КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ
УБИРАТЬ СВОЙ КЛАСС
Одной из основных задач
развития ребенка в период взросления является
формирование в нем самостоятельности и
ответственности. Очевидно, что условия для
возникновения этих качеств важно создавать не
только в процессе обучения, но и в других сферах
жизнедеятельности ребенка в школе и дома. На наш
взгляд, жизнь любого детского коллектива нередко
предоставляет воспитывающим ребенка взрослым
такую возможность.
Мы хотим поделиться своим опытом организации,
казалось бы, простых, но необходимых вещей:
выполнения учениками постоянных обязанностей в
школе (например, ежедневной уборки классных
комнат), что предполагает помощь детям в принятии
ответственности за участие в совместной
жизнедеятельности коллектива.
На первый взгляд не заслуживающая, по сравнению с
другими глобальными задачами современной школы,
особого внимания проблема уборки классов
нередко попадает в разряд трудноразрешимых. По
этому поводу то и дело вспыхивают конфликты,
которые отнимают немало времени и сил и
способствуют нарастанию эмоциональной
напряженности как между самими учащимися, так и
между учениками и педагогами.
И ДЕНЬГИ ПЛАТИТЬ, И ПОЛЫ МЫТЬ?
Первые беседы с учениками и педагогами на
новом месте работы в качестве психолога (в одной
из частных школ Москвы) выявили этот конфликт:
многие ученики были недовольны тем, что «должны и
деньги платить, и полы мыть». Классные
воспитатели испытывали большие затруднения при
попытке добиться ежедневного, по установленному
графику, дежурства по классу.
Общеизвестно, что решение любой задачи
учебно-воспитательного характера требует
участия многих специалистов, работающих в школе.
Иначе разрешение проблемной ситуации займет
очень много времени, а позитивный результат
продлится недолго. Поэтому было запланировано,
что в реализации проекта развития у учащихся
навыков самообслуживания примут участие
следующие специалисты школы: психолог, школьный
врач, педагоги, представители администрации
учебного заведения. Работа проводилась с
учениками 5–8-х классов. В качестве наиболее
подходящей формы работы был выбран классный час.
На первой встрече с ребятами психолог предложил
им ответить письменно на два вопроса:
• Что вам нравится в школе? Перечислите,
пожалуйста, то положительное, что на ваш взгляд,
является достоинством вашего учебного
заведения.
• Что нужно изменить, на ваш взгляд, в школе для
того, чтобы нынешние и будущие ученики
чувствовали себя комфортней?
Вопросы были сформулированы исходя из
предположения о том, что ученикам, так же как и
взрослым, не хватает чистоты, комфорта и уюта в
учебных помещениях. Обобщение результатов
опроса подтвердило это предположение.
На второй встрече с психологом ребятам были
сообщены результаты опроса. Был составлен
рейтинг достоинств школы. Некоторые дети в
письменных ответах на вопрос анкеты, а затем на
обсуждении в группе сообщили о своей любви к
школе и выразили желание видеть ее еще лучше.
Перечень же недостатков, недочетов — всего того,
что хотелось бы в школе изменить, было предложено
разделить на две группы по признаку: от кого
зависит реализация той или иной заявки
учеников. В результате были выделены группы:
• от директора, от классного воспитателя,
родителей — то есть от взрослых;
• от нас самих.
Директор школы, изучив результаты опроса, на
встрече с учениками рассказала о том, как
расходуются деньги, которые платят за обучение
их родители. Практически все нарекания учеников
были признаны справедливыми.
Во время встречи с директором была обсуждена
(наряду с другими вопросами) и проблема уборки
классных комнат. Очень многие ребята в ответе на
второй вопрос анкеты выражали недовольство
оформлением классных комнат, недостатком
чистоты и порядка в них. Уже во время группового
обсуждения вопроса «От кого зависит изменение?»
на психологическом часе часть детей отнесла эту
претензию в список под заголовком «от нас самих»,
другая же часть — во вторую группу претензий. при
обсуждении проблемы ежедневной уборки класса
директор школы предложила детям несколько
вариантов ее решения:
• нанять уборщицу (предварительно было
подсчитано, какую сумму родителям придется
доплачивать в месяц);
• уборку класса делают родители дежурных
учеников после работы;
• ребята сами по очереди дежурят в классе.
Каждый мог выбрать для себя наиболее подходящий
вариант. В конце концов ребята пришли к
единодушному мнению, что не стоит тратить
семейные деньги на то, что они в состоянии делать
сами.
