ПСИХОЛОГ НА КОНКУРСЕ
«УЧИТЕЛЬ ГОДА»
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ДАНЬ МОДЕ?
Московский конкурс
«Учитель года» проводится ежегодно с 1991 года. Его
учредителями являются Департамент образования
города Москвы, Совет Московской городской
организации профсоюза работников образования и
науки, Московский институт повышения
квалификации работников образования (ныне
Московский институт открытого образования).
Оргкомитетом была разработана структура
конкурса, определены этапы его проведения,
критерии оценки профессионального мастерства
участников.
В каждом административном округе под
руководством окружных управлений образования
были созданы оргкомитеты и профессиональные
жюри. В состав жюри включены психологи с целью
сопровождения участников конкурса. Я
взаимодействовала с конкурсантами первого тура
городского этапа.
СТРАХ, ВОЛНЕНИЕ, РАДОСТЬ
Три дня городского тура для педагогов —
это три дня стресса, который кого-то
мобилизовывал, помогал справиться с ситуацией,
кого-то наоборот дезорганизовывал, приводил в
состояние замешательства и растерянности.
Знакомлюсь с жюри, рассказываю им, как сложно
сейчас участникам, что они чувствуют и как это
может отразиться на их выступлениях.
Подхожу к педагогам, которые с волнением ждут
начала: кто-то перечитывает свое выступление,
кто-то готовит технику, кто-то смеется. Я
представляюсь, раскрываю свою профессиональную
задачу, рассказываю о том, чем смогу помочь и
вообще — зачем здесь психолог. Конкурсанты
реагируют позитивно. С теми, кто пошел на контакт,
общаемся, а для кого-то мое появление слишком
запоздало.
Итак, конкурс начался...
Первый день самый нервный: творческая
самопрезентация и решение проблемного задания.
Переживания, тревога — срыв голоса, тремор
рук. Педагоги привыкли все делать хорошо, ко
всему подходить ответственно. Сложно
рассказывать о себе, подбирать нужный слог,
метафору. Они справляются с этим непростым
заданием. Вызывает восхищение замечательная
девушка Елена Исаченкова — она поет про пять
минут в учительской судьбе, показывает
прекрасный художественный короткометражный
фильм о себе и своих непростых учениках,
демонстрируя тем самым верх творчества и
артистизма. Учитель информатики Инесса Зорина
прыгает с парашютом, занимается
воздухоплаванием, горными лыжами и умеет многое,
многое другое.
Следующее конкурсное испытание было
представлено проблемным заданием: вы автор
нового учебника по своему предмету, что вы
внесете, что усовершенствуете и прочее... Дыхание
конкурсантов понемногу приходит в норму. Где-то
вдали забрезжил баланс торможения и возбуждения.
Время на подготовку — две минуты. И вот поток
идей сходится в одной точке — связь с
практикой, жизнью. В учебниках много теории и
мало их практического применения. Предложения
заключаются в следующем: ввести темы экологии в
цикл точных наук, разработать дистанционные
задания для инвалидов, создать электронные
учебники, диски с темами к учебному курсу...
Слушая друг друга, одобрительно кивают,
поддерживая и подтверждая тем самым схожесть
мыслей.
Первый день завершен. Обращаюсь к конкурсантам с
просьбой описать свои впечатления. С
удовольствием откликаются. Все пишут о том, что
испытывают страх, волнение, интерес, радость, и
еще о наличии или отсутствии удовлетворения от
своего выступления.
НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ГЕШТАЛЬТ
Собираю листы и вижу глаза конкурсантов.
Говорю им о том, что конкурсная ситуация всегда
таит в себе беспокоящую человека
неопределенность, что сейчас их тревога — это
нормально, ее всегда испытывают люди во время
любого испытания... Рассказываю обо всем этом на
бегу. В более спокойной обстановке поговорить не
удается — у них много вопросов по завтрашнему
дню: дети, кабинет, техника.
Остаюсь в состоянии незавершенного гештальта:
что-то тревожит — теперь уже меня. Сажусь и пишу
для них метафору.
В одной далекой и прекрасной стране жил-был
учитель. Такой целеустремленный, думающий и
желающий изменить мир к лучшему. С искренней
любовью к детям и своему делу. Все время он учился
сам, и покоя ему не давала мысль — изобрести
волшебное слово, слушая которое дети тут же
все усвоят и станут развиваться. Он изобретал,
думал, внедрял... Когда у детей что-то получалось,
он был доволен и горд. Когда им что-то не
удавалось, огорчался, считая это своим промахом.
И так накопил учитель целый сундук всего
интересного, нужного и занимательного. А так как
по натуре своей он был очень щедрым человеком, то
возникла у него идея раздать это людям. Чтобы
всем было хорошо — и взрослым, и детям.
Делясь с другими своими мыслями, он очень
волновался: все ли поймут его правильно, так ли он
все делал? Может, мысли и дела его не так уж хороши
и умны, как ему казалось? Одолевали учителя
страхи, волнения...
Услышала все это Мудрость и спросила:
— Добр ли ты к людям, порядочно ли ведешь себя?
— Да, — отвечал учитель.
— Ты любишь свое дело, своих учеников?
