ШВЕДСКИЙ ВАРИАНТ
Психологи есть везде.
Несмотря на то что Иммануил Кант назвал
психологию «лженаукой», эта область знания, в том
числе и нашими, дорогие коллеги, стараниями,
продолжает развиваться. Правда, в этом развитии
наблюдается ярко выраженный практический,
прикладной уклон, но это знанию никогда особенно
не мешало. Скорее наоборот, накопление
прикладного, опытного материала стимулировало
его обобщение и тем самым давало новый импульс
научной мысли. Кроме того, практическая
востребованность психологии ставит перед
специалистами в этой сфере все новые и новые
задачи, которые порой невозможно решить старыми
способами. И это тоже двигает науку дальше.
Движению мысли и находкам в области решения
прикладных проблем весьма способствует и
знакомство с опытом коллег, хотя здесь важно
соблюдать меру, иначе вы рискуете превратиться в
«профессионального» ученика, полагающего, что
«вот еще немного узнаю, и тогда начну работать!..».
Особенно это знакомство бывает полезным, когда
надо решать проблему из разряда «вечных», к
каковым относится нежелание или неспособность
ребенка учиться в школе. Эту проблему решают уже
давно, но вот только количество таких детей в
нашей стране почему-то неизменно увеличивается.
Оставив за рамками статьи размышления о причинах
этого явления, обратимся к зарубежному опыту. Тем
более что судьба и благотворительная
организация SIDA предоставили мне возможность
побывать в Швеции и познакомиться с тем, как там
работают с «трудными» детьми и семьями.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
Сразу договоримся — никаких стенаний по поводу
материальных возможностей. Понятно, что
оборудование служб помощи и оплата труда
сотрудников в Швеции значительно отличаются от
наших (ясно, в какую сторону). Но это стало
возможным только благодаря тому, что там делом
доказали и продолжают доказывать, что могут
решать разные проблемы.
Шведы — нация рачительная, и деньгами швыряться
у них не принято. Хочешь что-то получить —
обоснуй необходимость, докажи чиновникам и
политикам, что это принесет реальную пользу
людям. Причем в первую очередь — политикам. И
бюрократия у них имеется, и всё должно следовать
по заведенному порядку. От выборов до выборов все
живут спокойно, а потом смотрят, правильно
потратились или нет, — здесь опять нужно
доказывать и показывать. И делают они это
спокойно и не торопясь. Шведы — весьма
неторопливый народ.
Главный принцип социальной политики Швеции —
любой человек должен иметь возможность жить
достойно. Даже если ты больной или безработный. И
поэтому налоги у них высокие (все, кто работает,
на это жалуются). Дискуссии в шведском обществе
идут постоянно, и периодически случаются
реформы. Одна из недавних — в сфере образования.
Образование в Швеции бесплатное, включая высшее.
В общеобразовательной школе учатся все (9 лет), а
затем, если у тебя есть желание и при этом хватает
способностей, ты можешь поступить в гимназию и
потом в вуз. Если же чего-то не хватает, то тебя
особый специалист по профориентации
протестирует и поможет подобрать
профессиональный лицей.
До недавнего времени все школы и гимназии
находились в руках государства — оно их
финансировало и оно же управляло процессом.
Теперь часть школ передана в частные руки. Это,
правда, не означает, что они стали платными для
учащихся. Государство по-прежнему выделяет всем
школам примерно равные суммы. Но частная школа
сама решает, как этими деньгами лучше
распорядиться, и может привлечь сторонние
средства. При этом базовую программу они обязаны
давать, а сколько и каких нужно специалистов,
какие дополнительные курсы необходимы и пр. —
решают сами. Насколько это хорошо, сами шведы
пока еще не поняли — эксперимент идет недавно. Но
факт доверия к частному капиталу налицо...
Психологи в шведских школах так, как у нас, не
работают. Их основные функции — это тестирование
с целью определения уровня познавательных
способностей и интересов и кое-где — ведение
уроков по психологии. Поэтому зачастую один
специалист обслуживает несколько школ или
гимназий. Но помимо психологов в образовательных
и разных социальных учреждениях работают еще и
социономы. Их готовят на специальных отделениях
вузов (например, в Социальной школе
Стокгольмского университета), и занимают они
самые разные должности. Профессия эта
представляется чем-то средним между социальным
работником, психологом и социальным педагогом, и
в Швеции этих специалистов гораздо больше, чем
психологов. Практически все они имеют
дополнительную специализацию по семейной
психотерапии или консультированию, полученную
посредством специального обучения после вуза.
В ГОСТЯХ У ЭЛЬФА
В школах консультированием и решением
каких-то проблем, связанных с отношениями,
занимаются именно социономы (в каждой школе есть
1–2 таких детских консультанта). Или же
специально приглашенные специалисты.
