Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Виктория ШМИДТ,
кандидат психологических наук,
Московская высшая школа
социальных и экономических наук

Программа подготовки детей и подростков
из закрытых учреждений к жизни в семье

Содержание программы

Тема Направленность упражнения
«Знакомимся поближе» Создание пространства для обсуждения чувств и отношения детей к передаче в семью
«Я не трус, но я боюсь» Проработка страхов и тревог
«Я сержусь» Работа с гневом, раздражением, неумением справиться с этими чувствами
«Я горюю» Работа с горем, утратами
«Учимся договариваться» Формирование умения уступать и настаивать на своем
«Хочу и делаю» Достижение баланса между стремлением научиться чему-то и необходимостью волевого усилия
«SOS — помогите мне» Формирование умения искать поддержку, просить о помощи

Задачи и структура программы

Цель программы — помочь детям освоиться с теми изменениями, которые происходят с ними в процессе передачи в семью.

Упражнения и задания программы пригодны для работы как непосредственно перед передачей в семью, так и в процессе адаптации ребенка к новым условиям жизни. Результатом должны стать умения:

• ставить себя на место другого человека;

• устанавливать границы общения;

• раскрываться в общении;

• проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации жизни;

• управлять своим поведением;

• выполнять различные роли, связанные с семейным взаимодействием.

По сути, данная программа является частным случаем программы развития навыков уверенного (ассертивного) поведения.

Упражнения программы разделены на две группы: одни в большей степени адресованы проработке чувств, другие — формированию совладающего поведения. Почему выбрана именно такая структура программы? В первую очередь, она отвечает программе подготовки менторов и семьи. Мы не льстим себя надеждой, что после тренинга ребенок освоит все те приемы, которые представлены в упражнениях. Но мы уверены, что эти упражнения приблизят ребенка к принятию себя, которое ему будет особенно нужно в новых условиях жизни.

Главным препятствием для проведения данной программы следует считать разрыв между разными этапами жизни ребенка: до попадания в детский дом или приют, в процессе пребывания в детском доме и при передаче в семью. Несомненно, эффект этой программы тесно связан с компетентностью принимающей семьи и ментора. Но односторонняя подготовка к передаче ребенка в семью, когда только семейное окружение получает новый опыт, осваивает навыки, недостаточна. Поэтому данная программа и направлена на то, чтобы помочь ребенку достигнуть баланса в понимании всех событий его жизни.

Важно помнить и еще одно условие проведения данной программы. Ее эффективность связана с общей системой психосоциальной и педагогической помощи ребенку. Многие виды упражнений программы основаны на широко известных играх, однако нет ничего удивительного в том, что дети из детских домов этих игр не знают. Поэтому по ходу проверки программы авторам приходилось учить детей многим играм, которые для их «семейных» сверстников были вполне знакомы.

Получается, что для развития необходимых навыков семейной жизни программа формирует и общий план произвольного поведения. Это обеспечивает более полный перенос навыков, полученных ребенком в ходе тренинга, в реальную жизнь. Мы рекомендуем тренеру проиграть упражнения на себе — ведь только тогда вы сможете почувствовать возможный эмоциональный накал, который будет испытывать ребенок в ходе тренинга.

Упражнения внутри каждой из тем программы разделены на 3 уровня. К первому относятся упражнения, которые основаны на рисовании и простой ролевой игре. Эти упражнения могут быть доступны детям в возрасте от 5 лет. Второй уровень предназначен для детей в возрасте 9–10 лет. Эти упражнения построены на развитии коммуникативной компетентности. Третий — для подростков. Этот уровень предполагает вполне серьезные разговоры и элементы психосоциального просвещения.

Деление на уровни достаточно условно. В рамках одного занятия вы можете сочетать упражнения разного уровня и разных тем. Более простые упражнения можно использовать для разогрева группы. Отбор упражнений определяется составом группы.

Каждый цикл, кроме упражнений, включает в себя описание возможных направлений индивидуальной работы с ребенком, проработки его прежнего опыта. Эти рекомендации содержат краткое описание психосоциальных механизмов проблем ребенка, связанных с этим опытом. Описания могут быть использованы для выработки рекомендаций принимающей семье.