Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2005


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

В издательстве «Вако» (Москва) выходит «Справочник классного руководителя (5–9 классы)» (авторы – Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова). Методические и практические материалы, представленные в книге, решают актуальные проблемы основной школы, учащихся подросткового возраста. Включены разделы, значимые для среднего звена школы, например: адаптация учащихся 5-х классов к обучению в средней школе. Подробно представлено сотрудничество со школьной психологической службой: диагностика учащихся и родителей; сценарии мероприятий и для учащихся, и для родителей и др.
Книга станет надежным помощником и классного руководителя, и школьного психолога в решении каждодневных вопросов школьной жизни.
Информацию о книгах этого издательства и вопросах их приобретения можно найти на сайте: нttp://www.vaco.ru
Предлагаем вашему вниманию отрывок из этой книги.

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ
К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
• учитывать психологические особенности 10–11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
• анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:
1. Разработка педагогами и психологом школы программы адаптации учащихся.
2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.
3. Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.
4. Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.п.).
5. Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей театральных кружков) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе.
Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой недели обучения в школе.

Программа адаптационного периода
для учащихся 5-х классов

1) Логика развития адаптационного периода пятиклассников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; а поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта «здесь и сейчас».
2) Работу целесообразно организовать по принципу тренинговой группы, но так, чтобы у ребят была возможность работать как со всем классом, так и в микрогруппах с постоянно меняющимся составом. Продолжительность работы группы — в течение четырех дней по 1–1,5 часа. Группу может вести психолог или классный руководитель, прошедший подготовку.
3) Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное — в каждом.
4) Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии-поиска. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.
5) Во втором этапе адаптационного периода ребятам надо предоставить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Так, в одной из школ удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появились, например, такие: «Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии», «Быть благодарным».
В сентябре проводится также психолого-педагогический семинар с классными руководителями и учителями-предметниками, работающими в 5-х классах, по проблемам, связанным с особенностями младших подростков, формированием коллективов с учетом полученных диагностических данных.
В сентябре-октябре классные руководители, педагоги-предметники наблюдают за поведением и учебной деятельностью детей.
Учитывая, что процесс адаптации детей к среднему звену школы длится обычно два месяца, психологическую оценку его эффективности следует начинать не ранее начала ноября.
При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов-предметников и классных руководителей, а также социальных педагогов.
Психолог может ограничиваться в своем исследовании методами экспресс-диагностики (их сегодня принято называть скрининговыми методами), ориентированными на групповое предъявление. Если соответствие интеллектуального развития детей психолого-педагогическим требованиям в средней школе было определено еще в 4-м классе, достаточно обратиться к изучению мотивационной сферы, преобладающего эмоционального состояния, особенностей отношения ребенка к миру и самому себе.
Помимо названных мероприятий классному руководителю необходимо организовать следующие мероприятия по обеспечению нетравматического перехода учеников 4-го класса в 5-й:
• Проведение родительских собраний в 5-х классах по вопросам адаптации в среднем звене.
• Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий.
• Выделение «группы риска» среди учащихся 5-х классов, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности.
• В рамках воспитательной работы нужно предусмотреть введение института шефства старшеклассников над учащимися младших классов, создание разновозрастных общественных организаций, введение в школьную жизнь традиций, формирующих у учащихся ощущение единого коллектива и т.п.
• При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований.
• Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Сценарий организационного
родительского собрания (5-й класс)

Цель
Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива.

Задачи
1. Изучить приоритетные интересы родителей.
2. Познакомить родителей с основными направлениями деятельности классного руководителя в классе.
3. Провести выборы родительского комитета.

Предварительная подготовка
1. Изучение классным руководителем личных дел учащихся, результатов их учебной деятельности в четвертом классе.
2. Изучение характеристики класса за предыдущий год.
3. Беседа с учителем начальных классов и завучем по воспитательной работе.
4. Изготовление приглашений на первое собрание. Приглашение можно отправить по почте или разнести с помощью учащихся. Текст приглашения может быть таким:

«Уважаемые родители!
Ваш сын (или дочка) стал учеником 5 класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше, – на эти вопросы и на многие другие поможет ответить наша с вами первая встреча. Наше организационное собрание состоится... Я надеюсь, что красивой традицией нашего класса станет присутствие на родительских собраниях и папы, и мамы (по возможности). С надеждой на встречу. Ваш классный руководитель ...»

