Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Общая психология

Д.Н. Узнадзе
М.: Смысл; СПб.:
Питер, 2004

В нашем сознании имя Д.Н. Узнадзе — основателя грузинской психологической школы, одного из ведущих психологов ХХ века — прочно ассоциируется с понятием установки. Это связано с тем, что до недавнего времени на русском языке были изданы лишь его работы, посвященные описанию результатов изучения установки и ее роли в поведении. Мы, по существу, не имели адекватного и полного представления о научных воззрениях известного психолога. Интересно отметить, что Узнадзе профессионально занимался не только психологией, но и педагогикой, философией, историей, эстетикой. Однако пока что мы можем познакомиться лишь с психологическими работами одного из лидеров советской психологии, всегда привлекавшего к себе внимание выбранным им объектом исследования.
С выходом книги по общей психологии, которая впервые увидела свет в 1940 г., мы получили возможность проникнуть в логику научной мысли автора, не рассматривавшего установку как отдельное, то есть частное явление душевной жизни человека. По мнению Узнадзе, установка является фундаментальным механизмом целесообразного поведения. В этом смысле она не выступает «исключительно местным, локальным явлением», это — состояние субъекта как единого целого. И таким образом автор теории установки предстает перед нами как автор оригинальной общепсихологической теории. И одна из первых глав книги посвящена именно психологии установки. Эта глава предваряет описание закономерностей протекания психических процессов — памяти, мышления, восприятия и организации поведения, так как установка является общим механизмом психического.
Установка лежит и в основе произвольного поведения, что проявляется в момент принятия решения. Свою точку зрения Узнадзе обосновывает, опираясь на исследования классической психологии, а также достижения психологов начала прошлого века.
Эта книга, по замыслу автора, представляет собой учебник по общей психологии, который можно было бы считать устаревшим по прошествии более чем 60 лет. Однако по своему содержанию и манере изложения, по отточенности стиля (что следует отнести к заслугам не только автора, но и переводчика) книга скорее должна быть причислена к научным монографиям — не случайно она издана в серии «Живая классика». Пониманию мысли автора способствует наличие внутренней логики работы, что невольно настраивает на серьезное к ней отношение.
Было бы крайне опрометчиво рекомендовать книгу Узнадзе в качестве необходимой для практической работы школьного психолога, это было бы по меньшей мере некорректно. Однако школьный психолог — прежде всего психолог, и его главная профессиональная задача — разглядеть за внешними явлениями психологические механизмы, к которым относится и установка.
«Общая психология» принадлежит к разряду изданий, не имеющих непосредственного прагматического значения, но, как выясняется впоследствии, она абсолютно необходима для того, чтобы почувствовать себя психологом.

Марина СТЕПАНОВА