ПРОГРАММА
деятельности педагога-психолога
в образовательном учреждении
по сохранению психического здоровья
педагогов
В течение последних трех десятилетий
проблема сохранения психического здоровья
педагога в образовательном учреждении стала
особенно острой. В связи с переходом современной
школы на личностно-ориентированные модели
образования повышаются требования со стороны
общества к личности преподавателя, его роли в
учебном процессе. От учителя требуется
творческое отношение к работе, владение
педагогической техникой (речью, выразительными
средствами общения, педагогическим тактом),
проектировочными умениями и т.д.
Такая ситуация потенциально содержит в себе
увеличение нервно-психического напряжения
личности, что приводит к возникновению
невротических расстройств, психосоматических
заболеваний. В практике образовательных
учреждений возникает проблема профессиональной
дезадаптации как отражения личностных
противоречий между требуемой от педагога
мобилизацией и наличием внутренних
энергоресурсов, вызывающих достаточно
устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые)
психические состояния, проявляющиеся в
перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим организация работы по сохранению
психического здоровья педагогов является, на наш
взгляд, наиболее актуальной задачей современной
системы образования.
Факторы, влияющие
на эмоциональное выгорание
Для изучения феноменологии проявления
состояния эмоционального выгорания в
педагогической деятельности нами проведены
психологические исследования среди 218 педагогов
школ г. Омска, имеющих разный опыт
педагогической деятельности (от 2 месяцев до 25
лет), преподающих разные предметы.
В результате исследования было выявлено, что
чаще всего состояние эмоционального выгорания
проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7
и от 7 до 10 лет.
У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет), как и
у специалистов с 10-летним стажем, количественная
характеристика проявления эмоционального
выгорания является невысокой (8–11%). В первом
случае, вероятно, сказывается продолжающийся
процесс адаптации. Деятельность педагога в
данный период, скорее всего, направлена на
совершенствование технологии преподавания
предмета, оттачивание педагогического
мастерства, а результаты деятельности пока не
оказывают существенного влияния на его
психоэмоциональное состояние. У профессионалов
со стажем более 10 лет, возможно, уже выработаны
определенные способы саморегуляции и
психологической защиты, которые позволяют им
более спокойно реагировать на педагогическую
ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота
проявления состояний эмоционального выгорания
вновь повышается до 22%.
Относительно частоты проявления
эмоционального выгорания в течение учебного
года было установлено следующее:
— 56% педагогов испытывают данное состояние 1–2
раза в год;
— 21 % — 3–4 раза в год;
— 15% — более 5 раз;
— 8 % — не испытывают вообще.
Таким образом, можно сделать вывод, что
состояние эмоционального выгорания характерно
для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и чаще
всего проявляется в педагогической деятельности
1–2 раза в течение года.
По длительности протекания состояний
«эмоционального выгорания» большинство
педагогов (69%) определяют срок от 3 до 5 и от 5 до 7
дней.
Среди ситуаций в педагогической деятельности,
влияющих на возникновение состояний
эмоционального выгорания, большинство педагогов
(89%) ставят на первое место начало своей
деятельности после отпуска, каникул, курсов, то
есть после того как педагог был временно
выключен из собственно педагогической
деятельности. Это подтверждает вывод о том, что
одна из главных функций состояний
эмоционального выгорания — адаптационная,
помогающая организму приспособиться к
стрессогенным для него условиям.
В качестве другой причины педагоги выделяют
ситуации эмоционально неадекватного общения с
субъектами образовательного процесса, особенно
с администрацией и родителями (ситуацию общения
с родителями особенно часто выделяют педагоги
начальной школы — 17,7%). Причем если в первом
случае состояние эмоционального выгорания
возникает сразу, то во втором — негативная
реакция имеет свойство сначала накапливаться и
только потом переходить в состояние
эмоционального выгорания. Это подтверждает
наличие еще одной функции данного состояния —
защитной, которая оберегает психику педагога от
разрушения в связи с неадекватно высокой
эмоциональной напряженностью в деятельности.
