Номинация: «Моя
профессиональная победа»
ВЫХОД ИЗ ТОННЕЛЯ,
ИЛИ СУИЦИД В ШКОЛЕ
В
самом начале моей работы в школе, когда я еще не
имела опыта, не знала толком, с чего начать, и
боялась сделать что-то неправильно, пришла ко мне
на прием девушка. Точнее, пришла не сама, ее
привела одноклассница из моего кружка по
психологии. Привела и велела подруге: «Покажи
руки». Та засмущалась и не подчинилась.
Одноклассница ушла на урок, а моя смущенная и
странная посетительница осталась. И я осторожно
повела свой разговор.
«Я — суицидница», — сказала Надя и повернула
руки ладонями вверх. Шрамы от порезанных вен
тянулись вдоль и поперек. Старые зарубцевавшиеся
бугристые швы перемежались свежими, едва
затянувшимися ранами. Зрелище было страшное. А
Надя, между тем освоившись, ровным и спокойным
голосом рассказывала мне о разнице между
суицидальным и предсуицидальным синдромом, о чем
в свое время слышала от какого-то профессора. И
начался долгий рассказ о том, почему же она не
хочет жить.
Мама ее умерла, когда она была еще маленькой.
Виноватой в ее смерти она считала отца, которого
не может простить по сей день. С отцом ссорилась
все время, он ее бил, не хотел слышать и понимать.
Старшая сестра вышла замуж, привела мужа в дом,
родила ребенка. Еще с ними живет старенькая
бабушка. В общем, дом, полный людей, которые ее не
понимают, ее не привлекал. Потянула «улица». К
тому же в школе Надя училась плохо, пропускала
занятия. Будучи очень высокой и крупной,
стеснялась своего роста, с одноклассниками не
ладила. Во дворе встретила группу неформалов,
которые ее понимали, не смеялись над ее ростом, не
обижали. Примкнула к ним, ушла из дома. Почти
перестала ходить в школу. Редкие встречи с семьей
заканчивались скандалами и проклятьями в ее
адрес. Но она не собиралась возвращаться. Потом
она встретила парня, влюбилась. И до сих пор не
может понять, любит ли он ее или просто
использует? Не доверяет ему до конца, но и бросить
не может. В общем, запуталась совсем. Устала. А еще
она чем-то сильно болела и у нее никогда не будет
детей.
Ребята дали ей прозвище «скрепка». «Я — скрепка,
понимаете? — внушала она мне. — Одна моя половина
— это Надя: хорошая, добрая девочка, а другая
половина — это скрепка: девочка с улицы, злая и
дерзкая, неформалка. Она приносит всем страдания
и боль. Я ненавижу «скрепку», она мешает мне жить,
я должна убить ее, и тогда останется только Надя.
Но я не могу разделить их, Надю и «скрепку», а они
вечно враждуют друг с другом. Я устала от них. Я
знаю, что мучаю близких, мне их жалко, но я не могу
стать другой. «Скрепка» не дает мне. Чтобы не
мучить других, я решила: если я не могу их
разделить, я должна убить их обеих, то есть —
себя». Вот такая философия. Философия суицида в 15
лет. Еще Надя принесла мне стихи, которые
написала незадолго до нашей встречи. Вот они:
Смерть — это сон.
Суицид — это грех.
Я хочу умереть.
Умереть без помех.
Чтоб никто не мешал,
Чтоб никто не нарушил
Мой покой.
Чтоб никто не любил
И не слушал.
Чтобы он ушел,
Чтобы страх прошел,
Чтобы люди простили,
Чтоб меня отпустили
В те смертельные бездны сна,
Что не имеют ни стен, ни дна.
А еще она показала мне рисунки. На одном был
нарисован могильный холмик с покосившимся
крестом. Темные сумерки. Заходящее солнце. И
вороны, кружащиеся над могилой. Надпись на
рисунке гласила — «Закат жизни». На втором —
тоннель, взгляд в его черноту. «Этот тоннель, —
сказала Надя, — я вижу часто, меня туда тянет, кто-то
меня зовет».
Судя по этим рассказам, дела у Нади были плохи.
Что бы там ни было на самом деле, тоннель мне не
понравился, да и настрой Нади — тоже. Внешний вид
ее также оставлял желать лучшего. С чего же
начать? За что «зацепиться»? Как повернуть ее
обратно и вывести из тоннеля? Я думала... Говорить
о том, что надо жить вопреки всему? Она спросит:
«Зачем?» Говорить о чувстве долга? Перед кем?
Перед родными, которых она не любит? Не пойдет.
Сказать, что всем сейчас тяжело, терпи... Ее это не
утешит. Я думала и молчала. Все, чему меня учили в
институте, вылетело из головы. Да, честно говоря,
нас такому и не учили.
Когда в начале своей деятельности я спросила у
психолога-методиста, каковы границы нашей
деятельности — нравственные, профессиональные:
что я должна делать в школе, а за что лучше не
браться, чтобы не навредить, она ответила: «Делай
то, что у тебя получается, неважно,
профессионально это или нет, так вас учили или
иначе. Если это помогает и работает, значит, ты
все делаешь верно». Этим «золотым» правилом я
руководствуюсь до сих пор.
Но вернемся к Наде. Я по-прежнему молчала,
осмысливая услышанное, вертела в руках ручку и
смотрела на органайзер, стоящий на столе. В нем на
самом видном месте лежала скрепка... Я взяла ее,
действуя без умысла, а по какому-то наитию. Взяла
листок бумаги и прочно прикрепила его к тетради,
лежащей на столе. Надя смотрела на мои действия,
не отрывая взгляда, и тоже молчала. И тогда я
начала...