Провела беседы с учениками и школьный врач, она
говорила о важности ежедневной влажной уборки
классов и о личной гигиене молодого человека. Она
обратила внимание учеников на следующие факты:
• если в школе не принято ношение сменной обуви и
не производится ежедневная влажная уборка
помещений, то по истечении нескольких недель
замеры количества взвешенной пыли становятся
соизмеримы с данными аналогичных замеров в
угольной шахте;
• несоблюдение правил личной гигиены и чистоты
помещений (ношение теплой обуви в течение
учебного дня, не вынесенный своевременно мусор)
может спровоцировать головную боль и снизить
результативность усвоения учебного материала.
ДЕЖУРНЫЕ ПАРЫ
На очередной встрече с психологом учащиеся
говорили о малопривлекательных для них видах
работ. Обсуждение проходило очень оживленно во
всех классах. Ребята сделали вывод, что,
оказывается, никто из них не любит мыть посуду,
приводить в порядок свою комнату и быть дежурным
в классе. Психолог, присоединяясь к чувствам
детей, помогла им сделать вывод о том, что для
многих людей (и детей, и взрослых) некоторые виды
деятельности всегда были малопривлекательными.
На следующем этапе занятия ребята обсуждали
следующие вопросы:
• Можно ли обойтись дома, в школе без мытья
посуды, уборки — всего того, что многие из нас не
любят делать?
• Каким образом некоторые люди ухитряются
избегать этих видов деятельности?
• И почему это плохо, если кто-то уклоняется от
работы?
При обсуждении этих вопросов подчеркивалась
важность социальной зрелости человека. В
результате был сформулирован совместный вывод о
том, что если кто-то уклоняется от своей части
работы, то ее приходится делать другому человеку.
В конце занятия дети дописывали незаконченные
предложения.
• Если я уклоняюсь от уборки класса, то...
• Если я уклоняюсь от обязанностей по дому, то...
Таким образом, вместе с ребятами была проведена
важная работа по осознанию необходимости
выполнения некоторых обязанностей, которые
могут быть малопривлекательными, но важны и
необходимы для жизнедеятельности людей.
Результатом обсуждения темы на этой встрече
явилось составление пар дежурных. Пары
составлялись следующим образом: каждому ученику
предлагалось составить список из трех фамилий
тех одноклассников, с которыми он бы предпочел
дежурить по классу. Взаимные выборы послужили
основанием для составления списка дежурных пар и
групп поддержки.
На одном из последних занятий с психологом по
этому проекту дети, работая в группах, составляли
перечень препятствий, которые могут помешать им
выполнить обязанности дежурного: произвести
уборку класса и помыть полы. Следует согласиться
с ребятами: в этой школе у них действительно
таких препятствий много. Чаще всего в ответах
встречались следующие препятствия:
• Когда у нас есть «окно» в занятиях, классы
заняты другими группами учащихся.
• После уроков сразу начинаются репетиции.
• Устаем после занятий.
• Родители в конце дня не могут или не хотят
ждать, пока их дети приведут в порядок класс во
время своего дежурства.
Перечень общих для всех препятствий был выписан
на доску. Далее работа продолжалась в парах.
Каждой паре предстояло найти выход из каждой
ситуации.
УЧИТЬСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ
Теоретическое обоснование необходимости
найти выход из создавшегося положения
содержалось в короткой речи психолога. Смысл
этого сообщения заключался в том, что успешность
человека в современных условиях как раз и
зависит от того, умеет ли он находить выход из
любых встречающихся на его жизненном пути
затруднений. А в школе, наряду с умением решать
задачи по алгебре и физике, можно научиться и
этому.
Через определенный промежуток времени каждая
пара предложила свои варианты, которые затем
были обсуждены всеми членами группы. Например,
если кто-то не может в какой-то день подежурить,
он обращается за помощью к однокласснику,
который его заменит. На этом этапе было важно
обсудить, кто к кому может обратиться за такой
помощью, и договориться о групповой
ответственности. (Если по этому пункту не будут
определены конкретные группы взаимопомощи, это
существенно снизит эффективность обсуждения и
возможность практической реализации принятых
решений.)
Для того чтобы провести такую работу, психолог
предложил образовать группы по результатам
социометрического опроса (мини-группы, в которых
преобладают взаимные выборы) и заключить друг с
другом договор о взаимопомощи в трудных
ситуациях.
Также со всеми ребятами класса было необходимо
обсудить и принять:
• график и порядок дежурства в классе;
• санкции, которые будут применяться по
отношению к нарушителям коллективного договора;
• обязанности дежурных.
Ребята могли принять решение дежурить по одному,
парами, один день или целую неделю. Мы
договорились, что порядок дежурства может быть
изменен, если они посчитают, что другой вариант
для них удобнее.
