходится постоянно доказывать, что данная проблема актуальна, в-третьих, почти каждый педагог считает себя психологом и начинает сам проводить диагностику ребят, чему мы препятствуем.

«Портфолио» индивидуального
предпрофильного определения учащихся

Школа №____ класс________
Основные направления профориентационной работы МУК «Ленинский»

№ п/п Имя, фами-
лия
Пред-
меты, рекомен-
дованные для про-
фили-
рова-
ния
Пред-
меты, не рекомен-
дованные для про-
фили-
рова-
ния
Склон-
ность к наукам (про-
филь обу-
чения)
Предпо-
читаемая сфера деятель-
ности
Готовность к выбору Мотивы выбора про-
фес-
сии
Способ-
ности уча-
щих-
ся
Про-
фесси-
онально-
лично-
стный тип
Ре-
комен-
дации по вы-
бору про-
филя
до обу-
че-
ния
после обу-
че-
ния
                       

Светлана ИСМАГИЛОВА,
Наталья РЫЖОВА,
педагоги-психологи
МУК «Ленинский»,
г. Орск