ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ
|
Б. Хегенхан, М. Олсон
СПб.: Питер, 2004
|
Теоретические издания
по психологии настолько сильно отличаются от
практических (причем не только по форме
изложения, но и по характеру обсуждаемых
проблем), что иногда возникает подозрение о
существовании двух разных психологий.
«Теории научения» как нельзя лучше иллюстрирует
это положение. Если в подавляющем большинстве
практических пособий речь идет о личностных
особенностях, то вопросы обучения, содержания и
методов образования преимущественно
обсуждаются на страницах теоретических работ.
Книга, вышедшая в серии «Мастера психологии»,
представляет собой образец взгляда на проблемы
научения со стороны теории. Это основательное
издание призвано помочь прежде всего
исследователям в области педагогической
психологии. Многие затрагиваемые в книге
вопросы, без сомнения, имеют и прикладной аспект,
однако отсутствие конкретных рекомендаций не
позволяет считать ее практическим пособием.
По мнению авторов, проблема научения — одна из
глобальных в современной психологии, что, однако,
не означает, что она до конца исследована. Тем не
менее предпринятая авторами попытка
систематизировать накопленные в психологии
научения данные способствует выделению основных
направлений и линий исследования, а значит, и
пониманию ряда принципиальных положений в
области научения.
По формальным характеристикам данное издание
может быть отнесено к категории классических:
авторы выбрали из числа имеющихся наиболее
подходящее, с их точки зрения, определение
научения и далее проанализировали основные
подходы к научению, сложившиеся к настоящему
времени в психологии. В частности, представлены
исторические корни теории научения и показано,
на какой философской основе развивались
основные теории — бихевиоризм, ассоцианизм,
когнитивизм и др. Заключительная глава посвящена
вопросам приложения полученных научных данных в
сфере образования. Эта глава имеет отношение не
столько к теории, сколько к практике образования.
О важности теоретической подготовки будущих
практических психологов можно сказать
по-разному. Авторы рецензируемой книги на
конкретных примерах показывают, как те или иные
теоретические положения находят конкретное
применение в образовательной практике. Например,
педагоги, разделяющие взгляды Б.Ф. Скиннера,
подкрепляют желательное поведение и игнорируют
неблагоприятное. Тезис о необходимости
индивидуализированного обучения вытекает из
бихевиористского подхода. Согласно взглядам А.
Бандуры, учителя с помощью специально
разработанной методики могут не только сообщать
необходимую информацию, но и способствовать
усвоению детьми нравственных норм и общих правил
поведения.
Несмотря на то что в книге изложены основные
достижения психологии научения, авторы
утверждают, что не существует окончательных
ответов на вопрос о природе научения и лучшее,
чем психолог может заняться, — это попытаться
раскрыть тайну этого загадочного процесса.
Марина СТЕПАНОВА
|