ИСТОРИЯ ТЕСТОВ
|
В.М. Кадневский
М.: Народное
образование, 2004
|
Всякий, кто
интересуется психодиагностикой (а какой, скажите,
психолог-практик ею не интересуется?), при одном
виде этой книги, наверное, воскликнет:
«Поразительно, что до сих пор на такую важную
тему ничего не было написано! И как здорово, что
наконец такая книга появилась!» Действительно,
подобной работы у нас еще не было (хотя за рубежом
за последние полвека издано не менее дюжины), и ее
появление не может не радовать. Но, чтобы
знакомство с книгой не омрачило эту радость,
следует заранее предупредить потенциального
читателя, какие его надежды наверняка будут
оправданы, а каких не стоит и питать.
Заводя разговор об истории тестов, автор
начинает издалека, из глубины веков, упоминая
пифагорейские и спартанские испытания,
древнекитайские экзамены и пр., вселяя надежду и
на дальнейшее столь же обстоятельное и
разностороннее изложение. Однако уже во второй
главе описание сводится лишь к тестам
способностей (как общих, так и специальных), и в
стороне остается обширный пласт личностной
диагностики (даже о тесте Роршаха, самом
популярном в мире, в книге ни слова). Имена Г.
Айзенка и Р. Кеттелла упоминаются вскользь, в
связи с их вкладом в разработку метода
факторного анализа, но при этом автор, похоже, не
отдает себе отчета, какие же факторы эти
психологи анализировали. Многие имена, факты и
примеры, принципиально важные для истории
тестологии, в книге упущены. О тестах автор знает
явно больше иного неискушенного читателя, но, увы,
меньше, чем это необходимо для глубокого и
всестороннего раскрытия поднятой темы.
Некоторая неполнота и односторонность
содержания книги, вероятно, объясняется простой
и очевидной причиной — судя по всему,
иностранными языками автор не владеет и
воспользоваться зарубежными источниками не
может. По крайней мере, почти каждая попытка
привести термин в оригинальном написании или
сослаться на якобы использованный англоязычный
источник оборачивается конфузом, к которому
привела бы любого из нас попытка скопировать
иероглифы. В результате та часть книги, которая
посвящена отечественным разработкам ХХ века,
поражает глубиной, обстоятельностью и
корректностью, а та, что повествует о
психодиагностике на Западе, тоже поражает, но,
увы, совсем другим. При том что 99% истории тестов
составляют западные изыскания, эта сфера
представлена автором в виде пересказа крайне
немногочисленных и разрозненных отечественных
изданий, не покрывающих и половины ее.
В целом издание весьма интересно своим
фактическим содержанием, хотя и далеко не
всеобъемлющим. Но можно также отметить, что
история представлена в ней в традиционной,
«скучной» манере — как набор дат, фактов и имен,
но никак не собрание уроков. Извлечь из нее
практическую пользу не так-то просто. Впрочем...
Автору, наверное, надо сказать «спасибо» за
прекрасную подсказку будущим авторам, желающим
разрабатывать эту тему. Хочется надеяться, что
эта книга по истории тестов — первая, но не
последняя. Такое пособие психологам очень нужно,
а это будет считаться лучшим в своем роде лишь до
той поры, пока остается единственным.
Сергей СТЕПАНОВ
|