Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Сказка в тренинге:
коррекция, развитие,
личностный рост

И.В. Стишенок
СПб.: Речь, 2005

Казалось бы, о сказкотерапии в последние годы написано столько, что вряд ли удастся придумать еще что-то новенькое. Но, видно, тема сказки в психологии так же неисчерпаема, как и тема любви в художественной литературе. Поэтому не перестают появляться новые книги практических психологов, рассказывающие о новых аспектах применения сказки в психологической работе.
И.В. Стишенок, практический психолог из Гомеля, описывает возможности использования психокоррекционных сказок в тренинге. В отличие от многих других изданий на эту тему, здесь рекомендации весьма детальны и касаются не вообще работы со сказками, а приемов использования совершенно конкретных сказок. Сказок, написанных, между прочим, самой И.В. Стишенок. Таким образом, эта книга является не только хорошим методическим пособием для сказкотерапевтов, но и содержит в себе значительную по объему (почти половина текста) «лирическую часть» – то есть сами авторские сказки, многие из которых весьма примечательны.
Следует обратить внимание на структуру книжки: за первой главой со сказками следуют методические рекомендации по поводу каждой из приведенных сказок, содержащие и их анализ, и указание на возрастной диапазон возможных клиентов, и некоторые приемы. Затем читатель может познакомиться с описанием системы работы в двух сказкотерапевтических тренингах, а завершают книгу собранные в отдельные блоки игры для разминки, для основной части тренинга и для окончания групповой работы.
Такая структура не вполне обычна, но весьма удобна для читателя: не обязательно читать всю книжку, можно подобрать необходимые методы для работы по интересующей проблеме с определенным контингентом. Разочаровывает, правда, материал последней главы: практически все описанные игры хорошо известны любому мало-мальски опытному групповому ведущему.
В качестве еще одной ложки дегтя можно добавить, что перечисленные в книге возможности работы со сказкой в тренинговой группе не только не являются исчерпывающими, но и не включают большую часть известных сказкотерапевтам приемов. Обидно: ведь в уже опубликованных в том же издательстве работах (см., например, многочисленные книги Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и ее коллег) таких приемов описано множество.
Сказанное, однако, вовсе не означает, что книжка И.В. Стишенок недостойна занять место на полке практического психолога. Думается, она окажется полезной, прежде всего, тем, кто только начинает профессиональный путь в области сказкотерапии и психологических тренингов.

Игорь ВАЧКОВ