Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СОЮЗ СКАЗКИ И ПСИХОДРАМЫ

Это история одной психодрамы, которую я разыграла сама с собой. Мой внутренний Директор (режиссер психодрамы) помогал искать ответы на вопросы моему внутреннему Протагонисту (у которого вопросы возникали). А в самый сложный момент появилась волшебная сказка и самая настоящая группа. Это была группа слушателей курса «Сказкотерапия средствами психодрамы и ролевой игры», который на факультете повышения квалификации МГППУ ведет В.В. Семенов. Вместе мы разыграли придуманную мною сказку, за что я выражаю всем действующим лицам свою искреннюю благодарность.
— Что же получилось?
— Не спеши, узнаешь. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сначала был контракт.
Директор. Давай договоримся о предмете и возможном результате нашей работы.
Протагонист. Если можно, я начну издалека. У меня возникает много мыслей и ассоциаций, связанных с этой темой. Мне трудно сразу выстроить их в нужном порядке.
Директор. Хорошо, пусть будет так.
Протагонист. Мое знакомство со сказочной психодрамой продолжается уже три года. Первый год стал для меня фейерверком ярких впечатлений, переживаний, открытий. Второй — мозаикой, из которой по кусочкам складывалась более или менее цельная картинка техник психодрамы и возможностей сказкотерапии. А по завершении второго года я поняла, что теперь у меня в руках есть конструктор, из которого я могу творить самые разные программы. И наконец, приступая к третьему году, я решила разобраться с тем, что же это за союз — сказка и психодрама, объединить их в своем сознании и построить из имеющегося конструктора нечто цельное и красивое. Я изучала книжки и статьи, я рассуждала, я рисовала схемы разной степени сложности... Но ощущения гармонии не возникало.
А мне бы хотелось прояснить, как связаны между собой эти два направления психотерапии, в каких отношениях они друг с другом, как взаимодействуют?
Директор. Зачем это тебе нужно?
Протагонист. Я хочу лучше осознать, что за волшебное средство появилось у меня, грамотно его использовать и, возможно, даже создать свой учебный курс, чтобы поделиться этим с другими.

Потом настало время директору и протагонисту подготовить начало драмы.
Директор. Прежде чем строить сцену и начинать действовать, давай поподробнее познакомимся с твоими представлениями о предмете.
Что для тебя психодрама?
Протагонист. Когда-то, в начале моего знакомства с психодрамой, она была для меня просто возможностью быстро и эффективно решать свои вопросы через действие, построение и проигрывание сцены, иногда я даже сначала получала решение, а уже после осознавала, что же произошло.
Потом она стала еще и одним из способов мыслить, к которому я обращалась в затруднительных случаях, когда нужно было что-то обдумать или принять решение. И только потом наступил такой этап, когда я смогла понять, почему психодрама «работает», да еще так эффективно! Теперь она начинается для меня с теории Морено.
Директор. Что представляется тебе важным в этой теории?
Протагонист. Пожалуй, то же, что и в личности самого ее создателя, Якоба Леви Морено.
Родился он в 1889 году. Было это, как понятно, аж в позапрошлом веке. И жил в Австрии и США до совсем еще свежего в памяти 1974 года. Довольно длинная и нескучная жизнь. Чем же прославлено это имя?
Да, он основал групповую психотерапию и метод психодрамы. Да, он создал хорошую школу и сумел передать свой метод людям. Но только ли это? Я рискнула прочесть работы самого Морено по теории психодрамы. Чтение это не из легких. Но я увидела, что это был за человек. Его интересовали, ни много ни мало, пути выживания всего человечества. И он видел решение этого вопроса в том, чтобы вернуть человеку единство с Космосом, его породившим, освободить его от власти стереотипов и вернуть ему возможность свободно действовать, став равным Творцу. Теория психодрамы родилась из острого ощущения единства Человека — Человечества — Космоса.
Директор. Значит, главное в психодраме — это единство с Космосом и возможность творить?
Протагонист. Да, да. Для меня это так.
Директор. А что ты думаешь о сказкотерапии?
Протагонист. Сказкотерапия сегодня обретает самые разные формы, не отказывается от помощи разнообразных психотерапевтических школ, но все, что делает, «упаковывает» в сказочную форму, в форму метафоры. А метафора — это язык подсознания. Однако в сказке, прошедшей испытание временем, отражается лишь то, что присуще коллективному бессознательному.
Директор. Коллективное бессознательное и Космос — это очень похоже, ты не находишь?
Протагонист. Может быть, а что же из этого?
Директор. Действие покажет.

Для того чтобы начать действовать, нам потребуется построить сцену.
Директор. Как выглядит пространство, на котором может разворачиваться действие нашей драмы?
Протагонист. Пока не могу описать это исчерпывающим образом. Но я очень ясно представляю себе слои, этажи, уровни или что-то в этом роде. Может быть это какая-то лесенка?
Директор. Из каких же ступенек состоит такая лесенка? Изобрази ее.
Протагонист. Вот она.

И сказкотерапия, и психодрама, по-моему, имеют каждая свою такую лесенку. Вот только первые две ступеньки у них общие.

