ЦВЕТ МОЕЙ ДУШИ
Неделя психологии в школе-интернате
Я работаю психологом в школе-интернате
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, И моим детям, как мне кажется,
психология необходима. Чтобы заинтересовать их
моей любимой наукой, я организовала в нашей
школе-интернате неделю психологии,
позаимствовав идею у М. Битяновой, Т. Азаровой, Т.
Земских, которым я очень признательна.
Психологическая неделя — это погружение
детского коллектива каждый раз в совершенно
новую атмосферу.
РАДУЖНЫЙ ЗАМЕР
Как и положено, неделя начинается с «радужного
замера» в начале и в конце учебного дня.
Большие яркие шары привлекают внимание и
малышей, и их воспитателей. Они не сводят глаз со
стендов. Заинтересовал воспитанников и процесс
выбора цветов. Ведь нельзя пройти мимо красивых
коробок в виде цветных карандашиков (для детей) и
разноцветных грибочков (для взрослых) в руках
волонтеров-старшеклассников, которые проникнуты
чувством значимости происходящего.
Помня, что театр начинается с вешалки, мы
постарались, чтобы дети, входя в здание школы,
почувствовали необычную атмосферу начала
психологической недели. В парадном холле
учащихся встречают большие красочные стенды,
извещающие о том, что происходит в тот или иной
день. Ученики знакомятся с планом недели
психологии, с объявлениями, афишами предстоящих
мероприятий, которые мы стараемся делать
необычными. Двери учебных кабинетов, библиотеки,
спортзала, столовой, даже директорского кабинета
украшают нежные лепестки ромашек с изречениями
великих мыслителей, писателей, ученых.
Приятно
было видеть старшеклассников, ребят из средних и
даже младших классов, переписывающих, читающих,
запоминающих бессмертные строки великих людей.
Особой популярностью пользуется «забор
психологической разгрузки» в парадном холле.
Любимый «забор» используется на полную катушку.
Толпятся около него все: от маленьких
первоклассников до солидных учащихся
одиннадцатого класса. Пожелания, замечания,
высказывания учащихся иногда вывешиваются
целыми рулонами.
Не отмолчались и педагоги. Они тоже, стремясь
снять эмоциональное напряжение, обращаются к
своим ученикам, используя ученический
«психологический забор»: «Дима Мельник, выучи
правило», «Настя! Подчеркивай деепричастные
обороты»; «7-й «В», носите на уроки ручки!».
Надо отметить активное участие в конкурсах и
играх учителей и воспитателей. Они открыли для
себя новые формы работы с детьми, так как в
процессе организации, подготовки мероприятий
лучше узнавали своих воспитанников. Главным для
учителей, воспитателей и для меня как психолога
были счастливые и довольные детские лица!
Я ВЫБИРАЮ НАСТРОЕНИЕ
Достижение высокого эмоционального уровня
восприятия проводимых в рамках психологической
недели мероприятий необходимо для
психологической службы школы-интерната. При
обучении и воспитании очень важно, чтобы дети
испытывали такие эмоции, как удивление, радость,
но много значит и сомнение, его функция —
управление поиском истины.
Психологическая служба активно опирается на
указанные эмоции. В школе-интернате учителя и
воспитатели имеют дело с детьми, эмоции которых
часто слишком сильны и неустойчивы, дети не
всегда доводят начатое дело до конца. В связи с
этим неделя должна отвечать следующим
требованиям:
– вызвать у каждого ребенка интерес;
– результаты работы детей, проведенных
мероприятий необходимо как можно быстрее
доводить до сведения детского коллектива;
– привлечь к участию в неделе не только активных,
но и пассивных, вялых школьников.
И это было достигнуто. Каждый день недели был
ярким, необычным. Свой девиз, плакат,
определенная задача отличали один день от
другого.
В понедельник прошло общешкольное цветовое
действие. Девиз дня: «Я выбираю свои чувства и
настроение». В большом актовом зале присутствует
вся школа (с 1-го по 11-й класс). Звучат веселые
детские песни. Идет увлекательная игра. В
интересной, занимательной форме, с
использованием детских рисунков говорилось о
значении «невербалики» для психологии общения и
взаимопонимания в нашем большом доме —
школе-интернате. Детям рассказали о значении
мимики и жестов человека. По мимике масок дети
определили удивление, растерянность, злость,
скуку — эмоциональное состояние, настроение
«образа». Исполнялись песни, частушки, стихи,
которые живо воспринимались детьми.
Огромное впечатление произвели на детей и
взрослых удачные работы классных коллективов на
темы: «Мой интернат — мой дом» (1–4-е классы),
«Дерево радости и печали» (5–7-е классы), «Мой мир»
или «Цвет моей души» (8–11-е классы). Ребята
изготовили замечательные макеты, коллажи,
сделали яркие рисунки, а старшеклассники
представили целые полотна на ткани.
