Случаи из школьной
консультативной практики
|
А.Ф. Ануфриев,
О.Р. Бусарова
М.: Ось-89, 2005
|
В многочисленных
пособиях по практической психологии даются
рекомендации о том, как организовать
психологическую службу в школе, какие задачи и с
использованием каких методов она может решать.
Эти сведения носят общий и в силу этого
недостаточный характер, так как в каждом случае
психологу приходится иметь дело с ребенком,
особенности которого отчасти типичны, но отчасти
и уникальны. Подробное описание конкретных
случаев, имевших место в опыте работы школьного
психолога, способствует пониманию того, как
рекомендации принципиального характера могут
быть использованы при решении частных задач.
В небольшой по объему книге даны десять разных
примеров консультативной работы психолога в
школе. Как научить ребенка правильно относиться
к отметкам, как помочь ребенку-аутсайдеру и
ребенку с заниженной самооценкой – на эти и
другие вопросы отвечают авторы издания и
подробно рассказывают об использованных ими
методах. Причем следует обратить внимание не
только на то, к каким методикам они обращались, но
и на решение каких задач были направлены
выбранные диагностические средства.
Описанные случаи отличаются характером
трудностей, испытываемых детьми, но при этом
похожи тем, что все представляют собой образцы
работы психолога по запросу – классного
руководителя, учителя-предметника или
педагогического коллектива школы в целом. Это
типичная и хорошо знакомая ситуация для
школьного психолога; ее основная сложность
состоит в том, что каким бы богатым ни был
профессиональный опыт психолога, новый случай
нередко застает врасплох. Авторы предлагают
облегчить эту ситуацию с помощью обобщенной
схемы, с опорой на которую можно каждый раз
организовывать свою работу. Такая схема, по
мнению авторов, позволяет избежать неполноты
представления данных о ребенке. Она включает в
себя в том числе и сведения о ребенке,
почерпнутые из беседы с родителями и педагогами,
– такой комплексный психолого-педагогический
подход действительно позволяет получить если и
не всегда адекватное, то по крайней мере широкое
представление о ребенке.
Авторам удалось показать специфику именно
консультативной работы, когда психолог, опираясь
на данные всесторонней психологической
диагностики, выносит психологический диагноз и
разрабатывает основные направления помощи
ребенку со стороны участников образовательного
процесса и родителей. Педагогическая коррекция,
что на психологическом языке звучит как
перестройка социальной ситуации развития
ребенка, своим итогом имеет изменения его
поведения в желаемую сторону. Правда, не во всех
случаях, о чем свидетельствует накопленный
авторами опыт, удается добиться позитивных
сдвигов.
Такие небольшие издания необходимы прежде всего
начинающим психологам, так как, во-первых,
наглядно показывают, чем им следует заниматься, а
во-вторых, и это, пожалуй, главное, какой ощутимый
результат это может принести.
Марина CТЕПАНОВА
|