Номинация: «Новое
в работе школьного психолога»
ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Коррекционное занятие для учащихся 1-го класса
Для анализа вероятных проблем
обучения учащихся 1-го класса использовалась
«Методика определения готовности к школе» Л.А.
Ясюковой. Обследование выявило много факторов
дезадаптации и, как следствие, проблем в
обучении.
Обследование показало, что самыми проблемными
областями являются недостаточное владение
речью, слабое развитие понятийного мышления,
неумение выделять главное, работать по правилу.
Методика Л.А. Ясюковой не только дает возможность
диагностировать уровень развития ребенка, но и
помогает построить коррекционную работу. Ниже
приведен пример одного из коррекционных занятий.
Цели: развитие произвольного внимания;
формирование процессов категоризации; развитие
опосредованного мышления; обучение
моделированию содержания текстов с последующим
воспроизведением содержания.
Материалы: изображения животных (6 карточек)
— загадки подбираются в соответствии с
изображениями животных; геометрические фигуры:
большие и маленькие круги, квадраты и
треугольники – каждая фигура красного, синего и
желтого цвета; схемы «веселых человечков»;
образцы для графического диктанта и цветные
карточки определения настроения (по Люшеру).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Психолог приглашает детей к путешествию на
лесную полянку.
Ведущий. Сегодня на занятии мы не только
выполним разные задания, но и совершим
воображаемое путешествие на лесную полянку.
Упражнение «Узнай по голосу»
Ведущий. Чтобы в лесу не заблудиться,
проверим, хорошо ли мы знаем друг друга по голосу.
Ребята встают в круг, водящий отворачивается. Все
припевают: «Оля, ты сейчас в лесу, мы кричим тебе
«Ау!» Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя,
узнай».
Один из играющих называет водящего по имени,
водящий узнает и называет того, кто его позвал.
Игра повторяется 2–3 раза.
Упражнение «Узнай друга»
Ведущий. Чтобы не потеряться в лесу,
посмотрим, насколько вы внимательны друг к другу,
узнаете ли вы друг друга по описанию.
Два ученика встают спиной друг к другу, а
психолог задает по очереди каждому из них вопрос,
касающийся внешности того, кто стоит к нему
спиной:
— У Саши голубые или карие глаза?
— Оля в сапожках или кроссовках?
— У Саши зеленая или синяя рубашечка? И т.п.
Упражнение «Разведчик и командир»
Ведущий. Чтобы не сбиться с пути, сначала
разведчик пройдет путь (между партами,
стульями), а командир, запомнив путь, проведет
по нему остальную команду.
Сначала в роли командира выступает взрослый, а
затем роли и разведчика, и командира выполняют
дети.
Итак, мы на лесной полянке. Нас встречают
лесные звери.
Психолог выкладывает перед детьми картинки с
изображениями лесных животных.
Упражнение «Прятки»
Ведущий. Звери очень осторожные и поэтому,
завидев людей, прячутся.
Психолог на глазах у детей прячет «животных» за
геометрические фигуры.
Медведь спрятался за большой желтый круг, еж – за
маленький желтый круг и т.д.
Загадки
Ведущий. Звери покажутся, если мы отгадаем
про них загадки.
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк.)
В сосне дупло.
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
(Белка.)
Я колючий, меня не возьмешь.
Я называюсь... (еж).
Кто на себе лес носит? (Лось.)
Он в дупло засунул лапу,
И давай рычать, реветь,
Ой, какой же ты сластена,
Косолапенький... (медведь).
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
Животные появляются из своих укрытий.
Ведущий. Запомнили, кто за какой фигуркой
прятался?
Ребята должны вспомнить, кто за какой фигурой
прятался, то есть вновь «спрятать».
Упражнение «Классификации»
Ведущий. Расположите рядом фигуры,
подходящие друг другу по разным признакам.
Используются большие и маленькие круги,
квадраты, треугольники трех основных цветов.
Психолог помогает детям решить, по какому из
признаков раскладывать фигуры: форме, цвету,
размеру. Направляет детей в решении каждой
задачи. В качестве развивающего материала
используется методика исследования обучаемости
А. Ивановой.
Упражнение «Веселые человечки»
Физкультминутка. Дети повторяют движения,
изображенные схематично на карточках.
Моделирование сказки
Ведущий. Вы хорошо потрудились, пришла
пора отдохнуть, сказку послушать.
1. Психолог читает сказку Н. Павловой
«Земляничка».
Светит солнышко. На поляне созрела ягодка
земляничка. Увидал ее комар и запищал: «Ягодка
созрела: красная, душистая!»
Услышала комара птичка, полетела на поляну. Хочет
съесть земляничку.
Услышала комара мышка, побежала на поляну. Хочет
съесть земляничку.
Услышала комара лягушка, поскакала на поляну.
Хочет съесть земляничку.
Услышала комара змея, поползла на поляну. Хочет
съесть земляничку.
Набежала на солнышко туча. Увидел ее комар и
запищал: «Дождь пойдет: мокрый, холодный!»
Услышала комара птичка — скорей на дерево.
Услышала комара мышка — скорей в норку.
Услышала комара лягушка — скорей под листок.
Услышала комара змея — скорей под корень.
А ягодка земляничка под дождем купается да
радуется, что ее никто не тронул.
2. При повторном чтении дети моделируют сказку,
наклеивая в тетрадочки круги разного цвета,
обозначающие героев сказки и последовательность
происходящих событий (солнце — желтый круг,
земляничка — красный, воробей — синий, мышка —
коричневый и т.д.).
3. Дети рассказывают сказку с опорой на модели.
4. Дети рассказывают сказку, показывают
действия героев и проговаривают глаголы,
обозначающие эти действия: воробей полетел,
змея поползла и т.д.
Графический диктант
(зрительно-слуховой)
Психолог предлагает детям дополнить рисунок в
тетради, нарисовав красивых бабочек для
землянички, чтобы ей веселее было.
Ведущий. Одна клеточка влево, одна клеточка
вниз, одна влево, одна вниз. Соединить по
диагонали крылышки бабочки (показ на образце,
который постоянно находится перед глазами
ребенка), дорисовать туловище, усики.
Занятие завершается, и нам пора возвращаться.
Наше путешествие было волшебным. Если закрыть
глазки и сосредоточиться на одну минуту, то мы
снова окажемся в классе.
Рефлексия занятия
Что понравилось? Что запомнилось?
Возможен выбор карточек:
Какого цвета твое настроение?
ЛИТЕРАТУРА
1. Венгер А.Л. Психологическое
консультирование и диагностика. — М.: Генезис, 2001.
2. Дьяченко О.М. Лото «Веселые человечки». – М.:
Линка-пресс, 2003.
3. Иванова А. Методика определения
обучаемости. 1996. — СПб.: Иматон, 1996.
4. Ясюкова Л.А. Методика определения
готовности к школе. — СПб.: Иматон, 1999.
Ирина ПЕНЬЕВСКАЯ,
педагог-психолог
МОУ «Строевская средняя
общеобразовательная школа»,
Архангельская обл.
|