Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

ТЕМА «ЗНАКОМИМСЯ ПОБЛИЖЕ»

Эти упражнения позволяют достичь двух целей: повысить эмоциональную компетентность детей и настроить их на обсуждение своих чувств в отношении изменения жизненной ситуации. По сути, эти упражнения имитируют ситуацию знакомства и постепенного сближения ребенка и семьи.

УРОВЕНЬ 1

Упражнение
«Расскажи о чувствах без слов»

Комментарии для ведущего

Чувства — самое сильное объединяющее начало в человеческих отношениях, но и самый сильный источник разрыва связи между людьми. Когда людям сложно найти общий язык, психологи часто советуют помещать их в такие условия, чтобы они начали испытывать сходные чувства. На этом простом феномене построено много фильмов и книг — люди привязываются друг к другу, потому что вместе преодолевают опасность; люди начинают доверять друг другу, потому что вместе оказываются среди жалующихся в очереди и т.д. Но часто люди не используют этот ресурс по одной простой причине: они не могут выразить свои переживания, и те, кто рядом, просто не понимают, что чувствуют то же самое. Когда ребенок попадет в семью, его чувства будут весьма схожи с чувствами других членов семьи. И чем более открыт ребенку мир его переживаний, тем легче будет найти взаимопонимание между семьей и ребенком.

Инструкция для детей

Что такое настроение? Каким оно бывает? Важно ли другим знать о вашем настроении? Как вы узнаете о настроении другого? Только из слов? Можно ли понять настроение без слов?

Разделите лист бумаги на 4 части (согните лист пополам по вертикали и по горизонтали), а потом разверните. В каждой из четвертинок нарисуйте свои самые часто случающиеся настроения, в том числе в одном квадратике нарисуйте то настроение, которое у вас сейчас.

Правила обсуждения рисунков

После этого листы с рисунками собирают и сообщают детям правила обсуждения рисунков: говорить только о том, что вы чувствуете, видя рисунок.

Правило 1. Не давать высказываний, которые были бы похожи на отзыв учителя рисования: «дурацкий рисунок», «мазня», «ничего не понятно».

Правило 2. Говорить только от себя — «мне нравится» (не нравится) этот рисунок, а не «нам этот рисунок кажется неправильным».

Правило 3. Говорить о рисунках только на занятии — постараться не обсуждать рисунки потом.

Эти правила лучше заранее написать на листах и развесить в комнате, и каждый раз, когда кто-то из детей будет их нарушать, показывать, какое правило было нарушено.

Обсуждение рисунков

Обсуждение можно строить в нескольких направлениях.

Во-первых, можно угадывать чувства, изображенные на рисунках. Можно разрезать рисунки на отдельные картинки и смешать их. Предложить детям рассмотреть рисунки и найти те, на которых изображены похожие чувства. Если дети будут испытывать трудности, попросить их повторить выражение лица человека, которое воспроизведено на рисунке. Взрослый может участвовать в упражнении и нарисовать такие выражения, которые обычно не наблюдаются в рисунках детей, например связанные с оттенками чувств: удивление, интерес, любопытство, ошеломленность. После создания такого рисованного пространства чувств можно попросить детей выбрать рисунок, который лучше всего отражает их чувства, когда они думают о том, что будут жить в семье. Для этого разложите все рисунки на полу. Пусть каждый ребенок положит на самый подходящий рисунок фишку или знак. Зафиксируйте, какое настроение выбирает каждый из детей.

Во-вторых, попросите детей находить противоположные чувства (самые непохожие между собой) или, наоборот, самые сходные. Попросите авторов рисунков после этого назвать чувства, которые они нарисовали, а потом обсудите с детьми, верно или нет они объединили рисунки. Посчитайте, каких чувств оказалось больше, а каких меньше, какие чувства вовсе остались за бортом детского внимания. Предложите детям дополнить набор чувств недостающими эмоциями. Будьте готовы дать им подсказку — например, изобразить чувство, описать ситуацию, в которой то или иное чувство может возникнуть, и т.д.

