Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2005


КОНКУРС

Номинация «Психологические игры и игрушки»

СТРИЖИ, ОРЛЫ И СОКОЛЫ

Развивающе-диагностическая игра

На основе идеи теста корректурной пробы и символов, имеющихся в операционной системе Windows-2000, был создан цикл занятий для учащихся 1–6-х классов. За сравнительно небольшой промежуток учебного времени — минут семь — тренируются (развиваются) одновременно несколько важных для данного возраста качеств. А относительно быстро обработать полученные данные может учитель или воспитатель, хотя первый и последний срез может обрабатывать и психолог.
Полифункциональность игры: развитие внимания, оперативной памяти, пространственного мышления, умения сравнивать — дифференцировать знаки, умение работать с партнером. Развитие навыка самоконтроля, самооценивания: систематическое опрашивание мнений ученика о трудности — легкости, понравилось — не понравилось задание; доволен — не доволен собой.
Диагностические параметры: внимательность, работоспособность, установка на скорость или качество, утомляемость, адекватность самооценки, коммуникативность (лидерство).
Последовательность в определении результатов, то есть стадии оценивания:
• на первом этапе — специалист делает для ученика образец: выделяет зеленым цветом по заданному правилу пропущенный и подчеркивает неправильно зачеркнутый знак;
• в середине игры (только зеленые пометки на полях об ошибках после проверки учителем) — самопроверка и самооценка;
• последняя треть игры — взаимооценка (работа в паре с соседом: обмен своими бланками или совместная поэтапная проверка по половине каждой строчки методом сравнения);
• на заключительном этапе:
а) отзыв педагога (письменный и устный) по индивидуальным и командным (девочки — мальчики; класс — параллель) результатам, их динамике;
б) отзыв ученика (устный или письменный) о процессе игры и полученных им результатах.
Первый и последний текст-бланк в данной игре должны быть одинаковыми, а все последующие задания выбирает учитель, исходя из трудности их выполнения и интереса детей к определенного вида заданиям. Для удобства обработки в большинстве текстов строчки пронумерованы.

Инструкция для педагога
Детям предъявляется бланк с различными знаками, буквами, изображениями. Ученики должны в каждом ряду вычеркивать такой же знак (или изображение), как тот, что стоит первым в строчке. Работа проводится всегда на время с требованием максимальной точности. Общее время выполнения основной работы — 4 минуты. При этом через каждую минуту производится фиксация проверенного. Методика может применяться как в группе, так и индивидуально.
Выполнению задания предшествует уяснение инструкции и выполнение тренировочного упражнения (две строчки примерно за 1 минуту — показать, попробовать). Надо ответить на вопросы учащихся и начать основной опыт, который, повторяю, длится ровно 4 минуты.
Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация — по количеству сделанных ошибок, самооценка — по знакам «плюс», «волна», «минус», которые дети проставляют в тексте (см. далее), и общему итогу работы; коммуникативные навыки — по согласованной «бесшумной» плодотворной работе в паре, лидерство — по частой «руководящей» роли ребенка в паре.
Результаты могут быть представлены графически: изменение скорости работы (количество просмотренных букв за единицу времени) — изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Это позволяет в динамике проследить наличие у каждого испытуемого утомляемости, характер устойчивости — неустойчивости его внимания.
По количеству правильно зачеркнутых (обведенных) букв устанавливается степень устойчивости внимания, а распределение ошибок по всему листу указывает на колебание внимания: если ошибки нарастают к концу опыта, это говорит об общем ослаблении внимания и снижении работоспособности. Уменьшение времени на выполнение задания и отсутствие ошибок свидетельствуют о врабатываемости и достаточной устойчивости уровня активного внимания.
При оглашении результатов каждой игры или после выяснения: кто больше всего проверил строчек (Стриж), не сделал ни одной ошибки (Орел), сумел много проверить и все без ошибок (Сокол), — звучат аплодисменты (педагог каждый раз подает пример позитивной поддержки).
Можно составить особую таблицу с фамилиями всех участников, в которую самозаписью вносятся проверенные итоги серии игр, т.е. все ученики имеют возможность добровольно, после получения своих проверенных работ, самостоятельно зафиксировать собственные результаты в подготовленной педагогом специальной таблице (вписать «орел, стриж, сокол» в 1–2-м классе, а в 3–6-м — указывать количественные данные, хотя с помощью определенного цвета тоже возможно указание на характеристику «полета»).
Для дополнительной тренировки, для домашней работы, а также в целях экономии распечатанных бланков во всех заданиях можно также использовать и второй знак в строчке. Однако в этом случае проводится уже не зачеркивание (одной чертой или двумя — «крест-накрест») по заданному образцу, а заключение знака в «кружок» или в «квадрат». Через несколько игр, после усвоения учащимися правил, эти правила могут видоизменяться в сторону усложнения: в четной и нечетной строчке по-разному обводить искомые знаки или через каждую минуту менять способ выделения, согласно введенному учителем правилу (сначала заранее письменно на доске, затем — устно по ходу игры).
Игра проводится на уроках литературы (чтения), русского языка (письмо), математики или вне уроков. Знаки могут быть связаны с данными предметами.
Мы проводили эту игру в течение одной четверти два раза в неделю, по два раза в день для достижения/закрепления особого состояния концентрации (внимательности).
Предваряющие игру команды необходимо повторять в одном алгоритме и с одинаковым акцентированием отдельных слов, особенно ключевого слова: вни-ма-ние.
Поскольку данная игра выполняется на уроках, то должны быть непривычные для обычного урока способы действий, чтобы игра отличалась от учебных школьных упражнений. Это достигается как нестандартным содержанием, так и самим процессом. Ученики выполняют задание цветными карандашами или фломастерами любого цвета.

