Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2005


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Психологическое
консультирование педагогов

Важным направлением деятельности практического психолога образования является психологическое консультирование. Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом. Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, направленную на преодоление трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины проблем в социальном взаимодействии: в личных, семейных и профессиональных контактах.

Консультирование — это сложный динамический процесс, разворачивающийся во времени, во многих случаях вовлекающий в это взаимодействие других людей, доступный наблюдению и внешнему вмешательству. В этой связи можно говорить об открытости ситуации психологического консультирования, ее структуре, контексте и динамике.

Задача консультанта — помочь человеку найти такую линию поведения, которая не разрушала бы его личность, но увеличивала бы его жизненную продуктивность.

Несомненно, что деятельность педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога является важной и необходимой в образовательном учреждении. Ведь от того, в каком психоэмоциональном состоянии находится педагог, во многом зависит успех и результат его деятельности. Однако деятельности одного психолога недостаточно.

В качестве профилактики личностной и профессиональной дезадаптации и преодоления синдрома эмоционального выгорания педагогов можно использовать и другие направления социально-психологической помощи:

— разработка и внедрение в учебные программы педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образования курсов по формированию психологической культуры, направленных на закрепление у педагогов знаний о психическом здоровье, его составляющих, о механизмах и различных способах саморегуляции негативных психических состояний, возникающих в педагогической деятельности;

— разработка и внедрение психотерапевтической, тренинговой программы по преодолению проявлений личностной дезадаптации среди учителей, сохранению психического здоровья, повышению эмоциональной устойчивости;

— разработка рекомендации по последовательному и целенаправленному использованию методов работы в повседневной практике педагога для оптимального использования своего рабочего времени.

Основные этапы и шаги процесса консультирования
для изменения непродуктивного стиля взаимодействия

№ n/n Этапы Основные шаги
1 Установление доверия Подстройка под тон и темп голоса клиента. Соответствие дыханию и позе клиента. Использование слов, соответствующих ведущей системе восприятия клиента (визуальной, аудиальной, кинестетической). Применение соучастной стратегии контакта
2 Исследование причин непродуктивности стиля взаимодействия Анализ истории жизни клиента. Создание у него потребности в изменении. Освоение стратегии ответственности. Осознание вторичных выгод непродуктивного стиля взаимодействия. Осознание и преодоление сопротивления
3 Дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере внутриличностного пространства Дифференциация составляющих частей внутриличностного конфликта и сопутствующих ему негативных эмоций. Открытое выражение негативных эмоций. Признание позитивной сути составных частей конфликта. Возрождение веры в личностную состоятельность, наполнение структурных звеньев самосознания позитивным содержанием. Реконструкция социальных установок
4 Дифференциация и согласование конфликтных стремлений в межличностном пространстве Осознание клиентом своего вклада во взаимоотношения и ответственности за их дальнейшее развитие. Осознание идентификации участников межличностного конфликта с эмоционально насыщенными социальными установками и моделями контакта, принесенными из семьи и социума. Обособление клиента от лиц, участвующих в конфликте. Расширение рамок позитивного восприятия партнера и ситуации взаимодействия. Самостоятельное согласование противоборствующих стремлений в межличностном взаимодействии
5 Изменение привычных неконструктивных стереотипов взаимодействия Признание необходимости изменения привычных неконструктивных стереотипов общения. Преодоление привычных неконструктивных установок, стереотипов и сомнений. Развитие гибкости. Использование своих позитивных ресурсов. Работа над ошибками