ПРЕЗУМПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
О пространстве духовно-нравственного
развития ребенка
Тема третьего дня II
Всероссийской недели школьной психологии (см.
«Школьный психолог», № 8–11, 2005) «Психолог и
личностное развитие ребенка». Традиция ли тому
виной, объективная ли ситуация, но психолог и его
деятельность в образовании преимущественно
ориентированы на проблемные, кризисные ситуации.
По сути дела, психолог востребован чаще всего
тогда, когда ребенок или педагог не справляются с
нормативными требованиями образовательной
ситуации: не могут учиться (учить) или вести себя
(вести урок) так, как это принято, как считается
правильным и эффективным.
А если ребенок успешно учится? Если с точки
зрения нормы (не эталона — нормы!) все в порядке?
«Ребенок развивающийся»: находится ли он в
фокусе профессиональной деятельности психолога
в образовании? А есть ли у нас в руках особые
профессиональные фонарики, чтобы освещать таким
детям дорогу, по которой они (сами!) пойдут?
Понимание процессов личностного развития и
возможностей влияния на них со стороны психолога
и педагога, обсуждение методологии
психологической работы, направленной на
создание ситуации выбора, совершения поступка,
формулирования позиции, обретения ценностей — в
фокусе третьего тематического дня Недели
психологии.
У участников Недели появится уникальная
возможность пообщаться на эти темы с такими
замечательными учеными, как В.И. Слободчиков, И.В.
Дубровина, О.В. Хухлаева, и многими другими. А всем
нашим читателям мы дарим не менее замечательную
возможность познакомиться с размышлениями на
тему духовно-личностного развития ребенка
Виктора Ивановича Слободчикова — доктора
психологических наук, члена-корреспондента РАО,
директора Института развития дошкольного
образования РАО.
Подробнее о II Всероссийской неделе школьной
психологии — на сайтах www.tochkapsy.ru, www.psyinfo.ru.
Вначале я хочу хотя бы коротко
разобраться с самим понятием «развитие», которое
кажется таким простым и привычным.
КАК НЕРАЗРУШИТЕЛЬНО ВСТРЕЧАТЬСЯ?
Если сейчас суммировать множество мнений о
понимании термина «развитие», их можно будет
свести фактически к двум. Они нам хорошо
известны, на них мы, собственно, и строим наши
учебные и образовательные программы, так же как и
наши представления о развитии личности.
Первое: развитие как созревание и рост.
Смотрим на траву, смотрим на дерево, видим, как из
зерна появляется растение... Есть такие процессы
в человеческой жизни? Конечно, есть. Мы же видим
это своими глазами. Маленький ребенок растет,
мужает, взрослеет и т.д. Этот процесс мы и
описываем — рождение, рост, расцвет,
плодоношение, старение, дряхление, смерть.
Второе, на котором базируется практически вся
наша педагогика: развитие как формирование.
Не умел писать — научился. Произошло развитие?
Да, несомненно. Ведь он не умел писать, а теперь
умеет. Ходил на четвереньках — ходит на двух
ногах. Не умел членораздельно разговаривать —
теперь говорит и т.д. Все это как раз и связано с
обучением, образованием, то есть с обретением
целого ряда культурных способностей, которые уже
фиксированы в человеческом опыте. Огромное число
когда-то священных человеческих способностей
(письмо, чтение, счет) сегодня просто перешли в
разряд культурных навыков.
Интуитивно мы чувствуем, что развитие всей
человеческой реальности нельзя свести только к
этим двум процессам — созревания и культурного
оформления, которое иногда превращается в
процесс формования по извне заданным меркам.
Уже подросток может нас спросить: «Господин
учитель, а почему я должен стать таким, как вы
хотите? А если вы ошибаетесь?» И потом, когда он
повзрослеет, ему вдруг откроется: «А ведь по
поводу меня есть Божий замысел, у меня есть своя
собственная биография, свое собственное
движение и личная траектория». Как с этим быть,
как неразрушительно встречаться и просто жить с
этой сугубой индивидуальностью?
