Психологическое
консультирование педагогов
Важным направлением
деятельности практического психолога
образования является психологическое
консультирование. Содержанием психологического
консультирования является работа с конкретным
запросом, идущим как от отдельного клиента, так и
от группы или организации в целом.
Психологическое консультирование можно
определить как непосредственную работу с людьми,
направленную на преодоление трудностей в
межличностных отношениях, где основным
средством воздействия является определенным
образом построенная беседа. Психологический
смысл консультирования заключается в том, чтобы
помочь человеку понять причины проблем в
социальном взаимодействии: в личных, семейных и
профессиональных контактах.
Консультирование — это сложный динамический
процесс, разворачивающийся во времени, во многих
случаях вовлекающий в это взаимодействие других
людей, доступный наблюдению и внешнему
вмешательству. В этой связи можно говорить об
открытости ситуации психологического
консультирования, ее структуре, контексте и
динамике.
Задача консультанта — помочь человеку найти
такую линию поведения, которая не разрушала бы
его личность, но увеличивала бы его жизненную
продуктивность.
Несомненно, что деятельность
педагога-психолога по сохранению психического
здоровья педагога является важной и необходимой
в образовательном учреждении. Ведь от того, в
каком психоэмоциональном состоянии находится
педагог, во многом зависит успех и результат его
деятельности. Однако деятельности одного
психолога недостаточно.
В качестве профилактики личностной и
профессиональной дезадаптации и преодоления
синдрома эмоционального выгорания педагогов
можно использовать и другие направления
социально-психологической помощи:
— разработка и внедрение в учебные программы
педагогических вузов и институтов повышения
квалификации работников образования курсов по
формированию психологической культуры,
направленных на закрепление у педагогов знаний о
психическом здоровье, его составляющих, о
механизмах и различных способах саморегуляции
негативных психических состояний, возникающих в
педагогической деятельности;
— разработка и внедрение
психотерапевтической, тренинговой программы по
преодолению проявлений личностной дезадаптации
среди учителей, сохранению психического
здоровья, повышению эмоциональной устойчивости;
— разработка рекомендации по
последовательному и целенаправленному
использованию методов работы в повседневной
практике педагога для оптимального
использования своего рабочего времени.
Основные этапы и шаги процесса
консультирования
для изменения непродуктивного стиля
взаимодействия
№ n/n |
Этапы |
Основные шаги |
1 |
Установление доверия |
Подстройка под тон и
темп голоса клиента. Соответствие дыханию и позе
клиента. Использование слов, соответствующих
ведущей системе восприятия клиента (визуальной,
аудиальной, кинестетической). Применение
соучастной стратегии контакта |
2 |
Исследование причин
непродуктивности стиля взаимодействия |
Анализ истории жизни
клиента. Создание у него потребности в изменении.
Освоение стратегии ответственности. Осознание
вторичных выгод непродуктивного стиля
взаимодействия. Осознание и преодоление
сопротивления |
3 |
Дифференциация и
согласование конфликтных стремлений в сфере
внутриличностного пространства |
Дифференциация
составляющих частей внутриличностного
конфликта и сопутствующих ему негативных эмоций.
Открытое выражение негативных эмоций. Признание
позитивной сути составных частей конфликта.
Возрождение веры в личностную состоятельность,
наполнение структурных звеньев самосознания
позитивным содержанием. Реконструкция
социальных установок |
4 |
Дифференциация и
согласование конфликтных стремлений в
межличностном пространстве |
Осознание клиентом
своего вклада во взаимоотношения и
ответственности за их дальнейшее развитие.
Осознание идентификации участников
межличностного конфликта с эмоционально
насыщенными социальными установками и моделями
контакта, принесенными из семьи и социума.
Обособление клиента от лиц, участвующих в
конфликте. Расширение рамок позитивного
восприятия партнера и ситуации взаимодействия.
Самостоятельное согласование
противоборствующих стремлений в межличностном
взаимодействии |
5 |
Изменение привычных
неконструктивных стереотипов взаимодействия |
Признание
необходимости изменения привычных
неконструктивных стереотипов общения.
Преодоление привычных неконструктивных
установок, стереотипов и сомнений. Развитие
гибкости. Использование своих позитивных
ресурсов. Работа над ошибками |
|