Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2005


ИГРОТЕКА

ДЕЛО О ПРОПАЖЕ МУЗЕЯ

Большая психологическая игра для детей,
обучающихся в специальной (коррекционной)
школе VIII вида

Для детей, обучающихся в школах VIII вида (с нарушением интеллекта), характерны следующие особенности:
— отсутствие потребности во взаимопомощи;
— низкий уровень толерантности (дети нетерпимо относятся к недостаткам других, высмеивают друг друга);
— несформированность навыков межличностного общения;
— эмоционально-волевые нарушения (тревожность, агрессивность);
— ограниченность собственных интересов потребностями физиологического уровня;
— низкий уровень познавательной активности;
— несформированность умений действовать по плану.
В ходе игры необходимо создать такие условия, при которых задание может быть выполнено в результате совместных действий ребят, когда каждый вносит свой вклад в общий результат. Кроме того, игра направлена на решение коррекционных задач развития познавательной активности и ВПФ учащихся. Предполагаемыми психологическими результатами игры являются получение каждым участником опыта совместной деятельности и осознание своей значимости в коллективе.
Для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида самый оптимальный вариант — использование игровой оболочки, в данном случае это детективная история. В качестве героев взяты персонажи рассказов А. Конан Дойла Шерлок Холмс и доктор Ватсон. В ходе игры дети под руководством доктора Ватсона (классный руководитель) будут играть роль помощников Шерлока Холмса (педагог-психолог), выполнять его различные задания. Сюжет построен на основе необычного события — пропажи чучела мамонта из музея. Ребятам предстоит раскрыть это преступление. Обстоятельства дела настолько запутанны, что милиция вынуждена обратиться за помощью к частному детективу Шерлоку Холмсу.
Игровым результатом будет раскрытие преступления и возврат экспоната в краеведческий музей.
Проведение игры предполагает знание персонажей, главного героя Шерлока Холмса, его внешнего вида, места и времени его жизни. Для этого требуется подготовительная работа, в частности чтение книги «Приключения Шерлока Холмса» (серия «Приключения и фантастика» — М.: Белый город, 2000), где для детей младшего школьного возраста в сокращенном варианте представлены некоторые рассказы о Холмсе, а также просмотр отрывков из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Время на игру и обсуждение: 1,5–2 часа, учитывая утомляемость детей и пресыщение деятельностью, невозможность длительное время концентрироваться на происходящем, удерживать линию сюжета.
Участники: подростки 12–14 лет. Число детей в группе — 12. Ведущим является психолог. Классный руководитель и воспитатель выступают как участники (в роли доктора Ватсона и инспектора милиции), выполняют задания вместе с детьми.
Цель игры: создание условий для совместной деятельности учащихся.
Задачи: развивать навыки группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого человека, наладить сотрудничество с детьми и взрослым); тренировать память, внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве; формировать умение действовать по плану.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

Первый этап. Введение в игру (10 мин.)

Задачи: настрой на игру, пробуждение интереса, создание игровой атмосферы.
Материалы: одежда героев (костюмы, шляпы, трость), газета, магнитофон с записью музыки и текста.
Комната Шерлока Холмса. Детектив сидит в задумчивости, рядом доктор Ватсон читает газету. Дети сидят на стульях полукругом.
Звучит музыка из кинофильма о Шерлоке Холмсе и далее текст.
В далекой Англии, в городе Лондоне, живет детектив Шерлок Холмс. Со своим другом доктором Ватсоном он распутал не одно сложное дело, нашел не одну пропавшую ценность. Много раз обращались к ним представители полиции из разных городов и стран за помощью. Вот и на этот раз у милиции города Красноярска возникли затруднения. Инспектор по особо важным делам решил обратиться за советом и помощью к Холмсу.
Заходит инспектор милиции, объясняет обстоятельства дела и просит о помощи.
Инспектор. Холмс, Ватсон, здравствуйте, друзья! Нужна ваша помощь. Запутанное, знаете ли, дело. Вчера из музея пропало чучело мамонта. Следов грабители не оставили, но на месте преступления обнаружена странная записка.
Шерлок Холмс. Ну что, Ватсон, поможем инспектору?
Доктор Ватсон. Конечно, Холмс, однако как же мы справимся без наших верных помощников — мальчишек и девчонок? Они наблюдательные, смекалистые, дружные, они готовы прийти на помощь. Ребята, а вы готовы нам помочь? Если да, то начнем.

Второй этап. Расшифровка записки (10 мин.)

Задачи: развитие умения действовать сообща, развитие зрительного восприятия.
Материалы: записка от похитителей.
Шерлок Холмс. Ну что ж, сначала давайте разберемся с запиской. Она зашифрована разными способами.
Ребята разбиваются на две группы (вытягивают карточки с буквой «В» — играют в группе доктора Ватсона, с буквой «И» — в группе инспектора), расшифровывают части записки, затем соединяют весь текст и прочитывают его.

Записка похитителей

Одмыдвзбандадосшчернаялуащзкошкадо
Лвашьзцмузейжвьдесбслишкомозщскрасивыйлвгд
Лаилдмыдвшлукралилвотаеатудажхцчучеложшькмамонтаоа
Если хотите его вернуть, надо сильно постараться.
Для начала проверьте, что лежит под одним из
цветочных горшков в вашем классе.
Только когда вы выполните все наши условия,
Мы вернем чучело на место.

