В ГЛАЗА СМОТРИ!
«Смотри на меня, я с тобой разговариваю!» – эту
фразу из века в век говорят родители и
воспитатели, делая внушение детям. А если те
отводят взгляд, их спешат обвинить в
невоспитанности, невнимании, а то и в
нечестности: «Если прячешь глаза, значит, что-то
скрываешь!»
Однако, по мнению ученых, дело тут вовсе не в
неуважении к старшим и неискренности, а всего
лишь в том, что, отвернувшись, дети лучше думают.
Мало того, эту манеру они, скорее всего,
перенимают у взрослых, добавляет психолог Гвинет
Дохерти-Шеддон из университета шотландского
города Стерлинг.
Доктор Дохерти-Шеддон и ее коллеги провели
специальное исследование с целью выяснить, как
реагируют дети на ситуацию, в которой им задают
вопросы. «Наше исследование однозначно
свидетельствует: дети младшего школьного
возраста отводят взгляд для того, чтобы
сконцентрироваться на трудном для понимания
материале. А это, согласитесь, достойно не
осуждения, а поощрения», – указывает шотландский
психолог.
По материалам:
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/life/newsid_3442000/3442123.stm
НЕЗДОРОВАЯ АНГЛИЙСКАЯ МОДА
В Англии среди молодых родителей все более
популярными становятся курсы обучения
младенческому языку. Имеется в виду язык жестов и
звуков, с помощью которых еще не умеющие говорить
малыши пытаются выразить свои желания. Однако
большинство педиатров и лингвистов настоятельно
не рекомендуют следовать английской моде. Они
утверждают, что чрезмерное увлечение так
называемым детским языком приведет к тому, что
ребенок может вообще не заговорить – ему не у
кого будет перенимать новые слова. Ведь
полноценное устное общение – очень важный
компонент в освоении языка детьми. Кроме того,
врачи считают, что нормальная любящая мать и без
всяких дополнительных навыков может понять, чего
хочет ее ребенок.
По материалам:
http://www.utro.ru/news/2003/07/08/212165.shtml
УМНЫЙ РЕБЕНОК РАСТЕТ В ТИШИНЕ
В
исследовании, проведенном учеными из Мюнхена,
приняли участие несколько десятков детей,
проживающих либо рядом со старым городским
аэропортом (закрытым два года назад), либо рядом с
новым (ставшим одним из важнейших международных
аэропортов Европы). Они выявили четкую связь
между динамикой их интеллектуальных
способностей и динамикой уровня шума. Так,
закрытие старого аэропорта, то есть снижение
шумового фона, привело к выраженному улучшению
способностей проживающих рядом с ним детей к
чтению, письму и обучению. Рядом с новым
аэропортом наблюдалась противоположная
тенденция – после его открытия у учителей
окрестных школ прибавилось проблем. Кстати,
авторы этой работы, Арлин Бронзафт и ее коллеги,
занимаются проблемой воздействия шума на детей
уже более 30 лет. Еще в начале 1970-х они показали,
что постоянный шум от железнодорожных составов
замедляет психологическое развитие детей, а в
1998 г. они опубликовали статью, в которой
доказывали, что постоянные шумовые воздействия
вызывают не только психологические, но и
физические изменения, в частности повышение
артериального давления и увеличение активности
вегетативной нервной системы.
По материалам:
http://www.webmd.com/
САМЫЕ УЯЗВИМЫЕ
Американские психологи составили портрет
подростка, наиболее подверженного «вредному
влиянию улицы». Оказывается, шанс попасть в
плохую компанию и увлечься курением, алкоголем и
даже наркотиками выше всего у подростков 14–17
лет, единственных детей в семье, получающих на
карманные расходы сравнительно мало денег. У
девушек вредные привычки и пристрастие к
наркотикам вырабатываются быстрее, чем у юношей.
Авторы исследования полагают, что для того чтобы
предотвратить подобные проблемы, родителям
достаточно занять чем-то своего ребенка и здраво
обдумать, сколько денег ему требуется на всякие
«мелочи жизни».
По материалам:
http://www.ap.org/
НЕСПОСОБНЫЕ ИЛИ БЕСПОКОЙНЫЕ?
Среди
учителей бытует убеждение, что дети, плохо
справляющиеся с математическими задачами,
просто не обладают математическими
способностями, вследствие чего низкая
успеваемость по математике для них вполне
естественна. Этим же принято объяснять тот
очевидный факт, что такие дети сильно волнуются
перед контрольными работами по математике. Ведь
надежды на успешное решение у них слишком мало, а
вероятность неудачи очень высока!
Похоже, однако, что между двумя этими факторами
существует взаимная зависимость, причем не
исключено, что именно тревожность выступает
первичным фактором, препятствующим успешному
решению. Дети, которые на ранних этапах обучения
столкнулись с неудачами при решении простейших
задач, проникаются убеждением в своей
неспособности к математике – убеждением,
которое к тому же активно подкрепляется
учителем. Столкновение ребенка с новой задачей
приводит его в состояние сильного стресса, а это
блокирует механизмы оперативной памяти,
необходимые для успешного решения. Таким образом
возникает замкнутый круг негативного
подкрепления.
Эта гипотеза нашла подтверждение в
экспериментах, проведенных американскими
психологами из Университета Огайо. Исследования
Марка Эшкрафта и Элизабет Кирк, в которых
участвовали 60 старшеклассников обоего пола,
продемонстрировали, что у некоторых школьников
проявляется особый вид тревожности, которая
возникает в специфической ситуации решения
математических задач и практически не связана с
общей тревожностью, измеряемой традиционными
опросниками. Эшкрафт и Кирк предлагают даже
выделять «математическую тревожность» в
качестве особого, самостоятельного явления. Ими
также установлено, что возникающее в стрессовой
ситуации возбуждение препятствует удержанию в
оперативной памяти чисел, оперирование которыми
составляет важный компонент решения задачи.
Данные этих опытов заставляют пересмотреть
представление о математических способностях и
диктуют необходимость выработки
психологических приемов снижения данного вида
тревожности.
По материалам:
http://www.sciencenews.org/articles/20010630/fob4.asp
БОГАТЫЙ ЛЕКСИКОН – КЛЮЧ К УСПЕХУ
Принято считать, что косноязычие и убогая речь
– признаки недалекого ума и невысокого
положения человека в обществе. И напротив –
богатый словарный запас, умение строить сложные
фразы считаются атрибутом человека солидного,
достойного, преуспевающего. Похоже, такое
убеждение небезосновательно.
Чем больше словарный запас ребенка, тем выше
вероятность того, что он преуспеет в жизни. По
словам американского педиатра Сьюзен Канисарес,
богатый лексикон способствует более быстрому
развитию навыков чтения и письма; такому ребенку
будет легче учиться в школе и общаться как со
сверстниками, так и со взрослыми. В результате из
него вырастет человек с высоким интеллектом, а
значит, и с хорошими перспективами в жизни. Чтобы
расширить словарный запас ребенка, родителям
нужно сделать свою речь как можно более богатой и
выразительной. С детьми нужно как можно больше
общаться и читать им вслух книги. Особенно
полезны стихи.
По материалам: http://www.washprofile.org/
Подготовил
Сергей СТЕПАНОВ
|