Представители классов успешно защищали свои
проекты.
Этот день, несомненно, остался в памяти детей, так
как творчество товарищей пробудило в них
необходимый эмоциональный настрой и вызвало
глубокий интерес. Равнодушных лиц у детей не
было.
ЗАДАЧИ ДЛЯ ПСИХОЛОГА
Во вторник состоялся конкурс
«чувствоведов» («Школьный психолог», № 22, 2002) в
четвертых классах. Дети были очень активны. В
конце занятия на столах у них появились изделия
«народного творчества».
Наблюдая за детьми, которые принимали участие в
этом занятии, можно было заметить сплоченность,
проявление интереса к совместной деятельности
мальчиков и девочек в 4-м «А» и разобщенность,
отсутствие межличностных отношений между
мальчиками и девочками в 4-м «Б». Значит, мне, как
школьному психологу, необходимо глубже изучить
систему личных отношений детей в группе.
Во второй половине дня состоялась игра «Звездные
перекрестки» под девизом: «Я выбираю смысл и
ценности своей жизни». Аудитория в классе
эстетики серьезная — учащиеся старших классов
со своими учителями и воспитателями. Ведущие
были готовы действовать по ситуации. Каждый раз
(игра проводится в школе второй раз) очень трудно
отслеживать все процессы, которые происходят в
игре. Дети сами принимали решение.
Группа землян и их лидер были убедительными,
рассуждения и доводы — основательными. Дети
обнаружили широкий кругозор, умение
обосновывать свои решения. Необычна была
обстановка в уютном классе — световое и
музыкальное сопровождение действий выступающих,
оформление (зеркальные шары, декорированная
сцена) — все это настраивало на эмоциональное
восприятие происходящего. Воспитатели
восторженно удивлялись: «Мы не думали, что наши
дети так смогут проявить себя в игре», «Они
по-взрослому рассуждают, ничуть не хуже нас».
Эмоций было предостаточно: волнение, слезы, смех,
был и смех сквозь слезы.
УРОК НА ВСЮ ЖИЗНЬ
В среду состоялись «Большие гонки». Игра
«Следопыты» началась в 8.00 и шла до 10.00. Школа в
это время кипела. 1-е место среди начальных
классов заняли ребята из 4-го «А», а среди 5–11-х
классов — 6-й «Б». Надо было видеть горящие глаза
детей, летающих по коридорам в поисках
необходимых им людей и нужной информации. Была
задействована вся школа. В этот же день под
девизом: «Я выбираю дружбу и здоровый образ жизни
или одиночество в мире людей» началось открытое
мероприятие для подростков «Мы вместе — сила!».
Прошел также ролевой тренинг «Альтернативная
реклама» для учащихся 6–11-х классов.
Утро четверга началось с презентации газеты
волонтеров «Жираф». (В текущем учебном году под
руководством педагога-психолога открылся клуб
волонтеров.) А затем в 5–9-х классах прошла
деловая игра «Я выбираю совершеннейший из
способов общения — человеческое слово».
Проходили классные часы по психологии. Волонтеры
выступали в классах на темы: «Поговорим об
общении», «Умеем ли мы общаться» и др.
В пятницу под девизом «Отдохни» состоялся
психологический КВН «Психология — это
серьезно!». В актовом зале присутствовала вся
школа. Команды 9-х и 10-х классов «Сердце Данко» и
«Радуга» были находчивы, оригинальны, с чувством
юмора, а болельщики живо реагировали на все
происходящее на сцене.
В качестве итога можно отметить своеобразную
обратную связь, полученную психологической
службой школы. Это — мысли детей по поводу
психологической недели.
«Мы почувствовали, что мы — одна семья, узнали
много нового друг о друге и обо всех детях и
взрослых интерната»; «Неделя психологии — это
большое событие, она принесла в нашу школу много
любви»; «Неделя психологии — это удивительный
мир на целую неделю и каждый день — урок на всю
жизнь».
Много было записей, отражающих мнение детей об
учебе, воспитании, об особенностях
межличностного общения, вообще о жизни в
школе-интернате. Можно с уверенностью сказать,
что цели, которые ставила психологическая служба
школы, планируя проведение психологической
недели, достигнуты. Круглый стол и анкетирование
показали, что дети, да и взрослые признали неделю
психологии удачной, запоминающейся и
необходимой.
Конечно, проводить такое мероприятие одному
психологу невероятно трудно. Хочу через
профессиональную газету «Школьный психолог»
поблагодарить за поддержку и помощь
музыкального руководителя школы Ю.Б. Минасова,
заместителя директора по воспитательной работе
Ю.Б. Коченкова, воспитателей и учителей, которые
помогли мне подготовить и провести неделю
психологии в школе.
П. МИРИМОВА,
педагог-психолог школы-интерната,
г. Тимашевск,
Краснодарский край
|