В-третьих, можно разыграть сценки взаимодействия между рисунками. Объединить рисунки в одну картинку и сказать, что это фотография какой-то семейной сценки, — попросите детей рассказать, что за члены семьи взаимодействуют, что между ними происходит. Помогите детям определиться с тем, кто из членов семьи может испытывать то или иное чувство. Начните с объединения простых чувств, например радости и удивления, горя и грусти, гнева и страха. Потом попробуйте более сложные сочетания, например удивления и страха, радости и грусти и т.д.

Это упражнение можно использовать как сквозное для серии занятий — возвращаться к рисункам и давать детям разные задания, дополнять рисунки новыми. Если вы предполагаете использовать рисунки именно так, то храните их в отдельной папке, записывайте на папке даты пополнения новыми рисунками, пишите имена авторов рисунков, наклейте фотографии детей на эту папку — все это позволит вам создать атмосферу доверительного отношения и сплотить детскую группу.

Рекомендации ведущему

Какие бывают трудности и что делать в случае их возникновения?

Ребенок не может назвать чувства, он в лучшем случае описывает ситуации, в которых эти чувства возникают. Существует разрыв между тем, что он сумел нарисовать, и тем, что он может рассказать. Спросите у других детей, что они чувствуют в такой ситуации, похожи ли их чувства на то, что изображено. Предложите детям несколько ситуаций, в которых может возникнуть чувство, изображенное ребенком, и попросите выбрать самую подходящую.

Ребенок не может нарисовать 4 разные картинки — он использует яркие образы, например только лицо с улыбкой и лицо с опущенными уголками рта. Более сложных рисунков ребенок сделать не может (не хочет). Поддержите ребенка — он может нуждаться в том, чтобы его неспособность приняли.

Модификации упражнения

Вариант 1

Опишите ситуацию и попросите детей нарисовать чувства в соответствии с этой ситуацией. Можно предложить детям не рисовать, а выбрать из выполненных рисунков подходящие для описания каждой из ситуаций. Может случиться так, что дети обнаружат нехватку уже выполненных рисунков и захотят нарисовать недостающее чувство. Взрослый может изначально сообщить им, что, возможно, нужного рисунка нет.

Примеры ситуаций

Ситуация 1. Мальчик в первый раз встречается с семьей, которая хочет пригласить его к себе на каникулы. Он знает, что они придут с минуты на минуту и ждет.

Ситуация 2. Девочка и семья идут в зоопарк и смотрят там на обезьянок.

Ситуация 3. У ребенка день рождения, ему дарят подарок — он открывает коробку, где лежит сюрприз.

Ситуация 4. Мальчика спрашивают ребята во дворе: «У вас в детдоме все такие тупые?»

Ситуация 5. Девочка помогает маме готовить ужин и случайно задевает и разбивает стакан.

Ситуация 6. Сегодня день рождения человека, который когда-то был очень добр к вам, но умер несколько лет назад; вы вспомнили об этом человеке и его кончине.

Каждая из ситуаций предполагает, что ребенок не только примерит ее на себя, но также попытается выразить чувства, многие из которых могут быть под запретом (когда ребенок считает, что чувства столь «неправильные», что их не надо замечать, наоборот, их следует скрывать от других). Покажите, что все эти ситуации нормальны и чувства тем более допустимы. Обсуждение может происходить после завершения рисунка, сделанного по каждой из ситуаций. Рисунки складываются и перемешиваются, потом предлагается определить, какие чувства испытывает автор рисунка. Возможно, кто-то из детей скажет, что одним чувством не обойтись, — это хороший повод обсудить, что человек может испытывать в один и тот же момент разные чувства. Предложите самим детям придумать ситуации и представить их как тему для рисования.

Вариант 2

Предложите детям готовые рисунки (сделанные вами или позаимствованные из книги) и попросите их повторить изображения этих эмоций. Этот вариант подходит не только детям, имеющим трудности выражения эмоций, но и подросткам, которые не любят рисуночные методы и не всегда комфортно себя чувствуют в такой ситуации. Если вы используете много рисунков, изображающих эмоциональные состояния, то вводите их постепенно. Например, первоначально ребенок оперирует 4–6 карточками, затем 8–10, потом — 12–16 и так до 30.

