ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Формы |
Профилактика |
Психопросвещение |
Коррекция |
Групповые |
Тренинги формирования
навыков регуляции негативных
психоэмоциональных состояний, коммуникативного
взаимодействия. Психологические игры |
Семинары. Беседы о
способах и методах сохранения психического
здоровья. «Круглые столы». Конференции.
Оформление наглядных материалов |
Тренинги коррекции
межличностных отношений, отношения к себе.
Релаксация |
Индивидуальные |
Индивидуальные
консультации по проблемам личностного
характера, проблемам взаимоотношений с
учащимися и педагогами, администрацией |
Коррекционно-профилактическая
деятельность включает в себя три основных
направления:
1. Коррекция межличностных отношений в
коллективе и формирование коммуникативных
навыков.
2. Формирование и отработка навыков
психоэмоциональной регуляции.
3. Повышение уверенности в себе и формирование
адекватной самооценки.
Для успешной реализации задач данного блока
могут использоваться элементы таких методов, как
арт-терапия, танцевально-двигательная терапия,
психодрама, позитивная психотерапия, релаксация,
психогимнастические комплексы, использование
рефлексии и др.
Коррекция межличностных отношений в
коллективе и формирование коммуникативных
навыков педагога — заключительный этап
программы
В коррекционно-профилактические мероприятия
(для формирования коммуникативных навыков
педагога и улучшения психологического климата в
коллективе) целесообразно включить такую форму
работы, как психологический тренинг.
В психологической науке отработана
характеристика общих принципов тренинговой
работы: активности, исследовательской позиции,
осознания поведения, партнерского общения.
Среди большого количества тренинговых
программ чаще всего используются варианты
тренингов: общения, деловых качеств, личностного
роста, саморегуляции. Все развиваемые в данных
тренингах навыки необходимы в профессиональной
деятельности педагогов и руководителей
дошкольных учреждений.
В наибольшей степени педагогам необходимы
тренинги саморегуляции. Причина этого
заключается в особенности профессии: постоянный
высокий уровень самоконтроля, активное
взаимодействие с детьми, оценочная деятельность,
эмоциональное общение с воспитанниками. Таким
образом, существует насущная необходимость
обучать педагогов приемам аутотренинга,
расслабления. Для сохранения психического
здоровья используются философские подходы к
анализу происходящих в жизни человека событий;
рекомендации физиологического характера и,
естественно, отрабатываются навыки
психологического самоконтроля (практика
релаксации, реакции на стрессовые ситуации,
негативные эмоции и т.д.).
Как правило, все рекомендации такого рода имеют
практико-ориентированный характер и позитивно
принимаются педагогами. Использование в
повседневной жизни приобретенных знаний и
умений требует, безусловно, определенной
тренировки и времени. Однако мы считаем, что
применение релаксационных тренингов позволяет
повысить не только психологическую грамотность
педагогов, но и их психоэмоциональную
устойчивость, столь необходимую в
профессиональной деятельности.
Таким образом, алгоритм тренингов
саморегуляции может быть следующим:
• определение и осмысление жизненной позиции;
• анализ и понимание существования проблем;
• отработка навыков саморегуляции (релаксация,
психологическая защита, оптимальное
реагирование на стресс и т.д.);
• рефлексия полученных знаний и
психологических образований.
В алгоритм проведения тренингов личностного
роста включаются:
• самодиагностика (работа с тестами);
• упражнения на отработку навыков самоанализа;
• психотехнические игры на рефлексирование,
расслабление, активизацию;
• обсуждение, рефлексия;
• элементы проектирования и прогнозирования
жизненного пути.
Для коммуникативных тренингов используется
следующая структура:
• развитие навыков восприятия и понимания
людьми друг друга;
• отработка навыков безоценочного отношения;
• развитие способности к конструктивному
общению и навыков общения;
• развитие умения работать в группе. |