Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2005


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ПСИХОЛОГ НА КОНКУРСЕ «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ДАНЬ МОДЕ?

Московский конкурс «Учитель года» проводится ежегодно с 1991 года. Его учредителями являются Департамент образования города Москвы, Совет Московской городской организации профсоюза работников образования и науки, Московский институт повышения квалификации работников образования (ныне Московский институт открытого образования). Оргкомитетом была разработана структура конкурса, определены этапы его проведения, критерии оценки профессионального мастерства участников.
В каждом административном округе под руководством окружных управлений образования были созданы оргкомитеты и профессиональные жюри. В состав жюри включены психологи с целью сопровождения участников конкурса. Я взаимодействовала с конкурсантами первого тура городского этапа.

СТРАХ, ВОЛНЕНИЕ, РАДОСТЬ
Три дня городского тура для педагогов — это три дня стресса, который кого-то мобилизовывал, помогал справиться с ситуацией, кого-то наоборот дезорганизовывал, приводил в состояние замешательства и растерянности.
Знакомлюсь с жюри, рассказываю им, как сложно сейчас участникам, что они чувствуют и как это может отразиться на их выступлениях.
Подхожу к педагогам, которые с волнением ждут начала: кто-то перечитывает свое выступление, кто-то готовит технику, кто-то смеется. Я представляюсь, раскрываю свою профессиональную задачу, рассказываю о том, чем смогу помочь и вообще — зачем здесь психолог. Конкурсанты реагируют позитивно. С теми, кто пошел на контакт, общаемся, а для кого-то мое появление слишком запоздало.
Итак, конкурс начался...
Первый день самый нервный: творческая самопрезентация и решение проблемного задания.
Переживания, тревога — срыв голоса, тремор рук. Педагоги привыкли все делать хорошо, ко всему подходить ответственно. Сложно рассказывать о себе, подбирать нужный слог, метафору. Они справляются с этим непростым заданием. Вызывает восхищение замечательная девушка Елена  Исаченкова — она поет про пять минут в учительской судьбе, показывает прекрасный художественный короткометражный фильм о себе и своих непростых учениках, демонстрируя тем самым верх творчества и артистизма. Учитель информатики Инесса Зорина прыгает с парашютом, занимается воздухоплаванием, горными лыжами и умеет многое, многое другое.
Следующее конкурсное испытание было представлено проблемным заданием: вы автор нового учебника по своему предмету, что вы внесете, что усовершенствуете и прочее... Дыхание конкурсантов понемногу приходит в норму. Где-то вдали забрезжил баланс торможения и возбуждения.
Время на подготовку — две минуты. И вот поток идей сходится в одной точке  — связь с практикой, жизнью. В учебниках много теории и мало их практического применения. Предложения заключаются в следующем: ввести темы экологии в цикл точных наук, разработать дистанционные задания для инвалидов, создать электронные учебники, диски с темами к учебному курсу... Слушая друг друга, одобрительно кивают, поддерживая и подтверждая тем самым схожесть мыслей.
Первый день завершен. Обращаюсь к конкурсантам с просьбой описать свои впечатления. С удовольствием откликаются. Все пишут о том, что испытывают страх, волнение, интерес, радость, и еще о наличии или отсутствии удовлетворения от своего выступления.

НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ГЕШТАЛЬТ
Собираю листы и вижу глаза конкурсантов. Говорю им о том, что конкурсная ситуация всегда таит в себе беспокоящую человека неопределенность, что сейчас их тревога — это нормально, ее всегда испытывают люди во время любого испытания... Рассказываю обо всем этом на бегу. В более спокойной обстановке поговорить не удается — у них много вопросов по завтрашнему дню: дети, кабинет, техника.
Остаюсь в состоянии незавершенного гештальта: что-то тревожит — теперь уже меня. Сажусь и пишу для них метафору.
В одной далекой и прекрасной стране жил-был учитель. Такой целеустремленный, думающий и желающий изменить мир к лучшему. С искренней любовью к детям и своему делу. Все время он учился сам, и покоя ему не давала мысль — изобрести волшебное слово, слушая которое дети тут же все усвоят и станут развиваться. Он изобретал, думал, внедрял... Когда у детей что-то получалось, он был доволен и горд. Когда им что-то не удавалось, огорчался, считая это своим промахом.
И так накопил учитель целый сундук всего интересного, нужного и занимательного. А так как по натуре своей он был очень щедрым человеком, то возникла у него идея раздать это людям. Чтобы всем было хорошо — и взрослым, и детям.
Делясь с другими своими мыслями, он очень волновался: все ли поймут его правильно, так ли он все делал? Может, мысли и дела его не так уж хороши и умны, как ему казалось? Одолевали учителя страхи, волнения...
Услышала все это Мудрость и спросила:
— Добр ли ты к людям, порядочно ли ведешь себя?
— Да, — отвечал учитель.
— Ты любишь свое дело, своих учеников?
— А как иначе?! — удивился учитель.
— Ты искренен и правдив?
— Конечно.
— Содержание твоего сундука, твое мастерство, оно действительно помогает детям?
— Да.
— Ну что ж, тогда подумай еще раз над тем, о чем я тебя спросила, и реши, стоит ли тебе бояться делиться всем этим с людьми. Ты умен, и я уверена в правильности твоих выводов. Дерзай, учитель!

