Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2005


ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

САМАРА

С 7 по 11 февраля психологи и учителя из Великобритании побывали
в самарской школе с углубленным изучением английского языка,
в психологическом центре и школах Тольятти, посмотрели,
как работают логопеды Борского района

В Министерстве образования и науки Самарской области действует программа по обмену опытом. 11 февраля коллеги из Великобритании приехали в город Отрадный, где педагоги-психологи центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения «Доверие» показали им свою работу с гиперактивными детьми. Гостям рекомендовали посетить наш город, потому что именно в Отрадном (по мнению коллег и начальства) психологи осуществляют комплексную высокопрофессиональную работу с детьми.
Коллектив «Доверия» решил не проводить «показательных выступлений», а продемонстрировал гостям свою обычную работу. Британские коллеги были удивлены тем, что в российских школах и детских садах очень большая наполняемость классов и групп, в то время как у них всего по 6–7 человек.
По их мнению, российские учителя имеют колоссальную нагрузку, удерживая внимание 25–30 учеников. Гости смогли увидеть, каким образом это удается педагогам, на примере урока развития познавательных процессов в 1-м классе школы № 3 (такие уроки проводятся там каждую неделю).
То, что дети были не «подставные», а самые что ни на есть гиперактивные, подтверждалось их поведением. Первоклассникам трудно было усидеть за партой: они тянули руки чуть не до потолка, «мычали», привлекая внимание психолога, вскакивали с мест, когда хотелось ответить на вопрос.
Директор центра Н.М. Антонова умело управляла детским коллективом, давая интересные задания на развитие памяти, мышления, снятие усталости. Темп урока был очень высок, а сами занятия походили на забавную игру, так что гости порой не могли удержаться и активно включались в образовательный процесс, от чего получали огромное удовольствие. После занятий они буквально атаковали Наталью Михайловну, записывая и зарисовывая игры на развитие логики и пространственного мышления.
Психологи С.А. Крылова и Н.В. Романова представили зарубежной делегации тренинг с элементами арт-терапии «Внутренний мир» (работа с учащимися 5-го класса школы № 8). Необычность обстановки (малый спортзал школы был затемнен, горели свечи, музыка менялась в соответствии с обстановкой) привлекла внимание зарубежных гостей, и они приняли активное участие в работе. Переводчик часто оставался не у дел, так как общение шло на уровне интуиции и профессиональных знаний и языковой барьер был преодолен в первые 3–5 минут.
Интересно было наблюдать за реакцией участников на происходящее. Дети порадовали тем, что им удалось быстро преодолеть скованность. Гости удивлялись многообразию тем детских рисунков, их умению высказывать свои мысли, нацеленности на совместную работу. Психологи были довольны результатами взаимодействия с детьми, которых хорошо узнали за четыре года и которые, в свою очередь, научились доверять психологам.
Закончился этот насыщенный эмоциями и профессиональным общением день тренингом на снятие тревожности, в котором приняли участие отрадненские психологи, администрация школы № 8, педагоги и психологи из Великобритании, представители Министерства образования и науки Самарской области.
К сожалению, непосредственного общения с коллегами из туманного Альбиона было до обидного мало. Мы не успели поговорить с ними о том, что им показалось странным: почему школьный психолог у нас работает по разным направлениям, а не просто проводит консультации по результатам диагностики, выполненной другими специалистами?
Для большинства российских психологов — это ежедневная практика. Может быть, поэтому своих подопечных мы знаем очень хорошо, помогаем им преодолевать трудности роста.
Жизнь продолжается, и психологи нашего центра готовятся взять очередную профессиональную высоту — принять участие в ежегодной ярмарке социально-педагогических проектов.

Н. РОМАНОВА,
педагог-психолог ЦППМСС «Доверие»