Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Случаи из школьной
консультативной практики

А.Ф. Ануфриев,
О.Р. Бусарова
М.: Ось-89, 2005

В многочисленных пособиях по практической психологии даются рекомендации о том, как организовать психологическую службу в школе, какие задачи и с использованием каких методов она может решать. Эти сведения носят общий и в силу этого недостаточный характер, так как в каждом случае психологу приходится иметь дело с ребенком, особенности которого отчасти типичны, но отчасти и уникальны. Подробное описание конкретных случаев, имевших место в опыте работы школьного психолога, способствует пониманию того, как рекомендации принципиального характера могут быть использованы при решении частных задач.
В небольшой по объему книге даны десять разных примеров консультативной работы психолога в школе. Как научить ребенка правильно относиться к отметкам, как помочь ребенку-аутсайдеру и ребенку с заниженной самооценкой – на эти и другие вопросы отвечают авторы издания и подробно рассказывают об использованных ими методах. Причем следует обратить внимание не только на то, к каким методикам они обращались, но и на решение каких задач были направлены выбранные диагностические средства.
Описанные случаи отличаются характером трудностей, испытываемых детьми, но при этом похожи тем, что все представляют собой образцы работы психолога по запросу – классного руководителя, учителя-предметника или педагогического коллектива школы в целом. Это типичная и хорошо знакомая ситуация для школьного психолога; ее основная сложность состоит в том, что каким бы богатым ни был профессиональный опыт психолога, новый случай нередко застает врасплох. Авторы предлагают облегчить эту ситуацию с помощью обобщенной схемы, с опорой на которую можно каждый раз организовывать свою работу. Такая схема, по мнению авторов, позволяет избежать неполноты представления данных о ребенке. Она включает в себя в том числе и сведения о ребенке, почерпнутые из беседы с родителями и педагогами, – такой комплексный психолого-педагогический подход действительно позволяет получить если и не всегда адекватное, то по крайней мере широкое представление о ребенке.
Авторам удалось показать специфику именно консультативной работы, когда психолог, опираясь на данные всесторонней психологической диагностики, выносит психологический диагноз и разрабатывает основные направления помощи ребенку со стороны участников образовательного процесса и родителей. Педагогическая коррекция, что на психологическом языке звучит как перестройка социальной ситуации развития ребенка, своим итогом имеет изменения его поведения в желаемую сторону. Правда, не во всех случаях, о чем свидетельствует накопленный авторами опыт, удается добиться позитивных сдвигов.
Такие небольшие издания необходимы прежде всего начинающим психологам, так как, во-первых, наглядно показывают, чем им следует заниматься, а во-вторых, и это, пожалуй, главное, какой ощутимый результат это может принести.

Марина CТЕПАНОВА