Поэтому, когда мы говорим о развитии, необходимо
говорить еще об одном особом процессе — о
собственно духовном развитии. Духовность и душа
живая даны человеку изначально, но проблема в
том, когда и как я встречусь с ними, и встречусь ли
вообще. Вот в чем проблема. Когда и как я
встречусь со своим — мне данным замыслом обо мне?
И насколько я (учитель, родитель, воспитатель,
вообще — взрослый) готов быть со-работником в
реализации некоего замысла об этом конкретном
ребенке?
НЕРАЗДЕЛЬНО И НЕСЛИЯННО
При содержательном описании пространства
духовного развития специального внимания
заслуживает следующее существенное
обстоятельство: человек при рождении попадает в
уже обжитой, опознанный мир. Ребенок зарождается,
рождается и живет в системе реальных, живых, хотя
и разнородных связей с другими людьми
(первоначально с матерью, затем еще с близкими,
впоследствии и с дальними). Усиливая эту мысль,
можно вообще сказать: нигде и никогда мы не
увидим человека до и вне его связей с другими. Он
всегда существует и развивается в со-обществе и
через со-общество. Живая общность, сплетение и
взаимосвязь двух жизней, их внутреннее единство
и внешняя противопоставленность друг другу
указывают на то, что взрослый для ребенка не
просто одно из условий его развития наряду со
многими другими, а фундаментальное онтологическое
основание самой возможности возникновения
собственно человеческого в человеке, основание
его нормального развития и полноценной жизни.
Это изначальное единство я называю со-бытийной
общностью — как нераздельность и неслиянность двух
и более самостоятельных форм жизни. Подобная
общность по сути и есть то пространство, та
ситуация развития, где впервые зарождаются
специфические, собственно человеческие
способности, позволяющие человеку стать и быть
субъектом своей жизни. Принцип развития —
динамическое преобразование систем связей и
отношений между людьми в со-бытийной общности в
процессах социализации (отождествления) и
индивидуализации (обособления). При этом
индивидуализация определяется как процесс
оформления уникального и неповторимого Я,
приобретения индивидом все большей
самостоятельности и относительной автономности.
Социализация трактуется как врастание индивида
в мир человеческой культуры и общественных
ценностей.
Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и
духовно полноценной жизни, необходим взрослый
человек. Это аксиома, не требующая сегодня
доказательства. Можно сказать, что «собственно
человеческое в человеке» — это всегда Другой
человек. Детству естественно присущи
стремления к дополнению, потребность и
способность обретения полноты человеческого
бытия. Старшие создают особую, располагающую,
дружественную среду, в которой младшим легче
рассекречивать и осваивать глубины и потенции
собственного внутреннего мира, обогащать ими
свою жизнь и жизнь других людей.
Иными словами, взрослые (в норме!) обеспечивают
ребенку презумпцию человечности — право и
возможность стоять на человеческом пути
развития, по мере взросления становиться
действительным автором собственного развития
или, говоря словами Г. Гессе, наряду с внешней
судьбой обрести судьбу внутреннюю, сущностную,
не случайную.
СПАСИТЕЛЬНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ
Взросление — дело трудное и даже болезненное.
Если воспрепятствовать развитию человеческих
способностей, ребенок может превратиться в
карикатуру на человека или чудовище. К сожалению,
иногда случается и такое. Если детскую душу
ранить или оставить в запустении,
воспользовавшись наивной неискушенностью,
вовлечь в пагубу, ребенок заболевает.
В известных с детства сказках (будто написанных
на злобу дня сегодняшнего) это называется
колдовством. Как тут не вспомнить Иванушку,
который ослушался сестрицу, напился из болота и
стал козленочком; героя сказки Андерсена — Кая,
которому в глаз попал осколок разбитого
дьявольского зеркала, и сердце его оледенело;
братьев, превращенных в диких птиц.