Эти специалисты могут при этом работать где
угодно, даже в негосударственном коммерческом
учреждении. Например, психологическим
обслуживанием школ и детских садов района
Норрмальм, что в самом центре шведской столицы,
занимается Команда поддержки (так они себя
называют, по сути — это такой психологический
центр) из 7 человек. В их числе: специальный
педагог (что-то вроде нашего дефектолога),
соционом, два семейных психотерапевта, два
психолога — сетевых терапевта. Все специалисты
команды имеют дополнительное образование по
системной семейной психотерапии. Одна из
психологов является руководителем этого
подразделения. Зовут ее Мария Эльф, и в ее
внешности и манерах и вправду есть что-то от
этого сказочного народа.
Команда поддержки Норрмальм входит в состав
акционерного общества, работающего с 1975 г.
Центром этого общества являются школа для
«трудных» подростков (с нее и началась
деятельность фирмы, и о ней я расскажу в другой
статье) и консультационная служба, занимающаяся
бизнес-тренингами, консультированием частных
лиц и организаций по проблемам психологического
характера, а также обучением и переподготовкой
специалистов.
Команда поддержки Норрмальм была организована
несколько лет назад. История ее создания такова.
Политики, победившие на местных выборах в этом
районе, решили, что их не устраивает организация
социальной и психологической помощи населению. И
объявили конкурс программ поддержки.
Акционерное общество подало заявку и выиграло
конкурс. После чего с муниципалитетом был
подписан договор на оказание услуг, выделено и
оборудовано помещение и началась работа.
Перед Командой поддержки (в соответствии с
договором) стоят следующие задачи.
По запросу/заданию школ и детских садов:
— методическая помощь специалистам;
— супервизия трудных случаев;
— консультации специалистов и педагогов.
По запросу/заданию социальной службы:
— помощь родителям «трудных» детей;
— работа с отношениями в семье.
Как вам такой функционал? Никто от психологов
невозможного не требует, задачи конкретные и
ограниченные. И это правильно, поскольку,
занимаясь всем, теряешь главное — ощущение
границ своей работы. В нашей профессии это
чревато нанесением вреда клиентам и разрушением
личности специалиста.
В районе проживает 60 тысяч человек, имеется 8 школ
и 7 детских садов. И работники Команды поддержки
выполняют около 200 различных заданий в год. При
этом непосредственно с детьми работают только в
контексте семейных отношений, но чаще — с
родителями и педагогами. Для помощи детям есть
другие организации и специалисты. Район
Норрмальм довольно благополучный, там живут люди
с высоким достатком, но проблемы с отношениями
возникают и в богатых семьях. Кроме того, есть
проблемы со злоупотреблением алкоголем и
наркотиками.
Два раза в год руководитель готовит
статистический отчет о проделанной работе,
постоянно ведется мониторинг эффективности
помощи. Пока отзывы о работе команды
положительные, но через два года срок договора
истекает, будут новые выборы, и вопрос о
целесообразности такой службы возникнет вновь. С
одной стороны, существует некая нестабильность и
зависимость от властей, а с другой — все честно. И
это подкупает.
Вся работа по оказанию психологической помощи
семье и детям ведется с позиции системного
семейного подхода, и с каждой семьей обычно
работают как минимум два специалиста. Работа эта
— вдумчивая и неторопливая, хотя позволить себе
роскошь работать с одной семьей годами шведские
коллеги не могут. Их задача — запустить процесс
изменений, помочь людям по-новому взглянуть на
ситуацию, обрести уверенность, чувство
собственной значимости. А дальше человек сумеет
справиться сам. Если же возникнет необходимость
— он обратится снова.
НЕОТВРАТИМАЯ ПОМОЩЬ
Есть еще один важный момент. Инициатором
оказания психологической помощи в Швеции часто
являются социальные институты. То есть сами
граждане такую инициативу тоже проявляют, но
существенно реже. А вот представитель
учреждения, увидев, что с ребенком происходит
что-то не то, обязательно сообщит об этом властям
(он просто обязан это сделать по закону), те
проведут расследование и порекомендуют
родителям обратиться в ту или иную
реабилитационную либо консультативную службу.
Если же родители не прислушаются к совету, то
запускается механизм принудительной помощи,
которая закреплена законодательно, — например,
принудительное лечение от наркомании и
алкоголизма. Суд может также обязать родителей
пройти курс семейной терапии. То есть сначала у
человека есть выбор, он может сам решить, куда ему
обратиться за помощью. Если же он не смог или не
захотел этого сделать, тогда государство решает
за него. И все равно помогает. Медленно, но
неотвратимо.
Свобода каждого гражданина в Швеции так тесно
связана с его ответственностью перед обществом,
что начинает неуловимо напоминать советскую
систему. Так что их опыт может оказаться полезным
и жизнеспособным. Возможно и на нашей почве. При
творческой переработке и, конечно же, поддержке
«сверху». Впрочем, если хотя бы не станут мешать и
будут больше доверять инициативе
профессионалов, то мы тоже справимся. Ведь так,
коллеги?
Александр ШАДУРА
|