Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2005


КОЛЛЕГИ

ШВЕДСКИЙ ВАРИАНТ

Психологи есть везде. Несмотря на то что Иммануил Кант назвал психологию «лженаукой», эта область знания, в том числе и нашими, дорогие коллеги, стараниями, продолжает развиваться. Правда, в этом развитии наблюдается ярко выраженный практический, прикладной уклон, но это знанию никогда особенно не мешало. Скорее наоборот, накопление прикладного, опытного материала стимулировало его обобщение и тем самым давало новый импульс научной мысли. Кроме того, практическая востребованность психологии ставит перед специалистами в этой сфере все новые и новые задачи, которые порой невозможно решить старыми способами. И это тоже двигает науку дальше.
Движению мысли и находкам в области решения прикладных проблем весьма способствует и знакомство с опытом коллег, хотя здесь важно соблюдать меру, иначе вы рискуете превратиться в «профессионального» ученика, полагающего, что «вот еще немного узнаю, и тогда начну работать!..». Особенно это знакомство бывает полезным, когда надо решать проблему из разряда «вечных», к каковым относится нежелание или неспособность ребенка учиться в школе. Эту проблему решают уже давно, но вот только количество таких детей в нашей стране почему-то неизменно увеличивается.
Оставив за рамками статьи размышления о причинах этого явления, обратимся к зарубежному опыту. Тем более что судьба и благотворительная организация SIDA предоставили мне возможность побывать в Швеции и познакомиться с тем, как там работают с «трудными» детьми и семьями.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
Сразу договоримся — никаких стенаний по поводу материальных возможностей. Понятно, что оборудование служб помощи и оплата труда сотрудников в Швеции значительно отличаются от наших (ясно, в какую сторону). Но это стало возможным только благодаря тому, что там делом доказали и продолжают доказывать, что могут решать разные проблемы.
Шведы — нация рачительная, и деньгами швыряться у них не принято. Хочешь что-то получить — обоснуй необходимость, докажи чиновникам и политикам, что это принесет реальную пользу людям. Причем в первую очередь — политикам. И бюрократия у них имеется, и всё должно следовать по заведенному порядку. От выборов до выборов все живут спокойно, а потом смотрят, правильно потратились или нет, — здесь опять нужно доказывать и показывать. И делают они это спокойно и не торопясь. Шведы — весьма неторопливый народ.
Главный принцип социальной политики Швеции — любой человек должен иметь возможность жить достойно. Даже если ты больной или безработный. И поэтому налоги у них высокие (все, кто работает, на это жалуются). Дискуссии в шведском обществе идут постоянно, и периодически случаются реформы. Одна из недавних — в сфере образования.
Образование в Швеции бесплатное, включая высшее. В общеобразовательной школе учатся все (9 лет), а затем, если у тебя есть желание и при этом хватает способностей, ты можешь поступить в гимназию и потом в вуз. Если же чего-то не хватает, то тебя особый специалист по профориентации протестирует и поможет подобрать профессиональный лицей.
До недавнего времени все школы и гимназии находились в руках государства — оно их финансировало и оно же управляло процессом. Теперь часть школ передана в частные руки. Это, правда, не означает, что они стали платными для учащихся. Государство по-прежнему выделяет всем школам примерно равные суммы. Но частная школа сама решает, как этими деньгами лучше распорядиться, и может привлечь сторонние средства. При этом базовую программу они обязаны давать, а сколько и каких нужно специалистов, какие дополнительные курсы необходимы и пр. — решают сами. Насколько это хорошо, сами шведы пока еще не поняли — эксперимент идет недавно. Но факт доверия к частному капиталу налицо...
Психологи в шведских школах так, как у нас, не работают. Их основные функции — это тестирование с целью определения уровня познавательных способностей и интересов и кое-где — ведение уроков по психологии. Поэтому зачастую один специалист обслуживает несколько школ или гимназий. Но помимо психологов в образовательных и разных социальных учреждениях работают еще и социономы. Их готовят на специальных отделениях вузов (например, в Социальной школе Стокгольмского университета), и занимают они самые разные должности. Профессия эта представляется чем-то средним между социальным работником, психологом и социальным педагогом, и в Швеции этих специалистов гораздо больше, чем психологов. Практически все они имеют дополнительную специализацию по семейной психотерапии или консультированию, полученную посредством специального обучения после вуза.