Метафоричность потери человеческого облика
будто списана с неутешительных реалий
настоящего — уже привычны обобщения: наркоманы,
«отморозки», ущербные. На некоторых детей тень
«колдовства» падает с рождением. О них мы говорим
«дети с особенностями развития».
Чтобы расколдовать ребенка, помочь ему обрести
дух полноценной человеческой жизни, необходим
близкий Другой-человек. В жизни, как в добрых
детских сказках, процесс спасения (исцеления,
личностного пробуждения) является серьезным
испытанием. Испытанием и для ребенка, и для
близкого человека: Герда ради спасения Кая
отправляется в рискованное путешествие в
царство Снежной королевы; сестра, вопреки
опасностям, превозмогая боль, шьет голыми руками
братьям рубашки из крапивы.
Ф.М.Достоевский в «Братьях Карамазовых» писал,
что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и
полезнее впредь для жизни, как хорошее
воспоминание, вынесенное еще из детства, из
родительского дома. Если набрать таких (добрых)
воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек,
но и одно только хорошее воспоминание, оставшись
при нас, может послужить нам во спасение. Э.Фромм
усиливает эту мысль, утверждая, что родители дают
жизнь, но они же могут ее забрать или сделать
невыносимой; родители способны на чудеса любви —
и никто не может причинить такого вреда, как они.
Ф.М.Достоевский и Э.Фромм подчеркнули и
благодатную силу, и угрозу, заключенные в
родительском отношении.
Анализируя этот факт, соотнося его с опытом
педагогической и психологической практики,
нетрудно убедиться, что связанность с взрослым
(не только с родителем) таит для ребенка
одновременно и целительные силы, и
болезнетворную опасность.
Какие же сугубо психологические факторы
определяют влияние взрослого на
душевно-духовное здоровье ребенка?
О ЗНАЧИМОМ ВЗРОСЛОМ
В длительный период дошкольного и школьного
детства подлинным субъектом развития является
со-бытийная общность ребенка и взрослого.
Специалистам известно широко употребляемое, но
крайне расплывчатое определение — «значимый
взрослый». Значимый взрослый — это родной
или близкий человек, оказывающий существенное,
определяющее влияние на условия развития и образ
жизни ребенка: родитель, опекун, учитель,
наставник...
В основу классификации понятия «значимый
взрослый» положены две существенные
характеристики конкретного взрослого человека,
которые наиболее полно определяют его статус в
жизненном мире конкретного ребенка. Это
показатели кровного родства — «родной–чужой» и
духовной близости — «близкий–чуждый».
Классификация значимых взрослых
Духовная
связанность |
Кровное родство |
Родной |
Чужой |
Близкий |
Родной и близкий |
Чужой, но близкий |
Чуждый |
Родной, но чуждый |
Чужой и чуждый |
Критерием первой характеристики можно
считать принадлежность к единой родовой ветви.
Основа и главный критерий подлинной близости
двух людей — устойчивая духовная связь.
Значимые взрослые составляют естественное
человеческое окружение ребенка. Мера кровного
родства ребенка и взрослого изначально задана.
Поэтому отношения в детско-взрослой общности
эволюционируют по линии духовной близости.
Мы выделяем две наиболее общие тенденции:
атрибутом первой являются взаимное понимание,
принятие, доверие; вторая переживается как
стойкое взаимное несогласие, разобщение и
отчуждение.
Приближенный еще не значит близкий. Именно
духовная близость ребенка и взрослого
гармонизирует индивидуализацию, обособление
ребенка, обеспечивает нормальное развитие его
субъектности; отчуждение искажает и блокирует
его.
Специфика духовной близости ребенка и взрослого
(в отличие от витальной, эмоциональной,
социальной связанности) состоит в одухотворении
взрослым жизненного мира ребенка. Максима такого
отношения — любовь взрослого к
человеческому в ребенке, его устремление
навстречу становящемуся индивидуальному духу в
непрерывном, напряженном поиске отношения,
соразмерного с детскими возможностями. Такое
отношение — по сути благодатно. Эта любовь
осуществляется через со-бытие в духовной
практике воспитания ребенка. Значимый взрослый
(в норме!) — ответственный координатор со-бытия
— использует собственную самость в качестве
инструмента выстраивания и развития
совместности с ребенком.
