Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Подготовка к проведению занятий

Полагаем, что данная программа не требует предварительной диагностики. На первых занятиях можно определиться с основными «болевыми точками» ребенка. Предметом диагностики должны стать:

• опасения и страхи ребенка, их содержание, проявление в поведении, техники совладания, которые использует ребенок;

• тип поведения ребенка в ситуации, близкой к травмирующей;

• характерологические особенности ребенка.

Даже если страхи ребенка кажутся вам нерациональными и мало обоснованными, отнеситесь к его переживаниям серьезно. Ваша серьезность, в первую очередь, проявится в том, как вы будете расспрашивать ребенка о его тревогах. Помните, что, если он говорит о том, что боится новой семьи, он вкладывает в эти слова не тот же смысл, что вкладываете вы. Спросите ребенка, когда он боится сильнее, когда меньше, с кем из членов семьи он чувствует себя спокойнее, с кем ему трудно наладить контакт, в чем проявляется его страх и т.д. За каждым высказыванием ребенка скрывается ситуация, которую вам следует восстановить, задав ребенку конкретизирующие вопросы.

В ходе занятий все, что ребенок делает, можно собирать в отдельную папку или книгу. Ребенок сам решит, что он оставит в окончательном варианте книги, — она будет обсуждена вместе с принимающей семьей. Зарубежные коллеги включают в такую книгу фотографии ребенка, сделанные как в ходе тренинга, так и раньше, его сочинения, интересные высказывания — все, что укрепляет представление о ребенке как уникальной личности в глазах и самого ребенка, и его окружения.

Как организовать занятия

Основные вопросы организации занятий

• Как часто проводить тренинг?

• Сколько человек должно быть в группе, если это групповая работа?

• Можно ли объединять детей разных возрастов в одну группу?

• Как сформировать программу и объединить упражнения в занятия?

Режим проведения занятий

Прежде всего подумайте, стоит ли выделять подготовку к передаче в семью в отдельный тренинг — может быть, вы уже ведете какую-то работу с детьми, в которую можно включить упражнения данной программы. Наиболее уместно сочетание упражнений этой программы с тем или иным тренингом социально-психологической компетентности, тренингом креативности.

Конечно, быстрота достижения результата в первую очередь зависит от ребенка, его опыта и от того, в какую семью он уходит. Однако предполагается, что данная программа будет осуществляться достаточно длительное время — как минимум в течение 6 недель. Оптимальным режимом можно считать 2 встречи в неделю, поскольку в этом случае ребенок получает возможность приноровить новый опыт к своей повседневной жизни и сумеет втянуться в занятия. Длительность и частота занятий определяются состоянием ребенка, его способностью формировать полноценную привязанность.

Групповая
или индивидуальная работа

Одни упражнения лучше проводить в режиме групповой работы, другие — индивидуально. В любом случае вопрос о том, какой режим тренинга лучше — работа в микрогруппе или работа один на один с ребенком, — должен решаться на основе особенностей эмоционального состояния ребенка, специфики его развития. Определиться с тем, как строить занятие, помогут вам следующие рекомендации.

Плюсы работы в группе Минусы работы в группе
Участники делятся своим опытом и заимствуют идеи друг друга, создают общее поле опыта, когда каждый имеет доступ к ресурсу коллектива Существует риск эмоционального заражения, когда некая малопродуктивная идея распространяется среди всех участников
Участники группы учатся принимать во внимание точку зрения другого, слушать другого, принимать возможность разных вариантов поведения Могут остаться без внимания какие-то проблемные аспекты поведения
Участники видят друг друга со стороны Участники могут стесняться участвовать в групповом обсуждении и не раскрыться; из-за этого останутся без внимания проблемы и ресурсы ребят
Возможно проведение игр-ситуаций и ролевых игр  

Возможно, тренер должен быть готов перестроиться по ходу занятия и применить тот уровень сложности упражнения, который будет доступен и не скучен участникам. Применение групповой работы позволит вам повышать уровень сложности заданий — те, кто не сможет выполнить задание в одиночку, включаются в групповую работу.

Плюсы индивидуальной работы Минусы индивидуальной работы
Можно раскрыть возможности человека и ближе познакомиться с ним Такая работа может быстро наскучить ребенку, особенно подростку
Можно создать атмосферу, наиболее благоприятную для этого человека в данный момент Для тренера работа один на один может оказаться очень сложной — тренер становится единственным источником новых сведений
Можно выбрать темп работы, наиболее удобный для данного человека Занятия по преимуществу строятся на учете особенностей, а не на развитии неких компенсаторных механизмов

Групповая работа не означает, что вы не используете индивидуальный подход. Наоборот, наблюдая за ребенком в группе, вы можете узнать то, что могли бы не заметить в индивидуальной работе. Разумным решением становится сочетание групповых и индивидуальных форм работы. Лучше, если ваша группа не будет слишком большой, оптимальное количество 4–6 человек. Часто успешным решением вопроса в пользу групповой или индивидуальной работы становится работа с парой детей.