(Мы банда «Черная кошка». Музей в вашем городе слишком красивый, и мы украли оттуда чучело мамонта. Если хотите его вернуть, надо сильно постараться. Для начала проверьте, что лежит под одним из цветочных горшков в вашем классе. Только когда вы выполните все наши условия, мы вернем чучело на место.)

Ребята находят следующее задание (см. следующий этап).

Третий этап. Болото (20–30 мин.)

Задачи: воспитание чувства ответственности за товарища, развитие наблюдательности, зрительной памяти, самоконтроля, выдержки.
Материалы: записка с заданием, чистые листы бумаги или небольшие обручи для «кочек», задрапированная тканью тумба (камень).
Шерлок Холмс читает записку с заданием, которую нашли ребята на предыдущем этапе:
Чтобы продолжить поиск, вам необходимо найти кочки на болоте и перейти его. Если кто-то ошибется («начнет тонуть»), то всем придется вернуться и начать сначала. Во время перехода нельзя разговаривать. Когда вы перейдете болото, под большим серым камнем найдете следующее задание
.
Болото представляет собой квадрат из 16 разложенных листов бумаги формата А4. Ведущий мысленно прокладывает на «болоте» маршрут. Дети по очереди пытаются пройти на другой «берег». Если ребенок наступает на «кочку», то ведущий молчит, если мимо, то ведущий говорит «буль», и ребенок возвращается назад. Следующую попытку делает второй игрок. И так далее. Ребята должны запоминать клетки-«кочки» и идти по ним. Задание считается выполненным, если все перешли «болото». Чтобы показать детям, как действовать, первыми пробуют перейти доктор Ватсон и инспектор.

Четвертый этап. Пляшущие человечки (20 мин.)

Задача: развитие умения действовать по плану и ориентироваться в пространстве.
Материалы: записка с заданием, 4 набора по 3 карточки с одинаковым изображением пляшущих человечков.
Шерлок Холмс читает задание:
Найдите в вашем классе карточки с изображением пляшущих человечков, возьмите каждый по одной. Посмотрите, у кого из ваших товарищей карточка с таким же изображением. Сложите эти карточки вместе и на обороте найдете план школы. На плане указано место, где лежит записка с частью следующего задания. Когда найдете все записки, разложите их по порядку, чтобы получился текст задания.

Пятый этап. Слепой и поводырь (10 мин.)

Задача: дать ведущему ребенку возможность почувствовать ответственность за других детей, а ведомым — довериться другому.
Материалы: план школы, записки с заданиями.
Записки спрятаны в различных местах в школе, отмеченных на плане крестиком. Дети составляют текст из четырех записок и выполняют задание.
1-я записка. Проверьте, насколько вы можете доверять друг другу. Разбейтесь по тройкам, как в предыдущем задании.
2-я записка. Встаньте друг за другом так, чтобы руки лежали на плечах впередистоящего, а глаза 2-го и 3-го игрока были закрыты.
3-я записка. А теперь первый в колонне, у кого открыты глаза, поведет остальных за собой.
4-я записка. Пока вы будете так путешествовать, мы с почтовым голубем отправим Шерлоку Холмсу следующее задание.
Ребята затем должны меняться местами в колонне, чтобы каждый мог быть в роли ведущего.

Шестой этап. Чувствоведы (10 мин.)

Задачи: развитие способности договариваться друг с другом, организовывать конструктивный диалог.
Материалы: коробочки с продуктами, имеющими специфический запах (апельсин, лимон, лук, огурец, перец, смородиновые листья, сосновая хвоя, чеснок, яблоко).
Шерлок Холмс читает новое задание:
Настоящие детективы должны обладать хорошим обонянием, поэтому следующее задание связано с различением запахов. Я дам вам понюхать коробочки с разными запахами. Определите, что это за запахи, и расставьте коробочки в алфавитном порядке названий продуктов.
Каждому ребенку достается по коробочке. В одной из коробочек спрятано следующее задание.

Седьмой этап. Немой цвет (10 мин.)

Задача этапа: развитие навыков невербального общения.
Материалы: квадраты 3 х 3 см из клейкой цветной бумаги.
Шерлок Холмс читает задание:
Дела у вас идут очень хорошо. Вам осталось выполнить последнее задание. Если вы его выполните быстро и правильно, то чучело вернется в музей.
Дети становятся в круг. Шерлок Холмс наклеивает им на спину цветной квадрат так, чтобы ребенок не смог увидеть его цвет. На спину одной части детей приклеиваются квадраты, например, синего цвета, а другой части — зеленые. Надо, не разговаривая и не трогая друг друга руками, собраться в группу с одинаковыми цветными квадратами.

Восьмой этап. Обсуждение игры (15 мин.)

Задача этапа: развитие умения различать свои ощущения и переживания.
Шерлок Холмс. Спасибо вам, ребята, мы с вами выполнили все задания, помогли вернуть в музей экспонат. Благодаря вам теперь все жители и гости города смогут любоваться этим древним животным.
Давайте подумаем: как и почему вам удалось это сделать?
Какие чувства вы испытывали во время выполнения заданий?
Что оказалось сложным?
Почему? Что понравилось в игре?
Что помогло вам раскрыть преступление?

Елена БЛАГОДАТСКАЯ,
педагог-психолог, г. Красноярск