УРОВЕНЬ 2

Упражнение
«Я не хочу отвечать на вопрос...»

Комментарии для ведущего

Известный английский писатель Оскар Уайльд в одной из пьес сказал: «Не бывает нескромных вопросов, ответы бывают нескромными». Ребенок с опытом проживания в детском доме тушуется, когда попадает в неловкую ситуацию. Однако в новой семье (как и вообще при встрече с новыми людьми) могут возникнуть вопросы, которые поставят ребенка в неловкое положение.

Участники перечисляют вопросы, которые затрагивают неприятные темы: опыт, чувства, поведение и т.д. Можно отдельно поговорить и о том, что иногда мы не хотим отвечать на обычный вопрос, — он нас чем-то задевает. Покажите детям, что неудобные вопросы бывают в двух случаях: от незнания (человек даже не подозревает, что вопрос неудобен для вас) и от желания вмешаться в вашу жизнь (человек стремится проникнуть на ту территорию, которую вы считаете запретной для других).

Важнейшей задачей этого упражнения становится формирование у ребенка представления о личных границах — возможности иметь право на тайну, свою территорию и т.д.

Беседа с детьми

Часто при знакомстве с новыми людьми мы попадаем в ситуацию, когда нам задают неудобные вопросы. Такие вопросы не кажутся чем-то особенным тем, кто их задает, но они могут быть неприятны для нас. Можете ли вы привести примеры таких вопросов? Как вы думаете, как следует себя вести в такой ситуации?

Возможные варианты реакции на неудобные вопросы:

• не надо показывать, что это задевает;

• надо промолчать — сделать вид, что вопрос не услышан;

• можно ответить резко — «Не ваше дело», «Не лезьте ко мне»;

• сказать, что вам не хочется отвечать на вопрос;

• можно показать, что вопрос неприятен, — выразительно посмотреть, уйти из комнаты, убежать и т.д.

Рекомендации ведущему

Если участники занятия перечислят не все варианты возможного поведения, стоит дополнить их ответы и записать их на доске следующим образом:

После выписывания всех ответов спросите участников, какой ответ им кажется удачным? Что может произойти, если вы решите, что не надо показывать своего стеснения? Как вы будете себя чувствовать, если пересилите себя и ответите на неприятный вопрос?

Наиболее удачные ответы на неудобный вопрос:

• Я не хочу говорить об этом сейчас, может быть, позже.

• Я не готов ответить на такой вопрос.

• Я не готов к такому разговору.

• Мне нужно время, чтобы начать говорить на эту тему.

Возможно, дети не смогут в похожей ситуации повторить такие ответы, но они будут более уверенно чувствовать себя, зная, что имеют право на уход от ответа на вопрос.

В заключение упражнения вы можете объяснить, что какие-то темы по мере возникновения доверия между людьми становятся более доступными, а какие-то могут остаться «в тайне».

УРОВЕНЬ 3

Упражнение «Визитная карточка»

Рекомендации ведущему

Спросите участников, знают ли они, что такое визитная карточка. Скорее всего, какое-то представление об этом у них есть. Задайте вопрос: для чего люди тратят деньги на изготовление карточек, почему обмениваются ими при первой встрече? Можно принести на занятие образцы разных визитных карточек. Возможно, подростки скажут, что визитка — признак «понта», то есть один из способов произвести впечатление. Пусть они из тех визиток, которые вы принесете, выберут более и менее «понтовые». Когда будут выбраны менее «понтовые», попросите их подумать — зачем человеку такая скромная визитка. Важно, чтобы сами участники пришли к выводу, что визитка позволяет представить себя так, как вы хотели бы выглядеть в глазах других.

Далее вы переходите к основной части упражнения — раздайте каждому участнику лист формата А4. Пусть участники выделят углы листа так, чтобы получились квадраты со стороной около 4 см, а также нарисуют квадрат в центре размером 4 х 4 см.

В левом верхнем углу они должны написать, какое место им кажется самым лучшим на земле. В правом верхнем углу — какой способностью они гордятся. В левом нижнем углу — дату одного из самых счастливых дней жизни (можно заменить счастливый день на важный), а в правом нижнем — важное планируемое событие в жизни. В центре пишется имя режиссера, которому подросток поручил бы снять фильм о себе (если назвать имя трудно, можно указать название кинокартины, режиссер которого кажется подростку подходящей кандидатурой). На подготовку визитки отводится от 15 до 25 минут.