Разновозрастная группа

Нам кажется, что какие-то занятия даже полезно провести в разновозрастной группе, например занятия, направленные на проработку чувств. В рисовании дети разного возраста равны, однако старшие могут дать младшим неплохой опыт анализа рисунков. Многие из упражнений можно проводить в группе детей и менторов, детей и членов гостевых семей — это может помочь им узнать друг о друге в режиме наибольшего благоприятствования.

Варианты планов занятий

Занятие занимает от 20 до 45 минут. Если это небольшое занятие, используйте одно упражнение 1-го или 2-го уровня. Если это занятие на 45 минут, то формируйте программу так, чтобы настроить детей на работу, затем перейти к основной теме, а затем эмоционально «закрыть» занятие — дать детям опыт позитивного завершения работы на тренинге.

Чем длиннее ваши занятия, тем важнее обращать внимание на характер взаимодействия в группе. Группа может быть как ресурсом, так и препятствием в работе. Обратите внимание: относительно каждого упражнения предложены короткие и более длинные варианты проведения. Не стоит заранее составлять план занятий на все время тренинга — многое может измениться. Тем не менее важно вести дневник тренинга: записывайте упражнения и варианты проведения, которые вы осуществили, фиксируйте состав группы, активность участников, свои трудности и те методические находки, которые помогли вам справиться с этими трудностями.

Занятие продолжительностью 40–45 минут должно включать разминку на активизацию детей (какое-либо физическое упражнение, игру на сплочение), основное упражнение и завершение занятия (либо упражнение на релаксацию, либо рефлексию занятия). В качестве разогревающих упражнений хорошо использовать и различные игры на угадывание слов (например, «Да» и «нет» не говорите»).

Вы можете использовать все задания одной темы, поскольку они разработаны с учетом нарастающей сложности. В этом случае старайтесь давать участникам пищу для размышлений: просматривайте вместе игровые и мультипликационные фильмы.

Как мотивировать детей
участвовать в занятиях

Дети имеют право знать, в чем им предлагается участвовать. Более того, искренность взрослых и готовность обсуждать вопросы, которые волнуют детей из сиротских учреждений, — важное условие эффективности распространения модели семейного жизнеустройства. В этом деле дети — такие же партнеры, как и специалисты, как семьи, которые хотели бы взять детей. Именно поэтому важно быть готовым обсуждать с детьми все вопросы их семейного жизнеустройства серьезно, но понятно для ребенка.

Мы предлагаем специалистам выполнить два упражнения, которые подготовят их к разговору с детьми о семейном жизнеустройстве.

УПРАЖНЕНИЕ 1
Презентация программы детям и подросткам

Задание. Подготовить короткий рассказ о программе для детей, которые будут принимать в ней участие.

Разделите участников на 4 группы. Перед каждой поставьте одно и то же здание: подготовить презентацию. Однако каждая из групп готовит текст для детей разного возраста: от 4 до 7 лет, от 7 до 10, от 10 до 14 и от 14 до 17. Перед тем как участники начнут писать тексты, предложите им ответить на следующие вопросы:

• Что нужно обязательно сообщить детям?

• Как дать определение, что такое гостевая семья, ментор?

• Как рассказать детям о том, в каких случаях они должны и могут искать помощи у специалистов?

• Сколько времени нужно отвести на презентацию?

• Как много предложений должно быть в тексте?

Во время презентации предложите остальным участникам перевоплотиться в детей соответствующего возраста и попробовать воспринять происходящее с позиции ребенка, пусть участники задают вопросы из роли детей. Используйте этот материал для следующего занятия.

Мы предлагаем участникам в случае затруднения использовать нижеприведенный материал как конструктор — он поможет объяснить цели программы детям разного возраста. Обратите внимание на интерактивный элемент, содержащийся в материале.

Как рассказать о себе

Меня зовут… Я помогаю семье и детям в решении разных трудных вопросов, например когда взрослые и дети хотят понять друг друга, но им что-то мешает, или когда ребенку нужна помощь в учебе. А какие трудности знаете вы?

Я… Мне нравится работать с детьми и семьями, у меня есть много разных игр и упражнений для вас. В какие игры вы любите играть?

Я — психолог (социальный работник). Это значит, что я помогаю понять, что мешает достигать цели, и могу поддержать человека в трудной ситуации. Что еще вы знаете об этой профессии?

Я могу оказать вам помощь, если вы хотите поговорить с глазу на глаз, если вам кажется, что вас не могут понять.

Как сказать о программе

Эта программа для детей и семей, которые ищут друг друга. Для чего? Чтобы начать общаться, чтобы помочь друг другу.