— А как иначе?! — удивился учитель.
— Ты искренен и правдив?
— Конечно.
— Содержание твоего сундука, твое мастерство,
оно действительно помогает детям?
— Да.
— Ну что ж, тогда подумай еще раз над тем, о чем я
тебя спросила, и реши, стоит ли тебе бояться
делиться всем этим с людьми. Ты умен, и я уверена в
правильности твоих выводов. Дерзай, учитель!
«ПОЗНАВАТЕЛЬНО И НЕ НУДНО»
Второй день — проведение урока и
самоанализ.
Не удается встретиться со всеми сразу, так как
уроки они дают в разное время. Моя метафора
откладывается, я прохожу по кабинетам,
подбадривая участников.
Волнуются, но совсем не так, как в первый день.
Все-таки урок — естественная «среда обитания»
учителя. Тревогу у педагога вызывают новый
кабинет, незнакомые ученики и непривычные 25
минут. В самоанализе конкурсанты, все как один,
говорят о нехватке времени.
Слушая их, образно представляю ситуацию: всегда
готовила большую кастрюлю борща на отряд, а тут
дали маленькую — чего, сколько положить? Да
бог его знает... придется так, на глазок. А еще надо
ведь, чтобы вкусно было. Вот они и положили в свои
кастрюли — кто-то сплошное творчество, кто-то
только технику, методические основы. А вот тот,
кто смог достичь баланса между лирикой и
физикой, тот и победил.
В те два дня уроков происходили невероятные вещи.
Дети не хотели уходить. Им говорили: «ребята, урок
окончен, спасибо», а они совсем не торопятся
расходиться. После занятия прошу детей описать
их эмоции, чувства и мысли.
Из обратной связи учеников:
«Очень интересный урок. Не страшно было
ошибаться. Очень приятная учительница».
«Познавательно и доступно. Не нудно».
«Просто супер! Очень интересный урок.
Замечательный преподаватель. Не волнуется. Не
смущает учеников. Масса ощущений, только
положительных. Нет слов, одни эмоции».
«Это настоящий учитель года!»
Эти слова были адресованы победителям.
А были и такие высказывания:
«Неплохой урок с учителем хорошего уровня» или
«Глубокомысленный и чувственный урок, не особо
касающийся предмета».
Все эти ученические высказывания я положила в
конверты и на заключительной встрече подарила
конкурсантам. Пусть погреются...
АДЕКВАТНОЕ ЖЮРИ
И вот последний час конкурса. Жюри
совещается. Учителя волнуются. Есть время
поговорить, обсудить все происходившее. Выходим
на метафору. Принимают. Глаза стали мягче, взгляд
не такой серьезный и сосредоточенный. Из
обратной связи участников:
«Нужно взять недельный отпуск и от всего
отдохнуть... Потом собраться с мыслями и начать
плодотворную, интересную работу. После этих трех
дней у меня появилось желание многое
пересмотреть в своей работе, сделать ее более
интересной».
«Участие в конкурсе — это:
— объективная оценка своей профессиональной
деятельности;
— обмен опытом с коллегами;
— разработка новых тем уроков;
— опыт публичных выступлений, открытых уроков.
Самое главное — следующий профессиональный
уровень!»
И еще много подобных высказываний, которые
вдохновляют на жизнь и на подвиг.
Иду к жюри, в его составе — адекватно реагирующие
на происходящее люди. Двое — участники такого
конкурса предыдущих лет. Общение с жюри
психологически комфортное, о чем и написали
конкурсанты в своей обратной связи. С
удовольствием слушают детские высказывания,
принимают серьезно, задумываются, соотносят. На
протяжении трех дней выслушивают мнение
психолога обо всем происходящем. И победителей
выбирают, учитывая все перечисленные факторы.
Вот и все. Этап городского конкурса завершен,
победители названы.
Собственная рефлексия не дает покоя. И все-таки
психолог на конкурсе — необходимость или дань
моде? Прихожу к выводу, что необходимость, и вот
почему.
• Психолог может и должен встречаться с
участниками перед началом конкурса, для того
чтобы обучить приемам саморегуляции,
саморефлексии, осознанию проблемных зон. Занятия
с психологом помогут педагогу в развитии и
реализации творческого потенциала, вариативного
подхода к решению учебных и жизненных задач.
• Во время конкурса человек настроен,
мобилизован, а мы, вклиниваясь, провоцируем на
себя агрессию. Психолог в данном случае — что-то
новое, неизведанное, а значит, может быть, и
опасное.
• Работа психолога в составе жюри необходима —
для передачи информации о состоянии педагогов, о
способе их взаимодействия с учениками, о
психологическом климате урока, об оправданности
педагогических стратегий и, конечно, для
установления психологически комфортной среды
конкурса.
• Необходима конкретная постановка
профессиональной задачи перед психологом на
конкурсе. Определение роли, функции, содержания.
• Проводя с педагогами активные формы обучения,
психологи смогли бы оказать действенную помощь
конкурсантам, а не только сыграть роль
психологической неотложки.
Илона ГРОШЕВА,
психолог, руководитель методического отдела
Центра научно-методического обеспечения
службы практической психологии образования
МГППУ
|