Дети при таком подходе учатся договариваться,
убеждать друг друга, поступаться своим мнением,
если большинство с ним не согласно. Роль
классного воспитателя или психолога на таких
собраниях заключается в том, чтобы научить детей
спорить, убеждать, доказывать, прислушиваться к
мнению других, анализировать ситуацию.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ
Последняя встреча психолога с учащимися
была посвящена беседе о необходимости
разработки санкций и принятия их. Санкции
разрабатывались и принимались сообща, каждый на
занятии в группе говорил вслух о своем согласии
принять их. Самый распространенный вариант
санкций: «Если дежурный не выполнил свои
обязанности один раз (не смог, забыл,
проигнорировал), то он дежурит еще один
дополнительный день, если два — то дежурит всю
неделю».
В особо трудных ситуациях важно обсуждать
проблему в классе сообща. В практике автора
статьи был случай, когда класс принял решение
исключить ученика из списка дежурных, посчитав,
что с ним ничего нельзя поделать. В данном случае
санкцией по отношению к этому ученику стало
изменившееся мнение одноклассников о нем. В
следующем учебном году проблем с дежурством у
этого мальчика не было.
На очередном родительском собрании была
предложена для обсуждения проблема уборки
классов. Мнения родителей по вопросу «Должны ли
ученики в наше время в школе заниматься уборкой
классов?» разделились. Часть родителей считает,
что их дети этого делать не должны, так как
родители в состоянии нанять уборщицу и дома, и в
школе. Вопрос о том, нужно ли сохранять традицию
самообслуживания детей в школе и дома как
условие для воспитания, так и остался открытым.
Тем не менее родители и педагоги сошлись во
мнении, что, несмотря на разногласия в позициях,
очевидна необходимость соблюдать единую линию, а
большинство родителей согласились с мнением
педагогов, что дети должны владеть навыками
самообслуживания. Роль педагогов в реализации
этого проекта заключалась в обеспечении
учащимся обратной связи: чтобы они искренне
отмечали чистоту в классе или огорчались, если
было грязно и душно.
По итогам учебной четверти, наряду с учебными
достижениями учеников, в рамках описываемого
проекта были отмечены классные коллективы,
которые отличались в поддержании чистоты и
порядка в закрепленной за их классом комнате.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Важным аспектом рассматриваемого проекта
является организация контроля над ежедневной
уборкой классных комнат.
Одному из членов администрации (или
представителям дежурного класса) был поручен
ежедневный контроль и отображение результатов в
специально разработанном для этих целей бланке,
который вывешивался ежедневно на стенде.
Классному воспитателю, психологу, члену
администрации и старостам классов был поручен
анализ конфликтных ситуаций, назначение санкций
и проверка их.
Цели и задачи, распределение обязанностей между
воспитывающими и обучающими взрослыми в школе
отображены в таблице.
Татьяна ЕВГРАФОВА,
педагог-психолог
Ответственные
за реализацию проекта |
Работа |
с учащимися |
с родителями
учащихся |
Психолог |
Организация
групповой работы, целью которой является
осознание необходимости и внутреннее принятие
учащимися ответственности за свою часть (долю)
работы в коллективе, умение находить выход из
трудной ситуации. |
Организация
дискуссии по выяснению позиций в отношении
трудовой деятельности учащихся в школе.
Сообщение точки зрения психолога о важности
ситуации с дежурством в классе для развития
личных качеств учащихся, таких как
самостоятельность, ответственность, умение
находить выход из любого трудного положения,
умение взаимодействовать со сверстниками,
родителями, педагогами. |
Классный
воспитатель |
Помощь
участникам рассматриваемого проекта (школьному
врачу, психологу, представителю администрации) в
организации и проведении занятий с классом по
организации самообслуживания учащихся. |
Организация
родительского собрания. |
Врач |
Организация и
проведение бесед с учащимися о личной гигиене,
соблюдении и поддержании чистоты в помещениях
школы. |
Беседа с
родителями о личной гигиене подростка, об
особенностях гигиены учащихся данной школы. |
Представитель
администрации |
Встреча с
учениками по результатам опроса. Обсуждение
предложений учеников по повышению комфортности
в школе. Организация общешкольного контроля над
состоянием ежедневных и генеральных уборок
помещений классов. |
Беседа с
родителями по рассматриваемой ситуации.
Выяснение позиций, принятие общего решения,
включение его отдельным пунктом в договор,
который заключается ежегодно между родителями
учеников и директором школы. |
Педагоги |
Эмоциональная
поддержка трудовой деятельности учащихся. |
C |
|