Диагностика
подростковой депрессивности.
Теория и практика
|
А.И. Подольский,
О.А. Идобаева,
П. Хейманс
СПб.: Питер, 2004
|
Новая книга
издательства «Питер», написанная в соавторстве
двумя российскими психологами и их голландским
коллегой, представляет собой блестящий образец
международного сотрудничества в области
психологической науки и практики – пример в наши
дни исключительно редкий, пожалуй даже
уникальный. Всем практическим психологам, чья
деятельность так или иначе связана с решением
подростковых проблем, познакомиться с нею было
бы крайне желательно.
При этом, правда, следует иметь в виду, что книга,
анонсированная как учебное пособие и к тому же
обещающая практику обогащение его
диагностического инструментария, создавалась
явно не для этих целей. Фактически перед нами
очень добротная (международные стандарты
высоки!) научная монография, в которой обобщены
результаты многолетних исследований,
выполненных соавторами с помощью оригинального
метода («Депрископа»), разработанного одним из
них (с голландской стороны) и успешно
апробированного другими (российский вклад).
Создается впечатление, что оформление книги
оказалось просто подогнано под запросы
издательской политики (спрос на монографии
невысок, а учебники ныне весьма востребованы и
выпуск их поощрен соответствующей издательской
программой).
Действительно, текст структурирован в
соответствии с требованиями к учебнику – вплоть
до контрольных вопросов, которые выглядят здесь
крайне чужеродно. Да и обещанный метод
достаточно подробно описан, что придает научному
труду несомненную практическую ценность. Таким
образом, данная книга, хотя она может быть
использована и как учебник, и как практическое
руководство, на самом деле не является ни тем, ни
другим в привычном смысле. Она не «разжевывает»
истины для облегчения их понимания средним
троечником, не диктует пошаговые инструкции, а в
традиционной научной манере всесторонне
рассматривает конкретную психологическую
проблему и, в частности, практические аспекты ее
решения.
Свой подход авторы обосновывают с опорой на
многочисленные источники, преимущественно
зарубежные (нетипичный для учебника обширный
список литературы издателями, по счастью, из
книги не изъят). Книга очень выигрывает от
приведенных в ней подростковых дневников, ярко
иллюстрирующих противоречивое мироощущение
«трудного возраста» (в каком учебнике вы такое
видали?!). Фактически по таким источникам и
осуществляется подготовка профессионалов в
международных центрах психологического
образования. Только там их используются десятки
и сотни, а у нас это пример еще довольно редкий.
Книга демонстрирует подлинно научный подход к
решению важной проблемы, каковой вне сомнения
является подростковая депрессивность, в
неразрывном единстве науки и практики. И в этом,
пожалуй, ее главный урок. Заинтересованного
читателя она многому научит, если только не
ограничиваться упрощенческими иллюзиями
школярского или ремесленнического восприятия
ценного научно-практического материала.
Сергей СТЕПАНОВ
|