Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2005


ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ

ПОМОЩЬ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

Мы продолжаем знакомить читателей нашей газеты с программой
II Всероссийской недели школьной психологии.

Тема второго дня — «Психолог и кризисные ситуации в развитии ребенка». Говоря о кризисных ситуациях, мы обобщаем очень широкий спектр проблем развития ребенка, выделяя в них главное: ребенку плохо, он не справляется с жизненной ситуацией, его эмоциональное состояние неустойчиво, его деятельность мало эффективна, его контакты с другими людьми разрушены или крайне ограничены и так далее... Кризисная ситуация может быть связана с распадом семьи, резким изменением условий жизни, личной трагедией, пережитым насилием, социальной или природной катастрофой. Ребенок нуждается в помощи. Что и как должен делать психолог образования, работающий в образовательном учреждении и психологическом центре?
Проблемы социально-психологической адаптации, семейные кризисы, социальные катаклизмы, отражающиеся на благополучии ребенка, многообразные зависимости, лишающие ребенка перспектив не только развития, но иногда и самой жизни... Имеет ли все это отношение к психологу образования? Если да, то какое? Может ли он в одиночку справиться с такими проблемами? Кто ему поможет, встанет рядом? Какие психологические механизмы работают в кризисных ситуациях и какой инструментарий для работы есть в нашем распоряжении?
Нас, психологов, окружающие нас люди, коллеги-«смежники» чаще всего видят именно в роли консультантов, людей помогающих. И при этом неважно, к какой конкретно профессиональной группе принадлежит данный психолог: он исследователь, преподаватель, специалист в сфере кадровой подготовки, психолог школы или центра, частный консультант... Психолог — это тот, к кому идут за помощью в трудный момент своей жизни. Но мы-то понимаем, что это неправильно! И что консультативные возможности и обязанности психологов, специализирующихся в разных сферах, различны!
Психолог образования — это не психолог вообще, реализующий весь потенциал психологической науки и практики. У него есть (по крайней мере, мы очень хотим, чтобы были) определенные задачи, круг обязанностей, спектр возможностей. И нам очень хотелось бы всем вместе подумать над возможностями и «невозможностями» психолога образования, работающего с кризисными ситуациями развития в школе, ДОУ, центре.
Перечислим вопросы для обсуждения, которые нам кажутся наиболее интересными и важными, и просим вас, уважаемые читатели, присоединиться к нашим размышлениям: реально ли (приехав на Неделю) или виртуально (написав нам письмо, статью).
1. Психолог в образовательном учреждении: в какие кризисные ситуации развития ребенка продуктивно его вмешательство? Стены школы задают рамку деятельности специалиста. Задачи образования диктуют приоритеты в содержании его деятельности. Есть кризисы развития, связанные с устройством школьной жизни, порождаемые школьной системой отношений. Очевидно, что по отношению к ним и разворачивается профилактическая работа психолога. А входит ли в круг его задач профилактика зависимостей, работа с последствиями психологической травмы, кризисами, связанными с распадом семьи? Короче, за все ли кризисные ситуации в жизни ребенка профессионально ответственен школьный психолог?
2. Психологическое консультирование как вид деятельности психолога образования. Если у вас, уважаемые коллеги, есть возможность сравнить, исходя из личного опыта, эффективность оказания консультативной помощи семье и ребенку в условиях школы и в условиях консультативного центра (или частной консультативной практики), вы обязательно согласитесь со знаменитым одесским выражением про «две большие разницы».
Специфика консультативной работы в условиях школы и центра — очень важный вопрос, который обязательно нужно обсуждать. От психологов центров и психологических консультаций часто можно услышать чрезвычайно нелицеприятную критику в адрес школьных психологов по поводу их профессионализма и консультативного мастерства. Однако придите в школу и попробуйте выстроить в ее заполошном мире стабильную, последовательную консультативную работу. Очевидно, что дело не в мастерстве (с ним может быть одинаково плохо как у психологов школы, так и у специалистов центров). Дело в определении задач и границ консультативной работы разных психологов образования и налаживании между ними продуктивных профессиональных связей.
3. Техники и технологии работы с различными кризисными ситуациями в жизни ребенка — то самое «мастерство», которое уже упоминалось выше. Справедливости ради надо сказать, что начинается мастерство не с усвоения технической стороны дела. Очень важно понимать природу кризиса и в соответствии с этим пониманием выстраивать общую методологию работы. А затем уже насыщать эту работу техниками.
Традиционно работа с кризисом предполагает воздействие непосредственно на ребенка: развитие его адаптивных механизмов, обнаружение внутренних ресурсов развития и т.д. Однако для психолога, работающего в образовательном учреждении, чаще важнее и эффективнее другой подход — средовой, работа с кризисом и его проявлениями через изменение характеристик среды жизнедеятельности ребенка в школе. Это непросто, этому нужно специально учиться.
В рамках второй Недели психологии запланирован целый ряд мастер-классов, мастерских и круглых столов, раскрывающих поднятые выше проблемы. Опытом работы поделятся замечательные специалисты в области консультирования и помощи в кризисных ситуациях — Е.Бурмистрова, Ал.Шадура, О.Головнева. Свой взгляд на школьные кризисные периоды и ситуации выскажет М.Безруких.

От организаторов Недели

Марина БИТЯНОВА
О II Всероссийской неделе
школьной психологии — на сайтах www.tochkapsy.ru
www.psyinfo.ru

Спонсор публикации статьи: Центр Психологии Самореализации, более восьми лет эффективной работы. Психологический центр - психологическая помощь в любой жизненной ситуации, как на работе, так и в семье.