После этого визитки собираются и перемешиваются. Перед следующим этапом упражнения ведущий сообщает, что часто руководитель фирмы посылает на первое знакомство своего представителя, который и рассказывает о хозяине визитки. Именно этим и будут заниматься участники тренинга. Каждый из участников получает визитку кого-то другого и составляет рассказ об этом человеке. При этом задача рассказчика — дать самую позитивную информацию об авторе визитной карточки. Ведущий может предложить свою помощь, если в визитке что-то будет неясно или подростку будет трудно составить рассказ. Рассказ лучше всего начинать словами: «Я хочу рассказать вам об очень интересном (загадочном, одаренном) человеке…» По желанию автор визитки может дополнить рассказ, а может и остаться в тени.

Следует отметить, что дети любят рассказывать о себе на безопасной территории, а это упражнение относительно нейтрально.

Если качество рассказа о владельце визитной карточки оставляет желать лучшего, ведущему придется самому подключиться, стараясь по мере возможности активизировать интерес участников к рассказу.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
С РЕБЕНКОМ

На начальном этапе работы вам важно выяснить систему значимых других для ребенка — тех людей, мнением и отношением которых он дорожит или дорожил, под чьим влиянием находился в тот или иной период жизни. Для этого предложите ему вспомнить как можно больше знакомых. Пусть ребенок воспринимает это задание как соревнование: у кого перечень знакомых длиннее (взрослый может приготовить свой список заранее).

Попросите ребенка, используя цветные карандаши (примерно семь-восемь цветов), подобрать для каждого человека из списка самый подходящий по настроению цвет (один или два). Спросите ребенка, изменялось ли его отношение к этому человеку, есть ли в списке такие люди, которых он окрасил бы, например, два года назад по-другому. Попросите разъяснить, с чем это связано. Спросите, что может измениться в поведении человека и отношениях с ним, чтобы изменилась и цветовая гамма. Скорее всего, в такой форме ребенок расскажет о событиях, которые определили его отношение к тому или иному человеку. Пусть ребенок подберет цвет и для себя, а также для разных ситуации своей жизни, например хождения в гости, пребывания в школе, в спальне и т.д.

После этого попросите ребенка выбрать наиболее и наименее приятные для него цвета в данный момент. Проанализируйте, как ребенок окрашивает свой круг знакомств: есть ли абсолютно негативное отношение к кому-то, только позитивное, неоднозначное (присутствуют как позитивные, так и негативные цвета). Уделите внимание тому, какие группы цветов используются ребенком чаще всего. Попробуйте сделать вывод, с чем связано позитивное или негативное отношение ребенка к тем или иным людям. Вернитесь к этому упражнению в конце тренинга, пусть ребенок добавит в список других людей и попробует снова выбрать для них цвета. Сравните выбор и оценку ребенка в начале и конце занятий.

Вообще эта тема — взаимные оценки — часто весьма болезненна для детей. Необходимо научить ребенка понимать причины того или иного поведения другого человека. Намного легче сказать «он обидчивый», чем разобраться в том, почему человек обижается. Пусть ребенок вспомнит свои самые сильные обиды, горести, злость на других людей. А затем попробует от таких определений, как «он меня разозлил», «довел», перейти к объяснению поведения. Важно, чтобы ребенок рассказал как о своем поведении, так и о поведении того, кто стал причиной его негативной реакции.

Кроме того, что вы будете собирать с ребенком эмоциональный контекст его прошлого, вам важно получить более или менее объективную картину его прошлой жизни в семье. В зависимости от того, насколько ребенок в курсе своего прошлого, используйте разные методы сбора и хранения информации об истории жизни ребенка. Если ребенок попал в детский дом из семьи (например, родители лишены родительских прав), удобным способом хранения информации становится генограмма. Если история ребенка открыта, то вы можете попросить его вспомнить как можно больше людей, с которыми он встретился в жизни. А затем предложите ребенку построить схему «Я и мой мир».

