СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель:
создание в образовательном учреждении условий
для сохранения и укрепления психического
здоровья педагогов, формирования навыков
регуляции психоэмоциональных состояний,
профилактики эмоционального выгорания в
педагогической деятельности.
Задачи программы:
• формировать навыки регуляции негативных
психоэмоциональных состояний;
• формировать навыки эффективного
взаимодействия с коллегами и учащимися;
• создавать условия для развития самосознания
и самосовершенствования педагогов.
Этапы реализации программы:
• установочно-мотивационный;
• аналитико-диагностический;
• просветительский;
• коррекционно-консультативный.
Ожидаемые результаты. Входе
реализации программы деятельности
педагога-психолога по сохранению психического
здоровья педагога в образовательном учреждении
ожидаются следующие результаты:
• улучшается психологический климат в
коллективе;
• снижается ситуативная и личностная
тревожность педагогов;
• формируются навыки регуляции негативных
психоэмоциональных состояний;
• повышается самооценка и уверенность в себе.
Этапы деятельности педагога-психолога
по сохранению психического здоровья педагога:
1. Психопросвещение педагогов.
2. Диагностический.
3. Коррекционно-профилактический.
4. Консультационный.
На первом этапе цель педагога-психолога при
работе с педагогическим коллективом состоит в
том, чтобы предоставить информацию о том, почему
именно в педагогической деятельности необходимо
уделять внимание собственному психическому
здоровью. Необходимо также сформировать у
педагогов мотивацию для продолжения совместной
деятельности по формированию практических
навыков саморегуляции своих состояний. Занятия
можно проводить в форме психологического
семинара или «круглого стола» с обсуждением
волнующих вопросов.
Первый этап является также определяющим и для
формирования коррекционно-профилактической
группы.
Параметры |
Методики |
Особенности
протекания психических процессов |
Методика
определения типа темперамента по Айзенку |
Тревожность |
Методика
тревожности, ригидности и экстравертированности
Д. Моудсли |
Акцентуации
характера |
Леонгард |
Самооценка |
Опросник
определения уровня самооценки |
Нервно-психическая
устойчивость |
Диагностика
эмоционального выгорания В.В. Бойко |
Уровень
коммуникативного контроля |
Методика
«Самоконтроль в общении» М. Снайдера |
Межличностные
отношения в коллективе |
Общая оценка
психологического климата коллектива Лутошкина |
Направленность
личности |
Методика
определения направленности личности |
Самоорганизация |
Опросник по
особенностям самоорганизации |
Социальная
фрустрированность |
Методика
диагностики уровня социальной
фрустрированности |
Примерный план семинара
«Сохранение психического здоровья педагога»
1. Влияние психоэмоционального состояния
учителя на педагогическую деятельность и
результаты его труда.
2. Понятие и критерии психического здоровья.
3. Основные причины и факторы педагогического
труда, ведущие к возникновению состояния
эмоционального выгорания.
4. Механизмы психологической защиты.
5. Эмоциональное выгорание как психологическая
защита организма.
6. Фазы и периоды развития эмоционального
выгорания в деятельности педагога.
7. Симптомы проявления эмоционального
выгорания в деятельности.
Второй этап деятельности —
психодиагностический. Цель этого этапа —
определить круг личностных и межличностных
проблем в данном коллективе для подбора методов
и форм при разработке
коррекционно-профилактического блока. Исходя из
показателей психического здоровья и основных
факторов, влияющих на возникновение у учителей
эмоционального выгорания, разработан и
опробован на практике психодиагностический
пакет, направленный на изучение психического
здоровья педагога.
Нарушения психического здоровья (ПЗ) — это
количественные отклонения от нормального
процесса психического развития. Причиной
нарушений ПЗ является неправильное
распределение напряжений во внутренней
структуре личности. Наиболее значительное
напряжение создается расхождением между тем, что
человек собой представляет, и тем, кем ему, по его
мнению, следует быть.
Показателями психического здоровья личности
являются:
— принятие ответственности за свою жизнь;
— самопонимание и принятие себя;
— умение жить в настоящем времени;
— осмысленность индивидуального бытия;
— способность к пониманию и принятию других.
В отечественной и зарубежной литературе
выделяется четыре основных фактора, влияющих на
психоэмоциональное состояние учителя в
деятельности: личностный, коммуникативный,
социально-ролевой, организационный.
В качестве параметров изучения психического
здоровья были взяты именно эти факторы и
подобраны следующие методики (см. таблицу).
После проведения психологического
исследования, анализа полученных результатов и
выявления проблем, характерных для конкретного
педагогического коллектива,
педагогом-психологом разрабатывается система
дальнейших коррекционно-профилактических
мероприятий, входящих в 3-й и 4-й этап реализуемой
программы.
Психологическое просвещение педагогов
направлено, в первую очередь, на формирование
психологической культуры по отношению к своему
психическому здоровью, к своему организму в
целом, на осознание важности своего
психоэмоционального состояния для
эффективности педагогической деятельности.
Примерная тематика
психологических семинаров для педагогов
1. Понятие психического здоровья и влияние его
на педагогическую деятельность.
2. Стрессы в педагогической деятельности.
3. Способы экстренной саморегуляции в ситуации
стресса.
4. Профилактика эмоционального выгорания.
5. Способы и методы снятия психоэмоционального
напряжения.
6. Особенности межличностных отношений в
коллективе.
7. Конфликты и способы поведения в конфликтных
ситуациях.
8. Стратегия реакции на критику.
9. Отрицательные эмоции и регуляция состояний.
10. Способы психологической защиты.
Кроме того, просветительский блок может
включать в себя разработку методичек и листовок
с характерной для этого направления тематикой,
которые помещаются на специальном стенде, где с
ними могут познакомиться педагоги.
Коррекционно-профилактический блок
включает в себя конкретные мероприятия по
формированию навыков регуляции
психоэмоциональных состояний, коррекции
личностных и межличностных проблем.
Блок коррекционно-профилактических
мероприятий включает в себя групповые и
индивидуальные формы работы с педагогическим
коллективом. |