Это программа устройства детей из детских домов в семьи на какое-то время, чтобы ребенок мог получить опыт жизни в семье, нашел тех, кто будет его поддерживать.

Это программа помогает детям и семьям подготовиться к совместной жизни. Может быть, кого-то удивит, что к семейной жизни надо готовиться? А кто думает, что человеку, будь то ребенок или взрослый, нужна подготовка?

Как рассказать
о знакомстве семьи с ребенком

Вы будете знакомиться и видеться на праздниках и во время специальных встреч. У вас появится возможность узнать взрослых поближе.

Вы сможете узнать людей, которые предлагают вам помощь, на разных мероприятиях — концертах, праздниках, в ходе игры и т.д.

Нам кажется, что лучший способ узнать кого-то — сделать с этим человеком что-то вместе. А как думаете вы?

Как мотивировать
и ставить задачу

Подготовка к жизни в семье — это и поддержка вашего взросления, потому что вы учитесь важным для взрослых умениям: понимать другого, уметь отстаивать свои права и уважать права других.

Подготовка к жизни в семье поможет вам стать увереннее, смелее, общительнее. А какая цель важна для вас?

Как завершить презентацию

чтобы выйти из общения с ребенком или перейти к общению, направленному на другое, можно сказать:

• Какие у вас есть вопросы?

• Я хочу предложить вам игру.

• Давайте на пробу сделаем одно-два упражнения.

Рекомендации
по проведению упражнения

Наиболее часто допускаемые промахи при проведении презентаций для детей.

Во-первых, чрезмерное обнадеживание, когда специалист произносит текст, который дети понимают так: «У вас начинается совсем новая жизнь!» В этом случае разочарование ребенка может быть таким, что он станет не вашим партнером в сложном деле жизнеустройства, а пассивным участником или даже противником.

Во-вторых, презентация может заставить детей считать себя самыми главными в ответственности за успех семейного жизнеустройства, когда ребенок начинает думать, что он отвечает за то, как все пройдет. Это не так — существует много факторов, которые влияют на успех семейного жизнеустройства.

В-третьих, специалист может с трудом находить баланс между эмоциональным и рациональным в своей презентации. Презентация может быть излишне сухой и скучной для ребенка или излишне эмоциональной, как бы накручивающей ребенка.

Попросите специалистов дополнить ваш перечень возможных промахов.

УПРАЖНЕНИЕ 2
Самые частые вопросы,
которые задают дети

Цель упражнения — подготовить взрослых к информированию детей относительно цели программы принимающих семей и менторства. Почему специалистам нужна специальная подготовка? Кажется, что может быть проще, чем ответить ребенку на вопрос? Тем не менее часто взрослые теряются, когда дети задают важные для них вопросы, которые могут быть неудобны для взрослых.

Предложите участникам тренинга вопросы. Пусть перед тем как они начнут искать ответы и самые подходящие формулировки, участники определят, какие вопросы им кажутся более трудными (вызывают смятение), а какие — попроще. Потом участники пробуют выработать ответы сами. Для этого надо разделить их на группы или пары — по количеству вопросов. Каждая группа (пара) разрабатывает ответы на один из вопросов. После этого участники обсуждают варианты ответов.

Предложите следующие критерии оценки ответов:

• искренность;

• отсутствие морализаторства;

• простота и доступность.

Участники добавляют к этому списку еще критерии и обсуждают придуманные участниками ответы. Предложите им те варианты, которые были придуманы вами — не как идеальные, но как то, что следует обсудить. Если тренинг проводится не один раз, собирайте варианты ответов, разработанные участниками, и используйте наилучшие (самые необычные) ответы для обсуждения в следующих группах. В заключение предложите участникам добавить новые вопросы к списку самых задаваемых детьми вопросов.

Какие вопросы чаще всего
задают дети и как на них отвечать?

Что изменится в моей жизни, если у меня будет взрослый?

Важно, чтобы у каждого ребенка был взрослый друг, которому можно доверять, у которого всегда можно попросить о помощи, с кем поделиться своими мыслями и т.д. Взрослый друг может поделиться с вами опытом и понять ваши сложности, потому что он уже прошел через такие трудности.

Что значит гостевая семья?

Это значит, что вы будете проводить вместе выходные и каникулы. Вы не будете жить вместе все время — вы будете регулярно видеться, проводить время вместе.

Как ко мне будут относиться в семье?

Как к ребенку — растущему человеку. Вас будут уважать, принимать, вы будете учиться жить вместе, и не только от семьи зависит, как сложатся ваши отношения.

Если в семье есть дети, ко мне будут относиться по-другому, чем к ним?

Что значит по-другому — хуже, лучше? Взрослые в семье будут стремиться понять вас так же, как и своих детей, они будут радоваться за вас и печалиться, наверняка они будут привязаны к вам.