Генограмма

Это экономный способ собрать всю информацию о семейном ресурсе в одной схеме. Чем раньше будет собрана информация о семейном ресурсе ребенка, тем эффективнее вы сможете распределить свои усилия в подготовке к передаче его в новую семью.

Правила составления генограммы

1. Члены семьи мужского пола обозначаются квадратом, женского — кругом. Возраст человека на момент заполнения генограммы пишется внутри фигуры. Умершие родственники обозначаются двойным контуром (квадрат в квадрате, круг в круге, с указанием внутри возраста, когда человек умер). Имя человека, его роль — мама, сестра, папа, бабушка, брат — в случае необходимости пишутся над фигурой или под стрелкой на полях.

2. Брачные связи обозначаются горизонтальной линией, развод обозначается двумя косыми чертами, которые перечеркивают линию брака и над которыми пишется год разрыва отношений.

3. Дети находятся уровнем ниже, чем родители, — от линии брака к ребенку идет стрелка. Братья и сестры обозначаются слева направо от самого старшего к младшему.

4. Если кто-то из членов семьи является опекуном или попечителем, то вы отмечаете связь между ним и подростком двусторонней стрелкой.

5. Тот, относительно кого строится генограмма, обводится жирным контуром.

6. Люди, проживающие вместе, обводятся единым контуром.

7. Если в семье есть те, кто пребывает в местах лишения свободы или был осужден, поставьте в их контуре восклицательный знак. Если есть те, кто когда-то был осужден или отбывал наказание, поставьте восклицательный знак и вопросительный. Также найдите обозначения для таких ситуаций, как бродяжничество родственников, наличие родственников, состоящих на учете в психоневрологическом диспансере, и т.д.

8. На генограмму можно наносить и отношения, которые сложились между членами семьи.

Вопросы для составления генограммы

В первую очередь просмотрите личное дело. Оттуда вы можете получить информацию о смерти родственников.

Начните строить схему и выберите из перечня вопросов те, на которые важно получить ответ.

Братья и сестры

Есть ли у тебя сестры и братья? Они старше тебя, младше? С кем они живут? С каких пор они живут отдельно от семьи? Есть ли у сестры (брата) своя семья? Расскажи о ней. Как много времени ты проводишь с семьей сестры (брата)? А как хотел бы? Чем занимается твоя сестра (брат)?

Бабушки и дедушки

Живы ли родители мамы (папы)? Где они живут? Как часто ты бывал у них? Как долго ты бывал у бабушки и дедушки? Чем там занимался? С кем, кроме них, общался, когда бывал там?

Другие родственники родителей

С кем из родственников мамы (папы) ты еще общался? Как часто? По какому поводу ты с ними общался? Есть ли у них семья? Расскажи о ней. С кем из этой семьи ты чаще общался, с кем реже? Как ты думаешь, чем они могут помочь тебе?

Схема «Я и мой мир»

В центре листа расположите ребенка (напишите его/ее имя). Вокруг расположите людей, которых он назвал. Попросите ребенка хотя бы примерно определить возраст, в котором он впервые встретился с каждым человеком, и как долго длились эти отношения. После этого предложите ему нарисовать стрелки от себя к каждому из этих людей: синим цветом — позитивные отношения, а красным — негативные. Ребенок может предложить свои варианты описания отношений с людьми. Аналогично предложите ребенку оценить отношение других людей к нему.

После завершения работы проанализируйте структуру отношений ребенка и окружающих. Существуют ли отношения равно негативные? Как много в окружении ребенка людей, к которым сам ребенок относится позитивно, и кто так же позитивно относится к ребенку? Присутствуют ли противоречивые отношения, когда ребенок относится позитивно, а к нему — нет, и наоборот?

Дополнение данных по семье

Можно предложить ребенку составить как можно более полный список родственников и членов семьи — как живых, так и умерших. В случае сомнения в достоверности сведений повторите процедуру составления генограммы через 3–4 недели. При обнаружении несоответствий с первой версией подумайте, о каких родственниках вам нужна информация, и напишите письмо, прямо обращенное к ним, или запрос по месту жительства этого человека.