Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ИСТОРИЯ ТЕСТОВ

В.М. Кадневский
М.: Народное
образование, 2004

Всякий, кто интересуется психодиагностикой (а какой, скажите, психолог-практик ею не интересуется?), при одном виде этой книги, наверное, воскликнет: «Поразительно, что до сих пор на такую важную тему ничего не было написано! И как здорово, что наконец такая книга появилась!» Действительно, подобной работы у нас еще не было (хотя за рубежом за последние полвека издано не менее дюжины), и ее появление не может не радовать. Но, чтобы знакомство с книгой не омрачило эту радость, следует заранее предупредить потенциального читателя, какие его надежды наверняка будут оправданы, а каких не стоит и питать.
Заводя разговор об истории тестов, автор начинает издалека, из глубины веков, упоминая пифагорейские и спартанские испытания, древнекитайские экзамены и пр., вселяя надежду и на дальнейшее столь же обстоятельное и разностороннее изложение. Однако уже во второй главе описание сводится лишь к тестам способностей (как общих, так и специальных), и в стороне остается обширный пласт личностной диагностики (даже о тесте Роршаха, самом популярном в мире, в книге ни слова). Имена Г. Айзенка и Р. Кеттелла упоминаются вскользь, в связи с их вкладом в разработку метода факторного анализа, но при этом автор, похоже, не отдает себе отчета, какие же факторы эти психологи анализировали. Многие имена, факты и примеры, принципиально важные для истории тестологии, в книге упущены. О тестах автор знает явно больше иного неискушенного читателя, но, увы, меньше, чем это необходимо для глубокого и всестороннего раскрытия поднятой темы.
Некоторая неполнота и односторонность содержания книги, вероятно, объясняется простой и очевидной причиной — судя по всему, иностранными языками автор не владеет и воспользоваться зарубежными источниками не может. По крайней мере, почти каждая попытка привести термин в оригинальном написании или сослаться на якобы использованный англоязычный источник оборачивается конфузом, к которому привела бы любого из нас попытка скопировать иероглифы. В результате та часть книги, которая посвящена отечественным разработкам ХХ века, поражает глубиной, обстоятельностью и корректностью, а та, что повествует о психодиагностике на Западе, тоже поражает, но, увы, совсем другим. При том что 99% истории тестов составляют западные изыскания, эта сфера представлена автором в виде пересказа крайне немногочисленных и разрозненных отечественных изданий, не покрывающих и половины ее.
В целом издание весьма интересно своим фактическим содержанием, хотя и далеко не всеобъемлющим. Но можно также отметить, что история представлена в ней в традиционной, «скучной» манере — как набор дат, фактов и имен, но никак не собрание уроков. Извлечь из нее практическую пользу не так-то просто. Впрочем... Автору, наверное, надо сказать «спасибо» за прекрасную подсказку будущим авторам, желающим разрабатывать эту тему. Хочется надеяться, что эта книга по истории тестов — первая, но не последняя. Такое пособие психологам очень нужно, а это будет считаться лучшим в своем роде лишь до той поры, пока остается единственным.

Сергей СТЕПАНОВ