Что я должен делать в семье?

Жить в семье означает делить с другими обязанности — убираться, готовить, заниматься домашними делами. Но также вы можете показывать, что вам нравится делать больше, а что — меньше. Возможно, вам придется делать что-то такое, что вы раньше не делали, — ваше неумение не значит ничего плохого, почти всему можно научиться. И чем меньше думаешь о том, получится это или нет, тем легче начать учиться новому. Человек не всегда умеет просить о помощи и предлагать свою помощь — этому мы попробуем научить вас на наших занятиях.

Если мне не понравится, могу ли я отказаться от посещений семьи или ментора?

Конечно, мы постараемся помочь и вам, и взрослым поладить друг с другом. Но в жизни бывает всякое — если вы не захотите продолжать общение, это ваше право. Иногда человек отказывается от чего-то в запале — отличить минутное настроение от стойкого желания могут помочь другие люди, например, вы можете обсудить такую ситуацию со специалистом.

Кто будет выбирать: я или семья?

Это будет взаимный выбор — до финального решения вы сможете пообщаться и посмотреть друг на друга. Это будет такой же выбор, как и выбор друзей.

Станет ли эта семья мне родной?

Это не конечная цель — важно, чтобы у вас появились новые друзья. Не только от вас зависит, станете ли вы жить в семье постоянно.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ

При работе с психологами, которые будут проводить занятия с детьми, предложите им определить требования к занятиям по подготовке к семейной жизни. Для этого по кругу пусть каждый сформулирует свое правило. После этого раздайте участникам следующий перечень правил и обсудите, с какими правилами они согласны, а относительно каких готовы поспорить.

Требования к проведению занятий

1. Занятия должны быть интересными и эмоционально вовлекать детей и подростков в обсуждение проблем, связанных с семейной жизнью и психологией взаимодействия людей. В ходе подготовки к семейной жизни ребенок столкнется с большими трудностями, поэтому если эти занятия будут еще и не очень интересными, то у детей не возникнет особого желания участвовать в такой работе. Баланс между трудностями и интересом играет важную роль в организации занятий.

2. Занятия направлены на актуализацию негативного опыта ребенка и его переработку. Важно, чтобы в ходе занятий ребенок понял, что не несет ответственности за случившееся (утрата семьи, ситуации насилия, проживания в детском доме). Ребенок часто думает, что все произошло по его вине: «Мама умерла, потому что я плохо себя вел», «Я попал в детский дом, потому что никто не хочет воспитывать такого, как я», «Меня били, потому что по-хорошему я не понимаю». И маленькие дети, и подростки нуждаются в проработке этих переживаний. Часто независимо от возраста дети затрудняются в выражении чувств, освоении возможностей их проработки.

3. Занятия формируют стратегию совладающего поведения в сложных случаях, а семейная жизнь обычно содержит много таких ситуаций, которые потребуют от взрослеющего человека умения справляться как со своим эмоциональным состоянием, так и с самой проблемой. Важно, чтобы в ходе занятий ребенок и подросток больше узнали о себе, а узнав, приняли эту информацию.

4. Занятия должны соответствовать уровню развития ребенка. По идее, программа подготовки должна включать в себя как элементы, основанные на работе с разновозрастной группой, так и компоненты, четко адресованные определенной возрастной группе. Важно предоставить ребенку возможность выбирать из всего потока информации ту, которая ему в данный момент нужнее всего. Необходимо помнить и о таком вполне реальном феномене коррекционно-развивающей работы, как эффект отсроченного действия, — когда цель занятия достигается через какое-то время после его проведения. Например, ребенок оказывается в ситуации, которая обсуждалась на занятии, использует приемы, которые раньше не казались ему важными, и осваивает это знание.

Требования к специалисту

Еще одна важная тема для финального обсуждения — требования к специалисту, который ведет подготовку детей к семейной жизни. Пусть слушатели выделят список самых важных качеств (в групповой работе), после чего вы можете раздать список таких качеств, предложенный зарубежными исследователями:

• коммуникационные навыки (в том числе слушания, презентации);

• теплота, искренность и эмпатия;

• открытость и готовность делиться чувствами;

• сензитивность (расположенность, восприимчивость) к семейным и групповым процессам;

• интерес к семье и процессам в семье, мотивация к работе с семейными проблемами;

• гибкость, в том числе умение работать с традиционно табуированными темами;

• юмор, отсутствие черного юмора;

• надежность (устойчивость);

• собственный проработанный (необязательно позитивный) опыт взаимодействия.

Наверняка слушатели выделят многие из этих качеств. Сделайте акцент на совпадении их мнений, а также обратите внимание на то, что дополнительно предложили слушатели. Такое завершение модуля будет содействовать эмоциональному закреплению проделанной работы.