Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2005


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Задачи программы:

• формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

• формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;

• создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.

Этапы реализации программы:

• установочно-мотивационный;

• аналитико-диагностический;

• просветительский;

• коррекционно-консультативный.

Ожидаемые результаты. Входе реализации программы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

• улучшается психологический климат в коллективе;

• снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;

• формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

• повышается самооценка и уверенность в себе.

Этапы деятельности педагога-психолога
по сохранению психического здоровья педагога:

1. Психопросвещение педагогов.
2. Диагностический.
3. Коррекционно-профилактический.
4. Консультационный.

На первом этапе цель педагога-психолога при работе с педагогическим коллективом состоит в том, чтобы предоставить информацию о том, почему именно в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью. Необходимо также сформировать у педагогов мотивацию для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции своих состояний. Занятия можно проводить в форме психологического семинара или «круглого стола» с обсуждением волнующих вопросов.

Первый этап является также определяющим и для формирования коррекционно-профилактической группы.

Параметры Методики
Особенности протекания психических процессов Методика определения типа темперамента по Айзенку
Тревожность Методика тревожности, ригидности и экстравертированности Д. Моудсли
Акцентуации характера Леонгард
Самооценка Опросник определения уровня самооценки
Нервно-психическая устойчивость Диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко
Уровень коммуникативного контроля Методика «Самоконтроль в общении» М. Снайдера
Межличностные отношения в коллективе Общая оценка психологического климата коллектива Лутошкина
Направленность личности Методика определения направленности личности
Самоорганизация Опросник по особенностям самоорганизации
Социальная фрустрированность Методика диагностики уровня социальной фрустрированности

Примерный план семинара
«Сохранение психического здоровья педагога»

1. Влияние психоэмоционального состояния учителя на педагогическую деятельность и результаты его труда.

2. Понятие и критерии психического здоровья.

3. Основные причины и факторы педагогического труда, ведущие к возникновению состояния эмоционального выгорания.

4. Механизмы психологической защиты.

5. Эмоциональное выгорание как психологическая защита организма.

6. Фазы и периоды развития эмоционального выгорания в деятельности педагога.

7. Симптомы проявления эмоционального выгорания в деятельности.

Второй этап деятельности — психодиагностический. Цель этого этапа — определить круг личностных и межличностных проблем в данном коллективе для подбора методов и форм при разработке коррекционно-профилактического блока. Исходя из показателей психического здоровья и основных факторов, влияющих на возникновение у учителей эмоционального выгорания, разработан и опробован на практике психодиагностический пакет, направленный на изучение психического здоровья педагога.

Нарушения психического здоровья (ПЗ) — это количественные отклонения от нормального процесса психического развития. Причиной нарушений ПЗ является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное напряжение создается расхождением между тем, что человек собой представляет, и тем, кем ему, по его мнению, следует быть.

Показателями психического здоровья личности являются:

— принятие ответственности за свою жизнь;
— самопонимание и принятие себя;
— умение жить в настоящем времени;
— осмысленность индивидуального бытия;
— способность к пониманию и принятию других.

В отечественной и зарубежной литературе выделяется четыре основных фактора, влияющих на психоэмоциональное состояние учителя в деятельности: личностный, коммуникативный, социально-ролевой, организационный.

В качестве параметров изучения психического здоровья были взяты именно эти факторы и подобраны следующие методики (см. таблицу).

После проведения психологического исследования, анализа полученных результатов и выявления проблем, характерных для конкретного педагогического коллектива, педагогом-психологом разрабатывается система дальнейших коррекционно-профилактических мероприятий, входящих в 3-й и 4-й этап реализуемой программы.

Психологическое просвещение педагогов направлено, в первую очередь, на формирование психологической культуры по отношению к своему психическому здоровью, к своему организму в целом, на осознание важности своего психоэмоционального состояния для эффективности педагогической деятельности.

Примерная тематика
психологических семинаров для педагогов

1. Понятие психического здоровья и влияние его на педагогическую деятельность.

2. Стрессы в педагогической деятельности.

3. Способы экстренной саморегуляции в ситуации стресса.

4. Профилактика эмоционального выгорания.

5. Способы и методы снятия психоэмоционального напряжения.

6. Особенности межличностных отношений в коллективе.

7. Конфликты и способы поведения в конфликтных ситуациях.

8. Стратегия реакции на критику.

9. Отрицательные эмоции и регуляция состояний.

10. Способы психологической защиты.

Кроме того, просветительский блок может включать в себя разработку методичек и листовок с характерной для этого направления тематикой, которые помещаются на специальном стенде, где с ними могут познакомиться педагоги.

Коррекционно-профилактический блок включает в себя конкретные мероприятия по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем.

Блок коррекционно-профилактических мероприятий включает в себя групповые и индивидуальные формы работы с педагогическим коллективом.