Теперь по всем законам психодрамы пора приступать к действию.
Директор. Мне кажется, что сейчас самое время призвать на помощь сказку. Может быть, ты попробуешь сочинить историю, в которой психодрама и сказкотерапия стали бы главными героями?
Протагонист. Сказку? Что ж, слушайте.

В одной Большой-большой Вселенной (а какой она была? может быть, вы знаете?) разместилась в уютном местечке одна Планета (может, вы слышали и о ней?). Большая-большая Вселенная была Праматерью и источником жизненной энергии для всего сущего на Планете.
И была эта Планета на редкость красива и уютна. Основную часть ее поверхности занимал Безбрежный Океан Возможностей, который со всех сторон омывал Материк Творения. На этом материке жили разные сущности, объединенные родством с Большой-большой Вселенной.
Дни проходили за днями, века за веками... Все менялось и текло на Планете, а может, и оставалось неизменным. Разные люди говорили по-разному. Но вот однажды появилось откуда ни возьмись маленькое Зернышко Идеи, покружилось, увлекаемое Ветром, и упало на благодатную почву Творчества.
Благодатная почва Творчества была очень подходящим местом для такого Зернышка. Ведь она покоилась на очень надежной Базальтовой Тверди. А сама Базальтовая Твердь подогревалась Вечно Раскаленной Магмой.
Конечно, в таких условиях Зернышко недолго оставалось Зернышком. Оно проросло и превратилось в Роскошный Цветок, в самой середине которого... Да-да-да, здесь жила маленькая симпатичная девочка. Какой она была? Вы поймете это и сами, когда узнаете, что вскоре она выросла и назвалась именем Психодрама.
Когда она выросла и захотела попробовать свои силы в деле, она собрала себе в дорогу Волшебный мешочек инструментов. В нем лежали сцена, роли директора и протагониста, дополнительных «я» и зрителей, а еще чудесный аэрозоль «теле» и волшебный порошок спонтанности.
Да кроме того, у нее была заветная записная книжка, в которой она записала на память основные принципы своей работы.
А на другом краю Материка Творения, питаясь энергией той же Большой-большой Вселенной, подогреваемая бурно кипящей Магмой, содержащей тепло и страсти человеческой психики, опираясь на свою Базальтовую Твердь теории личности и смысла психотерапии, питаясь благодатной почвой Творчества, из зерна древней народной сказки родилась Сказкотерапия.
А уж какой на самом деле была эта переменчивая особа, знаете только вы. В день своего совершеннолетия она, как и Психодрама, тоже отправилась в путь.
И конечно, сказка не была бы сказкой, если бы они не встретились на узкой тропинке в одиноком диком Лесу. Деваться им было некуда, и они увидели друг друга. Взгляды их встретились, и в этот момент случилось чудо: они почувствовали, что получили возможность видеть мир глазами друг друга.
— Я гляжу на тебя твоими глазами, а ты смотришь на меня моими.
— Мы видим и ощущаем друг друга, как себя самоё.
— Я — это ты, ты — это я.
Так сказали они друг другу и принялись осматривать мир новыми глазами. Они разглядели, что их породила единая Большая-большая Вселенная, что обе они согреты Магмой, кипящей страстями и содержащей тепло человеческой психики, что Базальтовая Твердь дала им возможность опираться на общий смысл психотерапии. Так много было у них общего, что почувствовали они себя сестрами. Поняли, что хотят в жизни одного и того же, и сразу же решили продолжить путешествие вместе.
А надо вам сказать, что на Материке Творения обитали очень даже Симпатичные Люди. Вот только довольно часто попадали они в ловушки, расставленные для них хитрыми Химерами Темных Болот. Химеры эти досаждали людям как могли.
И люди стали обращаться за помощью к Психодраме и Сказкотерапии: «Научите нас не попадать в лапы коварных Химер».
Психодрама доставала свои Инструменты, а потом сотворила из них даже Основные Техники — обмен ролями, зеркало, дублирование, хор, монолог.
А Сказкотерапия оживляла эти агрегаты своим дыханием. И тогда закипала работа.
Так возникли на Материке Творения «Королевский дворец», «Волшебный магазин», поляна Старых Сказок, озеро Волшебное зеркало, Комната Смеха, Цветик-семицветик, пещера Рождающейся Сказки, Вершина Сказочного Ролевого Тренинга, деревушка Монодрамы, поселок Драмы Протагониста и целый город Социодрамы.
Но Психодрама и Сказкотерапия хотели путешествовать, знакомиться со всем миром и в конце концов обрести единство с Большой-большой Вселенной.
И тогда они сказали обитателям Материка Творения:
— Мы оставляем вам свои инструменты и техники.
— Пользуйтесь нашими постройками и творениями.
— Берите мою сказку, фантазию и волшебную силу.
— И из зерен ваших идей, посеянных на Благодатную Почву Творчества, вырастут прекрасные растения, которые принесут вам чудесные плоды.
— ТЕПЕРЬ ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ!

Наталья ПАРАМОНОВА

Окончание следует