ПОМОЩЬ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
Мы продолжаем знакомить читателей нашей
газеты с программой
II Всероссийской недели школьной психологии.
Тема второго дня —
«Психолог и кризисные ситуации в развитии
ребенка». Говоря о кризисных ситуациях, мы
обобщаем очень широкий спектр проблем развития
ребенка, выделяя в них главное: ребенку плохо, он
не справляется с жизненной ситуацией, его
эмоциональное состояние неустойчиво, его
деятельность мало эффективна, его контакты с
другими людьми разрушены или крайне ограничены и
так далее... Кризисная ситуация может быть
связана с распадом семьи, резким изменением
условий жизни, личной трагедией, пережитым
насилием, социальной или природной катастрофой.
Ребенок нуждается в помощи. Что и как должен
делать психолог образования, работающий в
образовательном учреждении и психологическом
центре?
Проблемы социально-психологической адаптации,
семейные кризисы, социальные катаклизмы,
отражающиеся на благополучии ребенка,
многообразные зависимости, лишающие ребенка
перспектив не только развития, но иногда и самой
жизни... Имеет ли все это отношение к психологу
образования? Если да, то какое? Может ли он в
одиночку справиться с такими проблемами? Кто ему
поможет, встанет рядом? Какие психологические
механизмы работают в кризисных ситуациях и какой
инструментарий для работы есть в нашем
распоряжении?
Нас, психологов, окружающие нас люди, коллеги-«смежники»
чаще всего видят именно в роли консультантов,
людей помогающих. И при этом неважно, к какой
конкретно профессиональной группе принадлежит
данный психолог: он исследователь, преподаватель,
специалист в сфере кадровой подготовки, психолог
школы или центра, частный консультант... Психолог
— это тот, к кому идут за помощью в трудный момент
своей жизни. Но мы-то понимаем, что это
неправильно! И что консультативные возможности и
обязанности психологов, специализирующихся в
разных сферах, различны!
Психолог образования — это не психолог вообще,
реализующий весь потенциал психологической
науки и практики. У него есть (по крайней мере, мы
очень хотим, чтобы были) определенные задачи,
круг обязанностей, спектр возможностей. И нам
очень хотелось бы всем вместе подумать над
возможностями и «невозможностями» психолога
образования, работающего с кризисными
ситуациями развития в школе, ДОУ, центре.
Перечислим вопросы для обсуждения, которые нам
кажутся наиболее интересными и важными, и просим
вас, уважаемые читатели, присоединиться к нашим
размышлениям: реально ли (приехав на Неделю) или
виртуально (написав нам письмо, статью).
1. Психолог в образовательном
учреждении: в какие кризисные ситуации развития
ребенка продуктивно его вмешательство? Стены
школы задают рамку деятельности специалиста.
Задачи образования диктуют приоритеты в
содержании его деятельности. Есть кризисы
развития, связанные с устройством школьной жизни,
порождаемые школьной системой отношений.
Очевидно, что по отношению к ним и
разворачивается профилактическая работа
психолога. А входит ли в круг его задач
профилактика зависимостей, работа с
последствиями психологической травмы, кризисами,
связанными с распадом семьи? Короче, за все ли
кризисные ситуации в жизни ребенка
профессионально ответственен школьный психолог?
2. Психологическое консультирование как
вид деятельности психолога образования. Если у
вас, уважаемые коллеги, есть возможность
сравнить, исходя из личного опыта, эффективность
оказания консультативной помощи семье и ребенку
в условиях школы и в условиях консультативного
центра (или частной консультативной практики), вы
обязательно согласитесь со знаменитым одесским
выражением про «две большие разницы».
Специфика консультативной работы в условиях
школы и центра — очень важный вопрос, который
обязательно нужно обсуждать. От психологов
центров и психологических консультаций часто
можно услышать чрезвычайно нелицеприятную
критику в адрес школьных психологов по поводу их
профессионализма и консультативного мастерства.
Однако придите в школу и попробуйте выстроить в
ее заполошном мире стабильную, последовательную
консультативную работу. Очевидно, что дело не в
мастерстве (с ним может быть одинаково плохо как
у психологов школы, так и у специалистов центров).
Дело в определении задач и границ
консультативной работы разных психологов
образования и налаживании между ними
продуктивных профессиональных связей.
3. Техники и технологии работы с
различными кризисными ситуациями в жизни
ребенка — то самое «мастерство», которое уже
упоминалось выше. Справедливости ради надо
сказать, что начинается мастерство не с усвоения
технической стороны дела. Очень важно понимать
природу кризиса и в соответствии с этим
пониманием выстраивать общую методологию работы.
А затем уже насыщать эту работу техниками.
Традиционно работа с кризисом предполагает
воздействие непосредственно на ребенка:
развитие его адаптивных механизмов, обнаружение
внутренних ресурсов развития и т.д. Однако для
психолога, работающего в образовательном
учреждении, чаще важнее и эффективнее другой
подход — средовой, работа с кризисом и его
проявлениями через изменение характеристик
среды жизнедеятельности ребенка в школе. Это
непросто, этому нужно специально учиться.
В рамках второй Недели психологии запланирован
целый ряд мастер-классов, мастерских и круглых
столов, раскрывающих поднятые выше проблемы.
Опытом работы поделятся замечательные
специалисты в области консультирования и помощи
в кризисных ситуациях — Е.Бурмистрова, Ал.Шадура,
О.Головнева. Свой взгляд на школьные кризисные
периоды и ситуации выскажет М.Безруких.
От организаторов Недели
Марина БИТЯНОВА
О II Всероссийской неделе
школьной психологии — на сайтах www.tochkapsy.ru
www.psyinfo.ru
|