ФОРМУЛА ТОЛСТОГО
Приведу только два примера чрезвычайной
важности со-бытийной общности для нормального
физического и душевно-духовного развития и
взрослых, и детей.
Сегодня существуют очень серьезные исследования
особенностей психологического развития детей в
пренатальном (дородовом) периоде. Все наши
традиционные обозначения: зародыш, плод и т.п. —
все это от «нищеты психологии», от невозможности
описать события беременности на традиционном
языке общей психологии. Именно из-за этого мы
апеллируем к медицинской терминологии.
В каком-то смысле человек
«предсуществует» еще до своего зачатия. Не
впадая в мистику, скажем, что уже в самой любви, в
самой встрече мужчины и женщины зарождается
некий замысел о человеке. По молитвам — в такой
встрече есть и Божие присутствие. Если перевести
события пренатального развития ребенка на
психологический язык, на язык психологической
антропологии, с позиции которой я и рассматриваю
духовное развитие человека, то сам ход
беременности и момент родов оказывается
принципиально иным, нежели обычно.
Моя сотрудница при консультировании молодых мам
переводила текущие и ожидаемые физиологические
ощущения на психологический язык, на язык
Встречи будущей мамы со своим собственным
ребенком. Это была организация со-бытийной
встречи с тем человеческим существом (уже с
момента зачатия), с которым мама давным-давно
живет. Почему «со-»? Потому что жизнь матери и
ребенка совместна и неразрывна. Почему
«бытийно»? Потому что это две уникальные жизни и
они — неслиянны. Это точно по той священной
формуле божественной Троицы, в которой «неслиянность–нераздельность»
— одновременно.
Естественно, что чем более членораздельны речи и
матери, и ребенка в пренатальный период, чем
очеловеченней их общение, тем выше надежда на
психосоматическое и душевно-духовное здоровье в
дальнейшей жизни, тем меньше опасность
безродности и сиротства ребенка. Сиротство — это
ведь не только физическая потеря родителей,
сиротство может быть даже при живых родителях,
когда не сложилась со-бытийная общность или
когда разрушились связи и отношения внутри нее.
Еще один пример. У Льва Толстого есть такое
выражение — «пустыня отрочества». Вы только
вдумайтесь в это словосочетание! Отрок (наш
подросток), оказывается, проходит через пустыню.
Через какую пустыню? Смысловую и ценностную —
духовную.
Психологически эту формулу можно прочитать
следующим образом. Подросток как бы спрашивает у
себя: «А что у меня есть свое собственное? Не
навязанное извне, а мое собственное?» И при
честном ответе на эти вопросы он обнаруживает,
что ничего своего у него нет. Язык родной — не
его, телесность — не его, а данная ему при
рождении. Потому он и говорит родителям: «Я вас не
просил, чтобы вы меня рожали». Все, что он знает,
умеет, пришло извне, от взрослых, это не его
самостоятельные достижения. Здесь кроется
источник подростково-юношеских суицидов — от
полной пустыни, от той смысловой пустоты, когда
самость ребенка фактически сведена к нулю.
Здесь возникает сложнейшая педагогическая
проблема — что и как нужно делать, и делать
срочно. Очевидно, что предшествующая форма
со-бытийной общности изжила себя, ребенок вырос
из нее, как вырастают из детской одежды.
Необходимо строить новую общность, на новых
основаниях, в новых отношениях и позициях. Чаще
всего именно мы, взрослые, не готовы и не способны
к такому обновлению. А потому и выход из «пустыни
отрочества» может быть трагическим, а может быть
болезненным, но духовно развивающим, подлинно
самостроительным.
На этом я хотел бы остановиться, понимая, что
несказанного и ненаписанного еще, как говорит
мой друг, — 16 глав.
Виктор СЛОБОДЧИКОВ,
доктор психологических наук
|