5. К родительскому собранию можно подготовить высказывания, которые будут прикреплены на классной доске.

Воспитание – это процесс жизни,
а не подготовка к будущей жизни.

Я.А. Коменский

Чем с меньшим принуждением учатся дети,
тем метод лучше, чем с большим, тем хуже.

Дж. Дьюи

Любите детство, поощряйте его игры и забавы.

Л.Н. Толстой

Школа – это мастерская человечности».

Ж.Ж. Руссо

6. Классный руководитель может приготовить в подарок родителям маленькие блокнотики, в которых на первой странице написать номер телефона школы, фамилии и имена педагогов, работающих в классе, свой номер телефона.
7. На доске написать основные направления плана воспитательной работы, нравственные законы общения классного руководителя с учащимися, количественный состав родительского комитета и направления его деятельности.
8. К первому родительскому собранию можно подготовить следующий опросник:

• Фамилия, имя и отчество родителей.
• Год рождения, образование.
• Домашний адрес и телефон.
• Профессии родителей.
• Сколько детей растет в семье, каким по возрасту в семье является пятиклассник – старше или младше?
• Полная или неполная семья.
• Особенности в развитии ребенка (часто болеет, страдает хроническими заболеваниями, состоит на учете)

Ход собрания
Родители входят в класс, рассаживаются и до начала собрания дают ответы на вопросы (опросника).

I. Вступительное слово классного руководителя

Во вступительном слове классный руководитель рассказывает о себе, о своей педагогической деятельности и о своей работе в качестве классного руководителя.

II. Самопредставление родителей учащихся

В ходе самопредставления родители рассказывают о себе, своей семье и о своих ожиданиях, которые у них связаны с этим классом.

III. Вручение родителям блокнотов-сувениров

В этих блокнотах родители могут делать записи, связанные с воспитанием своего ребенка; вопросы, которые хотелось бы задать педагогам.

IV. Знакомство с планом воспитательной работы, знакомство с традициями школы

1. Рассказ об учителях и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся.

Проблемы воспитания,
которые нас волнуют
Мы могли бы организовать в классе Могу войти в состав
родительского комитета
и помочь
Классный час Кружок Секцию Студию
           

2. Знакомство с дневником (какую информацию может дать дневник пятиклассника, на какие графы в нем необходимо обращать внимание).

V. Заполнение листа участия семьи в жизни класса

Такой лист лежит перед каждой семьей.
Заполнение данного листа позволит увидеть, какие проблемы воспитания волнуют родителей, их отношение к участию в жизни класса. Некоторые классные руководители считают, что действенной помощи от родителей ждать не приходится. Безусловно, от всех ждать помощи было бы даже вредно, но если 2–3 человека вызовутся помочь вести кружок или секцию, провести классный час — это уже хорошо, конкретный отклик, и иногда это — только начало.

VI. Экскурсия по школе.

VII. Выборы родительского комитета.

Сценарий праздника для учащихся
«Посвящение в гимназисты
(в пятиклассники)»

Цель
Знакомство учащихся со школой и друг с другом, формирование учебной мотивации, воспитание гордости за принадлежность к своей школе и классу.

Предварительная подготовка
Разделение класса на команды, выбор названия для каждой команды, подготовка праздничных визиток с названием команды.
Подготовка каждой командой представления о себе.
Украшение актового зала шарами (шары оформлены в виде виноградных гроздьев).
В центре сцены поместить плакат «Виват, гимназия!», вокруг плаката по кругу фотографии пятиклассников на фоне звездного неба.
Ведущие в костюмах греческих богов Зевса, Афины и Аполлона; Мэри Поппинс; Алисы из Зазеркалья; Д’ Артаньяна; Шерлока Холмса; Робинзона Крузо.

Ход праздника

I. Вступительная часть

На сцене сидят боги – Зевс, Афина, Аполлон.
В зале – гости, родители учащихся.
Звучат фанфары, под музыку в зал входят дети.

Зевс.

Мы собрались сегодня в этом зале,
Чтобы свершить обряд священный:
Достойным самым школьникам вручить
Почетный знак и званье гимназиста.

