НЕМАЛЕНЬКИЙ МУК
Какие только реформы не
внедряют ученые мужи в образование! Меняют
программы, переписывают учебники, вводят новые
технологии обучения, переименовывают
образовательные учреждения. Это коснулось и
межшкольных учебных комбинатов, ранее именуемых
учебно-производственными. О существовании таких
комбинатов многие уже забыли, но только не в
Орске. Уже четверть века преподаватели, учащиеся
и их родители с гордостью произносят: «Мы
работаем и учимся в «Ленинском»!» И гордиться
есть чем.
Межшкольный учебный комбинат «Ленинский» уже
много лет остается одним из лучших в регионе,
показывая пример того, как можно выжить в
условиях производственного кризиса. Возглавляет
его С.А.Узакбаев, заботами которого комбинат
обеспечен достойной материальной базой, а также
условиями для профессионального роста
педагогического коллектива.
Учебно-воспитательный процесс организован
своеобразно. Уже в восьмом классе ребята пробуют
свои силы в нескольких профессиях, а
психологическая служба помогает определиться с
профилем обучения. Обучаются в МУК не только
учащиеся общеобразовательных школ, но и ребята
из коррекционной школы- интерната № 68 для глухих
и слабослышащих. Подростки могут здесь получить
профессию токаря, секретаря-референта, водителя
категорий «В» и «С», оператора ЭВМ и др.
Часто бывает так: окончив профессиональное
учебное заведение и начав работать, люди
понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали.
По данным социологического опроса, примерно 56%
молодежи из-за незнания правил выбора профессий,
отсутствия опыта избирают профессию, не
соответствующую их интересам, склонностям и
убеждениям. А это влечет за собой разочарование,
кризисы нереализованности, бесперспективности.
Основная цель работы педагогов-психологов МУК —
реализация психолого-педагогического
сопровождения учащихся в процессе
самоопределения и профессионального
становления. Работа по профориентации ведется в
нескольких направлениях и включает в себя
разнообразные методы и формы.
Первое направление предложенной системы
профориентационной работы с подростками
позволяет обучить их правилам выбора профессии,
познакомить с разнообразием профессий, дать
представление о профессиограмме, о системе
профессиональной подготовки. Кроме прочего,
психологи МУК «Ленинский» используют информацию
о рынке труда городской службы занятости
населения.
Второе
направление основывается на всестороннем
изучении личности подростка: его склонностей,
интересов, способностей, внимания, типа мышления,
особенностей характера, мотива выбора профессии
и т.д. Эта работа строится на использовании
тестовых методик и опросников: дифференциально-диагностического
опросника Е.А.Климова, определения типа
темперамента Айзенка, опросника
профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой,
оценки уровня развития типичных черт личности (тест
Кеттелла) и др. Это направление помогает нацелить
учащихся на самопознание, развить способность
объективно оценивать себя, подобрать
эффективные формы совершенствования.
Третье направление позволяет учащимся
познакомиться с особенностями той или иной
профессии непосредственно на практике, а это, в
свою очередь, или подтверждает выбор школьника,
или помогает ему переориентироваться.
Начинается такая работа уже в восьмом классе с
профориентационной беседы и заполнения
регистрационной карты (которая позволяет
получить первые сведения о профессиональных
предпочтениях), знакомства с понятиями
«профессия», «типы профессий». В старших классах
проводятся первичные групповые консультации (с
группой до 20 человек), в процессе которых
происходит обучение правилам выбора профессии,
дается информация о многообразии профессий, об
учете интересов, типа темперамента при выборе
профессии.
Также на основе полученных данных по
регистрационным картам, успешности обучения на
профилях, мнения родителей и учителей,
всестороннего изучении личности психологи
проводят индивидуальные углубленные
профконсультации, в процессе которых психолог
дает только общие рекомендации, пояснения,
оценивает пригодность к той или иной группе
профессий, но не к отдельным специальностям.
Смысл этой профконсультации заключается в том,
чтобы помочь старшекласснику решить проблему
выбора профессии, но не предлагать свои варианты.
Прежде чем проводить инвидуальную
профконсультациию, педагоги-психологи
составляют «портфолио» на каждого исследуемого.
Несмотря на комфортные условия работы, у нас есть
и трудности: во-первых, недостаточно литературы
по профориентации, некоторые тестовые методики
вызывают сомнения, так как ничего не упоминается
об их валидности, надежности, во-вторых,
приходится постоянно доказывать, что данная
проблема актуальна, в-третьих, почти каждый
педагог считает себя психологом и начинает сам
проводить диагностику ребят, чему мы
препятствуем.
«Портфолио» индивидуального
предпрофильного определения учащихся
Школа №____ класс________
Основные направления профориентационной работы
МУК «Ленинский»
№ п/п |
Имя, фами-
лия |
Пред-
меты, рекомен-
дованные для про-
фили-
рова-
ния |
Пред-
меты, не рекомен-
дованные для про-
фили-
рова-
ния |
Склон-
ность к наукам (про-
филь обу-
чения) |
Предпо-
читаемая сфера деятель-
ности |
Готовность к
выбору |
Мотивы выбора
про-
фес-
сии |
Способ-
ности уча-
щих-
ся |
Про-
фесси-
онально-
лично-
стный тип |
Ре-
комен-
дации по вы-
бору про-
филя |
до обу-
че-
ния |
после обу-
че-
ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Светлана ИСМАГИЛОВА,
Наталья РЫЖОВА,
педагоги-психологи
МУК «Ленинский»,
г. Орск
|