ХОД РАБОТЫ

Первая игра

В конце первого урока (за 10 минут до его окончания) раздать листы с напечатанными буквами и сказать ученикам следующее.
Ведущий. Сейчас мы будем играть с вами в новую интересную игру. Каждый из вас может стать в этой игре орлом (т.е. точно, без ошибок выполнить все задания), стрижом (т.е. сделать очень много) или соколом (т.е. сделать и много, и без ошибок; это самое трудное — «высший пилотаж»!). Перед вами листы с набором различных знаков. Вы должны просматривать каждую строчку слева направо, как будто читаете, и зачеркивать такие же буквы, как и первые в каждом ряду (показать на доску, где есть пример). «Летать», то есть работать, надо внимательно, но как можно быстрее. Все начнут одновременно после моего сигнала.
Во время работы, когда я скажу: «Стоп, черта», в том месте, где вас застанет этот сигнал, поставьте восклицательный знак. Смотрите на доску, здесь снова дан пример. После того как поставите «!», сразу же продолжаете искать буквы для вычеркивания. Во время работы разговаривать, отвлекаться, задавать вопросы нельзя. Поэтому если у кого-то есть вопросы, то задавайте их сейчас.

(Ответить на вопросы. Потренироваться на двух строчках; образец зачеркивания надо дать в первой строчке бланка, образец постановки восклицательного знака — во второй строчке бланка. Надо пройти по классу и посмотреть, как выполняют упражнение «слабые» и те, кто что-то спрашивал.)
Итак, заняли удобную позу: лист положили перед собой так, чтобы было удобно зачеркивать. Локти на столе, лишних движений не делаем, не отвлекаемся, взгляд направили на начало строчки. Взяли любого цвета карандаш, поставили его на первую букву (первый знак) первой сточки... Приготовились (смотреть на секундомер — засечь время). Вни-ма-ние. Полетели!
Через каждую минуту говорить: «Стоп, восклицательный знак!» А в последний раз после этого: «Карандаши положили».
Ведущий.
Давайте поможем руке отдохнуть — сжимаем в кулак только пальцы не писавшей руки, затем разжимаем. Сделали это 10 раз, а затем потрясли обеими кистями рук.
(Показать, чтобы все смотрели на вас и делали так же.)
А теперь выразите свое мнение на полях справа возле написанного (показать на доске обозначение вариантов мнений). Если игра для вас была легкой, поставьте крестик, если трудной, то черту, ну а если среднее между ними — не трудно и не легко, так, по-разному, — нарисуйте «волну» (слова «плюс», «минус» лучше не употреблять).
После этого надо отследить, чтобы дети сделали пометки, собирая бланки у самых быстрых, а затем и у всех остальных.
Можно выяснить, кто как считает: легкая была игра или трудная (в чем были трудности, устал ли кто-нибудь? Отдельно спросить нескольких девочек, затем мальчиков). С этого их мнения начинать эту же работу в конце дня (4-й или 5-й урок), но уже без тренировочного упражнения. Письменно зафиксировать мнения в протоколе, чтобы сравнить их с реальными результатами.

Вторая игра

Проводится на последнем в этот день уроке, за 10 минут до его окончания.
Ведущий. Снова сыграем в ту же игру, что и утром на первом уроке. Начнем по моей команде с новой строчки после последней проверенной вами строки. Взяли карандаш, поставили его на первую букву непроверенного вами ряда. Приготовились (см. на секундомер). Вни-ма-ние. Полетели!
Закончить так же, как и первую игру, то есть отвлечь упражнением для кисти, а затем попросить высказать свое мнение, обозначить его, не заглядывая к соседу (на доске дать условные обозначения). Опять публично выяснить мнения, но после сбора бланков.
Ведущий. А если бы еще столько же минут так играли, кто смог бы продолжать работу? Встаньте те, кто не очень устал. Итоги этой игры я сообщу вам позднее, через несколько дней.
Ведущему отметить для себя, кому труднее — девочкам или мальчикам.
Письменно (определенными знаками) зафиксировать в протоколе все высказанные мнения, чтобы сравнить их с реальными результатами, самооценками и определить разновидность следующего игрового задания.

С. ДЕМИН,
педагог-психолог
Вятской гуманитарной гимназии

ПРИМЕРНЫЙ НАБОР БЛАНКОВ-ЗАДАНИЙ

(можно подобрать и другие)