Афина (со свечой в руках).

В прекрасный мир спустились мы с Олимпа
Свет знанья принесли в своих руках.

Аполлон.

И этот свет поможет вам
Преодолеть все трудности ученья.

Зевс.

У человека есть душа и сердце.
И сколько здесь гостей – столько и сердец
Не черствых и не безразличных,
А полных благородства и добра.

Афина.

Свои сердца мы в помощь вам откроем.
Под музыку выходит Мэри Поппинс и поет:
В центре города большого...

Мэри (удивленно озирается). Приветствую вас, боги Олимпа. Приветствую вас, высокие гости. Я прилетела сюда на праздник торжественного посвящения в гимназисты. Моя задача – помогать детям. И я предлагаю позвать знакомых вам героев, чтобы наш праздник стал ярким и красочным праздником. Они будут вашими помощниками и защитниками в течение всего праздника.
Давайте все вместе позовем:
Алису из Зазеркалья,
Д’ Артаньяна,
Шерлока Холмса,
Робинзона Крузо.
Мэри. Сегодня, ребята, вы вступаете в самостоятельную жизнь, вы должны сами принимать решения. Я прошу подойти ко мне по одному представителю от каждой команды для жеребьевки. (Идет жеребьевка, под дробь барабанов ребята вытягивают листок с именами своего защитника, не называя, кто это.)
Мэри. Теперь вернитесь к своим командам и на листе ватмана напишите по три черты характера того героя, имя которого вы выбрали и кто будет вашим защитником. (Под соответствующую музыку — негромкую, классическую — ученики с помощью учителя пишут на листах характеристики героев.)

Д’ Артаньян CCCCC Алиса
Благородный Фантазерка
Смелый Энергичная
Храбрый Общительная
Отважный Обаятельная
Милая

 

Шерлок Холмс Робинзон Крузо
Остроумный Упорный
Умный Находчивый
Сдержанный Трудолюбивый
Аккуратный Изобретательный

Оптимист

Мэри. Ребята, вы готовы? Откройте свои плакаты. А вы, уважаемые герои, определите, какую команду вы будете защищать на пути к достижению цели.
Д’ Артаньян. Я считаю, что это моя команда. Смелость — это черта, которой обладают все гасконцы.
Алиса. Фантазерка — это я! Придумать Зазеркалье. Это надо уметь!
Робинзон. Трудолюбие — главная добродетель. Без него человек пропадет не только на необитаемом острове, но даже среди людей.
Холмс. По-моему дедуктивному методу я понял, что мне досталась эта команда. И я сумею ее защитить.

Зевс.

Защитники нашли свои команды.
И сердцем и умом смогли увидеть,
Что краткость есть сестра таланта.

II. Командное представление учащихся

Мэри. Пока все идет замечательно. Защитники представлены. Однако мы мало что знаем о тех ребятах, которые хотят стать гимназистами. Слово предоставляется командам. Просим вас на сцену.
На сцену выходят представители каждой команды и рассказывают о себе: какими качествами характера обладают пятиклассники, чем увлекаются (хобби, спорт) и др.
После выступления каждой команды звучит «хвалебная» речь защитника.

Холмс. Я считаю, что моя команда заявила о себе в соответствии с дедуктивным методом. Кратко, логично и вразумительно. Дедукция вам поможет.
Робинзон. Я с большим интересом наблюдал за выступлением моей команды. Они умелые и находчивые ребята. Умение заинтересовать — верный путь к успеху.
Д’ Артаньян. Вы смелы, как гасконцы. Вы были лучшими. Мой девиз: «Один за всех и все за одного». Рассчитывайте на меня, друзья!
Алиса. Как вы все замечательно придумали, ребята. Умение фантазировать — достойная черта творческих людей.
Зевс. Достойный человек неповторим. Умение себя представить — достоинство для каждого.