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО И НЕ НУДНО»
Второй день — проведение урока и самоанализ.
Не удается встретиться со всеми сразу, так как уроки они дают в разное время. Моя метафора откладывается, я прохожу по кабинетам, подбадривая участников.
Волнуются, но совсем не так, как в первый день. Все-таки урок — естественная «среда обитания» учителя. Тревогу у педагога вызывают новый кабинет, незнакомые ученики и непривычные 25 минут. В самоанализе конкурсанты, все как один, говорят о нехватке времени.
Слушая их, образно представляю ситуацию: всегда готовила большую кастрюлю борща на отряд, а тут дали маленькую — чего, сколько положить? Да бог его знает... придется так, на глазок. А еще надо ведь, чтобы вкусно было. Вот они и положили в свои кастрюли — кто-то сплошное творчество, кто-то только технику, методические основы. А вот тот, кто смог достичь баланса между лирикой и физикой, тот и победил.
В те два дня уроков происходили невероятные вещи. Дети не хотели уходить. Им говорили: «ребята, урок окончен, спасибо», а они совсем не торопятся расходиться. После занятия прошу детей описать их эмоции, чувства и мысли.
Из обратной связи учеников:
«Очень интересный урок. Не страшно было ошибаться. Очень приятная учительница».
«Познавательно и доступно. Не нудно».
«Просто супер! Очень интересный урок. Замечательный преподаватель. Не волнуется. Не смущает учеников. Масса ощущений, только положительных. Нет слов, одни эмоции».
«Это настоящий учитель года!»
Эти слова были адресованы победителям.
А были и такие высказывания:
«Неплохой урок с учителем хорошего уровня» или «Глубокомысленный и чувственный урок, не особо касающийся предмета».
Все эти ученические высказывания я положила в конверты и на заключительной встрече подарила конкурсантам. Пусть погреются...

АДЕКВАТНОЕ ЖЮРИ
И вот последний час конкурса. Жюри совещается. Учителя волнуются. Есть время поговорить, обсудить все происходившее. Выходим на метафору. Принимают. Глаза стали мягче, взгляд не такой серьезный и сосредоточенный. Из обратной связи участников:
«Нужно взять недельный отпуск и от всего отдохнуть... Потом собраться с мыслями и начать плодотворную, интересную работу. После этих трех дней у меня появилось желание многое пересмотреть в своей работе, сделать ее более интересной».
«Участие в конкурсе — это:
— объективная оценка своей профессиональной деятельности;
— обмен опытом с коллегами;
— разработка новых тем уроков;
— опыт публичных выступлений, открытых уроков.
Самое главное — следующий профессиональный уровень!»
И еще много подобных высказываний, которые вдохновляют на жизнь и на подвиг.
Иду к жюри, в его составе — адекватно реагирующие на происходящее люди. Двое — участники такого конкурса предыдущих лет. Общение с жюри психологически комфортное, о чем и написали конкурсанты в своей обратной связи. С удовольствием слушают детские высказывания, принимают серьезно, задумываются, соотносят. На протяжении трех дней выслушивают мнение психолога обо всем происходящем. И победителей выбирают, учитывая все перечисленные факторы.
Вот и все. Этап городского конкурса завершен, победители названы.

Собственная рефлексия не дает покоя. И все-таки психолог на конкурсе — необходимость или дань моде? Прихожу к выводу, что необходимость, и вот почему.
• Психолог может и должен встречаться с участниками перед началом конкурса, для того чтобы обучить приемам саморегуляции, саморефлексии, осознанию проблемных зон. Занятия с психологом помогут педагогу в развитии и реализации творческого потенциала, вариативного подхода к решению учебных и жизненных задач.
• Во время конкурса человек настроен, мобилизован, а мы, вклиниваясь, провоцируем на себя агрессию. Психолог в данном случае — что-то новое, неизведанное, а значит, может быть, и опасное.
• Работа психолога в составе жюри необходима — для передачи информации о состоянии педагогов, о способе их взаимодействия с учениками, о психологическом климате урока, об оправданности педагогических стратегий и, конечно, для установления психологически комфортной среды конкурса.
• Необходима конкретная постановка профессиональной задачи перед психологом на конкурсе. Определение роли, функции, содержания.
• Проводя с педагогами активные формы обучения, психологи смогли бы оказать действенную помощь конкурсантам, а не только сыграть роль психологической неотложки.

Илона ГРОШЕВА,
психолог, руководитель методического отдела
Центра научно-методического обеспечения
службы практической психологии образования МГППУ