Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2005


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Формы Профилактика Психопросвещение Коррекция
Групповые Тренинги формирования навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний, коммуникативного взаимодействия. Психологические игры Семинары. Беседы о способах и методах сохранения психического здоровья. «Круглые столы». Конференции. Оформление наглядных материалов Тренинги коррекции межличностных отношений, отношения к себе. Релаксация
Индивидуальные Индивидуальные консультации по проблемам личностного характера, проблемам взаимоотношений с учащимися и педагогами, администрацией

Коррекционно-профилактическая деятельность включает в себя три основных направления:

1. Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков.
2. Формирование и отработка навыков психоэмоциональной регуляции.
3. Повышение уверенности в себе и формирование адекватной самооценки.

Для успешной реализации задач данного блока могут использоваться элементы таких методов, как арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, психодрама, позитивная психотерапия, релаксация, психогимнастические комплексы, использование рефлексии и др.

Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков педагога — заключительный этап программы

В коррекционно-профилактические мероприятия (для формирования коммуникативных навыков педагога и улучшения психологического климата в коллективе) целесообразно включить такую форму работы, как психологический тренинг.

В психологической науке отработана характеристика общих принципов тренинговой работы: активности, исследовательской позиции, осознания поведения, партнерского общения.

Среди большого количества тренинговых программ чаще всего используются варианты тренингов: общения, деловых качеств, личностного роста, саморегуляции. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности педагогов и руководителей дошкольных учреждений.

В наибольшей степени педагогам необходимы тренинги саморегуляции. Причина этого заключается в особенности профессии: постоянный высокий уровень самоконтроля, активное взаимодействие с детьми, оценочная деятельность, эмоциональное общение с воспитанниками. Таким образом, существует насущная необходимость обучать педагогов приемам аутотренинга, расслабления. Для сохранения психического здоровья используются философские подходы к анализу происходящих в жизни человека событий; рекомендации физиологического характера и, естественно, отрабатываются навыки психологического самоконтроля (практика релаксации, реакции на стрессовые ситуации, негативные эмоции и т.д.).

Как правило, все рекомендации такого рода имеют практико-ориентированный характер и позитивно принимаются педагогами. Использование в повседневной жизни приобретенных знаний и умений требует, безусловно, определенной тренировки и времени. Однако мы считаем, что применение релаксационных тренингов позволяет повысить не только психологическую грамотность педагогов, но и их психоэмоциональную устойчивость, столь необходимую в профессиональной деятельности.

Таким образом, алгоритм тренингов саморегуляции может быть следующим:

• определение и осмысление жизненной позиции;

• анализ и понимание существования проблем;

• отработка навыков саморегуляции (релаксация, психологическая защита, оптимальное реагирование на стресс и т.д.);

• рефлексия полученных знаний и психологических образований.

В алгоритм проведения тренингов личностного роста включаются:

• самодиагностика (работа с тестами);

• упражнения на отработку навыков самоанализа;

• психотехнические игры на рефлексирование, расслабление, активизацию;

• обсуждение, рефлексия;

• элементы проектирования и прогнозирования жизненного пути.

Для коммуникативных тренингов используется следующая структура:

• развитие навыков восприятия и понимания людьми друг друга;

• отработка навыков безоценочного отношения;

• развитие способности к конструктивному общению и навыков общения;

• развитие умения работать в группе.