В ГОСТЯХ У ЭЛЬФА
В школах консультированием и решением каких-то проблем, связанных с отношениями, занимаются именно социономы (в каждой школе есть 1–2 таких детских консультанта). Или же специально приглашенные специалисты.
Эти специалисты могут при этом работать где угодно, даже в негосударственном коммерческом учреждении. Например, психологическим обслуживанием школ и детских садов района Норрмальм, что в самом центре шведской столицы, занимается Команда поддержки (так они себя называют, по сути — это такой психологический центр) из 7 человек. В их числе: специальный педагог (что-то вроде нашего дефектолога), соционом, два семейных психотерапевта, два психолога — сетевых терапевта. Все специалисты команды имеют дополнительное образование по системной семейной психотерапии. Одна из психологов является руководителем этого подразделения. Зовут ее Мария Эльф, и в ее внешности и манерах и вправду есть что-то от этого сказочного народа.
Команда поддержки Норрмальм входит в состав акционерного общества, работающего с 1975 г. Центром этого общества являются школа для «трудных» подростков (с нее и началась деятельность фирмы, и о ней я расскажу в другой статье) и консультационная служба, занимающаяся бизнес-тренингами, консультированием частных лиц и организаций по проблемам психологического характера, а также обучением и переподготовкой специалистов.
Команда поддержки Норрмальм была организована несколько лет назад. История ее создания такова. Политики, победившие на местных выборах в этом районе, решили, что их не устраивает организация социальной и психологической помощи населению. И объявили конкурс программ поддержки. Акционерное общество подало заявку и выиграло конкурс. После чего с муниципалитетом был подписан договор на оказание услуг, выделено и оборудовано помещение и началась работа.
Перед Командой поддержки (в соответствии с договором) стоят следующие задачи.
По запросу/заданию школ и детских садов:
— методическая помощь специалистам;
— супервизия трудных случаев;
— консультации специалистов и педагогов.
По запросу/заданию социальной службы:
— помощь родителям «трудных» детей;
— работа с отношениями в семье.
Как вам такой функционал? Никто от психологов невозможного не требует, задачи конкретные и ограниченные. И это правильно, поскольку, занимаясь всем, теряешь главное — ощущение границ своей работы. В нашей профессии это чревато нанесением вреда клиентам и разрушением личности специалиста.
В районе проживает 60 тысяч человек, имеется 8 школ и 7 детских садов. И работники Команды поддержки выполняют около 200 различных заданий в год. При этом непосредственно с детьми работают только в контексте семейных отношений, но чаще — с родителями и педагогами. Для помощи детям есть другие организации и специалисты. Район Норрмальм довольно благополучный, там живут люди с высоким достатком, но проблемы с отношениями возникают и в богатых семьях. Кроме того, есть проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.
Два раза в год руководитель готовит статистический отчет о проделанной работе, постоянно ведется мониторинг эффективности помощи. Пока отзывы о работе команды положительные, но через два года срок договора истекает, будут новые выборы, и вопрос о целесообразности такой службы возникнет вновь. С одной стороны, существует некая нестабильность и зависимость от властей, а с другой — все честно. И это подкупает.
Вся работа по оказанию психологической помощи семье и детям ведется с позиции системного семейного подхода, и с каждой семьей обычно работают как минимум два специалиста. Работа эта — вдумчивая и неторопливая, хотя позволить себе роскошь работать с одной семьей годами шведские коллеги не могут. Их задача — запустить процесс изменений, помочь людям по-новому взглянуть на ситуацию, обрести уверенность, чувство собственной значимости. А дальше человек сумеет справиться сам. Если же возникнет необходимость — он обратится снова.

НЕОТВРАТИМАЯ ПОМОЩЬ
Есть еще один важный момент. Инициатором оказания психологической помощи в Швеции часто являются социальные институты. То есть сами граждане такую инициативу тоже проявляют, но существенно реже. А вот представитель учреждения, увидев, что с ребенком происходит что-то не то, обязательно сообщит об этом властям (он просто обязан это сделать по закону), те проведут расследование и порекомендуют родителям обратиться в ту или иную реабилитационную либо консультативную службу. Если же родители не прислушаются к совету, то запускается механизм принудительной помощи, которая закреплена законодательно, — например, принудительное лечение от наркомании и алкоголизма. Суд может также обязать родителей пройти курс семейной терапии. То есть сначала у человека есть выбор, он может сам решить, куда ему обратиться за помощью. Если же он не смог или не захотел этого сделать, тогда государство решает за него. И все равно помогает. Медленно, но неотвратимо.
Свобода каждого гражданина в Швеции так тесно связана с его ответственностью перед обществом, что начинает неуловимо напоминать советскую систему. Так что их опыт может оказаться полезным и жизнеспособным. Возможно и на нашей почве. При творческой переработке и, конечно же, поддержке «сверху». Впрочем, если хотя бы не станут мешать и будут больше доверять инициативе профессионалов, то мы тоже справимся. Ведь так, коллеги?

Александр ШАДУРА