III. Совместный конкурс родителей и детей

Зевс. Запомните, поклонники науки! Для науки нужно и веселье, и фантазия, и ум, и доброта.
Мэри. Умение находить общий язык — это достоинство и детей и взрослых. Я вижу, вы разделились на партию почитателей языка великого Шекспира и языка великого Гёте. Каждая земля, народ славится великими людьми, которых знает весь мир и, конечно, знаете вы. Вот и назовите фамилии и достижения заслуженных и известных людей, познакомьте нас со своими познаниями в истории Англии и Германии.
Алиса. Интересно, а смогут ли нам помочь родители будущих гимназистов? Мы разрешаем родителям будущих гимназистов подсказывать своим детям. Все на помощь!
Мэри. Кто начнет? (Ребята поднимают руки, защитники, родители помогают.)

Вопросы конкурса

1. Как называется столица Германии? (Берлин.)
2. Какая река протекает в столице Англии? (Темза.)
3. Какую страну называют туманным Альбионом и почему? (Англию.)
4. Для какого инструмента писал свои знаменитые музыкальные произведения Иоганн Себастьян Бах? (Орган.)
5. Как называются знаменитые английские часы? (Биг-Бен.)
6. Чем прославился английский город Ливерпуль? (Музыкальным ансамблем «Биттлз».)
7. В каких странах, кроме Германии, говорят на немецком языке? (В Австрии, Люксембурге, Лихтенштейне, Швейцарии.)
8. Что означает немецкое слово BUCH? (Книга.)

IV. Заключительная часть

Зевс.

О, боги! Эти дети
Знают, наверное, все на свете.
И книги читают, умеют шутить.
Им гимназистами точно уж быть!
Мы были рады в гости к вам попасть,
Однако нас Олимп заждался.

Крузо. Путешествовать хорошо, но возвращаться домой вдвойне приятно.
Холмс. Меня ждут уже на Бейкер-стрит. Точный адрес — это жизненная необходимость.
Алиса. Даже если ты живешь в выдуманном Зазеркалье, ты должен возвратиться домой.
Д’ Артаньян. Как найти нас, вы знаете! Оставьте свой адрес, друзья!
Зевс. Мы покидаем вас, но остаемся с вами, пока вы учитесь в гимназии родной. По вашим адресам придут депеши. Все пожелания, советы наши примите к сведенью, учитесь хорошо.
Мэри. Вы прошли много испытаний. Каждый из вас с нетерпением ожидает вердикт верховного суда.

Зевс.

Пройдя все испытания сегодня
Вы доказали, что достойны
Именоваться гимназистами.

Афина.

Не забывайте добродетель,
Доброте и милосердию
Нас учат с детства.

Аполлон.

Вы показали краткость, точность
Фантазией полны вы,
Достойно вы умеете общаться,
Неповторимы вы, как личность.

Зевс.

И, наконец, наш вердикт:
В единстве ваша сила.
(На сцене весь класс, все дети получают свидетельство от Зевса и кладут руки друг другу на руку — соединяют.)

Зевс. Для принятия Клятвы гимназиста всем встать.
Мэри (читает клятву, дети повторяют каждую строку).

Мы, учащиеся...
Клянемся
С точностью выполнять
Обязанности гимназистов.
Клянемся
Творчески, нужной работой
На школьное благо,
Традиции прежние
Множить и свято хранить.
Клянемся
К новым вершинам
И к новым делам интересным
Вместе со всеми — к знаньям идти.
Клянемся!
(Все исполняют гимн «GAUDEAMUS», садятся.)

Зевс. Я поднимусь на Олимп, но у вас есть свой высший суд, своя богиня.
Мэри. Слово предоставляется директору школы.
(Выступление директора с напутствиями и пожеланиями и родителям, и учащимся.)
Мэри. Рядом с вами всегда ваши милые мамы и папы. Послушаем их пожелания.
(Выступления желающих родителей.)

Мэри.

До свиданья, дорогие,
Вам ни пуха ни пера.
Помогают вам пусть в жизни
Лишь попутные ветра.

Публикация статьи произведена при поддержке «Спортинг клуб Москва», занимающегося организацией и проведением праздников. Клуб готов к проведению праздника любого формата – от корпоратива до детского дня рождения. Опытные менеджеры клуба помогут организовать и свадьбу, и юбилей, предложат программу развлечения для гостей, оптимальное меню, максимально возьмут на себя все вопросы по организации, дав вам возможность не погрязнуть в заботах, а действительно наслаждаться как подготовкой к мероприятию, таки самим праздником.