Небольшой процент педагогов (6–8%) выделяют
следующие ситуации эмоционального выгорания:
проведение открытых уроков; мероприятий, на
которые было потрачено много сил и энергии, а в
результате не получено соответствующего
удовлетворения; окончание учебного года.
Что касается причин возникновения состояний
эмоционального выгорания в педагогической
деятельности, то педагоги выделяют следующие:
• высокую эмоциональную включенность в
деятельность — эмоциональную перегрузку (34%);
• отсутствие четкой связи между процессом
обучения и получаемым результатом,
несоответствие результатов затраченным силам
(31%);
• жесткие временные рамки деятельности (урок,
четверть, год), ограниченность времени урока для
реализации поставленных целей (26%);
• неумение регулировать собственные
эмоциональные состояния (23%);
• организационные моменты педагогической
деятельности: нагрузка, расписание, кабинет,
моральное и материальное стимулирование (22%);
• ответственность перед администрацией,
родителями, обществом в целом за результат
своего труда (17%);
• отсутствие навыков коммуникации и умения
выходить из трудных ситуаций общения с детьми,
родителями, администрацией (12%).
Таким образом, в педагогической деятельности
целесообразно выделить три основных фактора,
влияющих на возникновение эмоционального
выгорания: личностный, коммуникативный и
организационный.
Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание
отрицательно сказывается на выполнении
человеком своей деятельности, так как приводит к
эмоциональной и личностной отстраненности,
неудовлетворенности собой, за которыми следуют
тревога, депрессия и всевозможные
психосоматические нарушения, неадекватное
эмоциональное реагирование.
Общая картина эмоциональных, волевых
процессов, поведенческих реакций, проявляющихся
в состоянии эмоционального выгорания,
представлена в таблице:
Перечень психических процессов,
поведенческих реакций, проявляющихся
в состоянии эмоционального выгорания (в %)
Раздражительность |
62,5 |
Разочарование |
56,25 |
Обида |
56,25 |
Досада |
50 |
Апатия |
50 |
Подавленность |
43,75 |
Беспомощность |
37,5 |
Угнетенность |
37,5 |
Опустошенность |
37,5 |
Горечь |
37,5 |
Отчаяние |
37,5 |
Конфликтность |
31,2 |
Стресс |
31,2 |
Безысходность |
25 |
Анализ эмоциональных и волевых
процессов, поведенческих реакций, проявляющихся
в состоянии эмоционального выгорания (СЭВ),
показывает, что все они имеют негативную
эмоциональную окраску и низкий уровень
психической активности.
Стоит отметить, что 12% опрашиваемых не смогли
назвать никаких способов саморегуляции СЭВ. Это
может свидетельствовать о пассивности и об
отсутствии внутреннего осознания способов
саморегуляции своих состояний, о низкой
психологической культуре педагогов.
Подводя общий итог, следует отметить, что
проявление состояния эмоционального выгорания в
педагогической деятельности имеет ряд
отличительных особенностей:
• высокая эмоциональная включенность в
деятельность;
• жесткие временные рамки (урок, четверть,
учебный год);
• отсутствие осознания обратной связи между
процессом обучения и получаемым результатом,
несоответствие результатов затраченным силам;
• жесткий контроль со стороны администрации и
ответственность перед родителями, обществом в
целом за результат своей деятельности;
• неотрегулированность организационных
моментов в педагогической деятельности
(нагрузка, расписание, кабинет, моральное и
материальное стимулирование).
Анализ психических состояний во время
проявления СЭВ показывает, что эмоциональное
выгорание является сложным состоянием,
включающим в себя несколько составляющих,
имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно
является неравновесным и отклоняется от
оптимального уровня как в сторону снижения
психической активности, так и в сторону
повышения. |