«Скрепка, — сказала я, — ты — скрепка. Для чего
нужна скрепка? Чтобы скреплять детали, которые
находятся в беспорядочном, хаотичном состоянии.
Если их скрепить, они не буду рассыпаться, не
будут теряться, будут всегда на месте и в полном
порядке. Твоя «скрепка» — это часть тебя, и ее
надо не убивать, а прикрепить ее к Наде, чтобы они
объединились и стали единым, спаянным целым,
потому что Надя не может жить без «скрепки». Без
нее это будешь уже не ты, а только половина тебя.
Ты должна их подружить, чтобы они помогали друг
другу, а не воевали и мешали один другому. Тогда
ты не будешь раздваиваться и мучиться от того,
что не можешь их примирить». Надя слушала
завороженно, потом неуверенно улыбнулась и
спросила: «И все? Так просто?» «Так просто», —
ответила я. «Можно я возьму эту скрепку?» —
попросила она. И прикрепила ее к краю ворота
рубашки.
А потом мы говорили об ее отце, о бабушке, о любви
и смысле жизни, о трудностях, о счастье и о многом
другом. И о тоннеле.
Я очень люблю одну проективную методику, которая
позволяет выявить отношение человека к близким,
к себе, к дому, к любимому и так далее. Ее я и
предложила Наде, чтобы попытаться «повернуть ее
лицом к дому». Она нарисовала сухое, засохшее
дерево с засохшей веткой. И описала его так: «Это
— осеннее дерево, оно завяло, солнца нет, земля
высохла. Этому дерево очень одиноко, ему плохо.
Оно живое, но оно засыхает. Оно ждет, что, может
быть, пойдет дождь и напитает его. И тогда оно
оживет».
Ее чувства к дереву: жалость и радость, из-за того
что скоро ему не придется больше страдать. Мое
сообщение о том, что сейчас она говорила о своем
отце — поразило ее. А соотнесение себя с засохшей
веткой заставило по-другому взглянуть на своего
отца, которого она ненавидела, которого не могла
простить. Старого, уставшего и несчастного
человека, рано потерявшего жену, с трудом
растившего двух дочерей, содержащего старенькую
мать. Она просто не видела этого раньше.
«Засохшая ветка — это я», — сказала Надя. На
глазах ее показались слезы. «А еще ты —
долгожданный дождь, — сказала я, — которого ждет
дерево и который еще может оживить его».
А потом мы интерпретировали рисунок,
символически олицетворяющий ее дом, который она
потеряла, из которого ушла и куда возвращаться
пока не собиралась. Надя нарисовала клубок ниток
со спицами. Описала этот рисунок так: «Бабушка
учила внучку вязать, но внучка воткнула спицы в
клубок и убежала, а бабушка обиделась. Бабушку
жалко, а внучка, я считаю, поступила неправильно,
и она об этом пожалеет». Красноречивее, по-моему,
и быть не могло. Надю действительно дома ждала
бабушка. И очень скучала.
И я снова вспомнила в разговоре о тоннеле, когда я
спросила ее, почему же ты не идешь в тоннель, если
тебя туда тянет, что тебе мешает, что держит, она
замешкалась, а потом сказала: «Может быть,
бабушка?» Бабушка и клубок ниток. Извечная
пуповина, которая тянется иногда всю нашу жизнь и
не дает забыть дорогу к родному дому.
А еще по своим рисункам она поняла, что всего лишь
игрушка в руках человека, которого любила и
которому до конца не доверяла.
Уходя, она спросила: «А можно я еще приду?» «Когда
захочешь», — ответила я. Она пришла через день. Я
ее не узнала. У нее оказались длинные красивые
волосы, которые она распустила. Она надела белую
кофточку и нормальные джинсы. Пусть не юбку, но
уже не «неформальный прикид» с черепами и
дьяволами. Она даже наложила немного косметики.
Глаза ее блестели. На воротничке намертво
закрепилась пресловутая скрепка. «Я вышла из
тоннеля», — сообщила она мне с порога и положила
на стол рисунок. Все тот же тоннель, но на выходе
из него, на ступенях, стоит человек, раскинув руки
навстречу солнцу. Перед ним лестница, идущая вниз.
А рядом, конечно стихи:
Небо серое манило
Светлой высотой богов
И касалось бледным краем
Яркой зелени лугов.
«Все, — сказала Надя, — я больше не боюсь жить».
«Рано радуешься, — ответила я ей. — Вот когда ты
спустишься со ступенек вниз, тогда я от тебя
отстану. Ох, что-то уж больно быстро ты у меня
реабилитировалась. Так не бывает. А вдруг завтра
опять все будет плохо, а? Что тогда?» Она
засмеялась и сказала: «Не бойтесь за меня. Теперь
я знаю, как справляться с трудностями и ничего не
боюсь». «А еще, — просияла она, — я сегодня
ночевала дома и помирилась с отцом. Я такая
счастливая. Спасибо вам».
Потом она вернулась в школу и рассталась со своим
молодым человеком, которому была не нужна. Ну вот,
в общем, и все. Я подарила ей голубой лазурит —
медальон, который гонит прочь дурные мысли,
улучшает сон и приносит успокоение и надежду.
Впрочем, надежда — она сама. После этого Надя
заходила ко мне еще раз, чтобы сказать, что у нее
все хорошо. После совета с отцом она решила
перейти в вечернюю школу, где чувствует себя
более комфортно, общаясь со «взрослыми»
учениками, поступила на работу, чтобы помогать
семье. И еще, она решила, что когда-нибудь
обязательно усыновит ребенка, чтобы сделать его
счастливым. Голубой медальон она носит до сих пор
и не теряет надежды, которая теперь всегда с ней.
Ну что ж, удачи тебе, Надя.
Ирина КИМ,
педагог-психолог средней школы № 50,
г. Новосибирск
|