ТЕМА «Я НЕ ТРУС, НО Я БОЮСЬ»
Эти упражнения позволяют
проработать тему страхов и опасений детей,
связанных с ближайшим будущим. Проговоренный
страх — наполовину преодоленный страх. На этом
утверждении и построена основная часть
упражнений. Кроме того, важно помочь детям
преодолеть запрет на обсуждение страхов. Как
показывает опыт, многие из них уверены, что
бояться стыдно, поэтому они не умеют работать со
своим страхом.
УРОВЕНЬ 1
Упражнение «Пугать и пугаться»
Попросите детей нарисовать очень страшную
картинку — такую, глядя на которую хочется
сказать: «Ужас какой!» Дайте каждому ребенку по
три фишки, и пусть после завершения рисования
дети выберут три картинки, которые покажутся им
самыми страшными, и положат на них фишки. Та
картинка, которая будет признана самой страшной
(соберет больше всего фишек), становится
предметом обсуждения. Попросите детей подумать,
можно ли сделать эту картинку еще страшней. Пусть
каждый предложит свой вариант усиления ее
устрашающей силы.
Потом попросите каждого сказать, что нужно
убрать из картинки, чтобы она перестала быть
страшной. Пусть дети постараются убирать как
можно меньше элементов картинки. Попросите детей
нарисовать самую страшную картинку без тех
деталей, которые делали ее самой страшной. На
следующем занятии можно раздать детям копии
страшной картинки и попросить внести изменения:
исключить самые страшные элементы. Спросите
после этого, что изменилось в картинке.
Это упражнение построено на известном многим
психологам феномене обесценивания страха.
Возможно, дети и не смогут перенести его в
отношения с семьей, но они получат подобный опыт.
Следует заострить внимание на умении ребенка
выражать свой страх. Перед рисованием можно
попросить детей показать сильный страх. В
какой-то момент попросите детей показать
избавление от страха. Проработайте изображение
страха и избавления от него в таких ситуациях,
как укол у врача (лечение зубов); рядом злая
собака; неожиданный крик.
УРОВЕНЬ 2
Упражнение «Пойми мой страх»
Это упражнение
построено на приеме псевдоотдаления ребенка от
проблемы страха. Участникам предлагаются якобы
результаты исследования таких же ребят с точки
зрения страхов и тревог. Исследование построено
на завершении предложений.
Участникам занятий раздаются карточки, на
которых с одной стороны написано предложение, с
другой — его продолжение. Предлагается
объяснить, что имели в виду их сверстники. Можно
разделить участников на небольшие группы по 2–4
человека, каждой группе дать по одной карточке.
Ребята должны найти как можно больше разных
объяснений каждой из фраз. Например, на одной
стороне карточки написано: «Мне страшно,
когда…», на другой: «…Я знакомлюсь с новыми
людьми». Объяснение: человек не уверен, как к нему
отнесутся в первый момент знакомства, или
человек не знает, как вести себя в новой ситуации.
Подчеркните значимость объяснения страхов — оно
позволяет найти проблему, которую решить гораздо
легче, чем просто преодолеть страх. Попросите
ребят подумать, как помочь человеку, который
теряется в новой обстановке, то есть помогите
участникам перейти от сосредоточенности на
страхе к пониманию его источников.
По ходу выполнения задания ребята
проговаривают ситуации, которые у них вызывают
наибольшие опасения. Таким образом вы получаете
доступ к той информации, которую, возможно, не
могли бы получить напрямую.
Карточка 1
Мне страшно, когда…
Я знакомлюсь с новыми людьми.
Другие следят за тем, что я делаю.
Мне задают вопрос и ждут ответа. |
Карточка 2
Я боюсь, если…
Не знаю, что обо мне думают другие.
Мне могут отказать.
Чувствую, что другой против меня.. |
Карточка 3
Я понимаю, что боюсь, когда…
У меня холодеют руки.
Мне дурно.
Кружится голова. |
Запишите высказывания ребят, а затем перейдите
ко второй части упражнения.
Цель этого этапа — показать допустимость
страхов и определить пути совладания с ними. Для
этого обсудите с ребятами вопрос о том, зачем
человеку нужно бояться, почему природа сделала
так, что люди испытывают страх. Затем спросите,
что может помочь справиться со страхом, кто может
помочь преодолеть страх, как это может произойти.
Обратите внимание детей на то, что скрывать страх
и преодолевать страх — разные пути поведения.
УРОВЕНЬ 3
«Страхи великих»
Подготовьте рассказ о страхах известных
актеров, певцов, используя материалы популярных
журналов. Подчеркните, что переживание страха не
связано с постоянным неуспехом и что даже очень
известные и успешные люди могут бояться.
Попросите подростков составить коллажи из
газетных и журнальных вырезок на тему страхов.
Для этого разделите участников по определенному
признаку (мальчики и девочки; ребята до 12 лет и
старше 12 лет). Пусть они подготовят
импровизированную газету, посвященную проблеме
страха. Затем сравните и обсудите продукты
коллективного творчества.
Существует такая идея, что в основе страха
лежит недоработка смысложизненных ориентаций, —
человек боится, потому что некое событие может
лишить его жизнь смысла (например, люди боятся
старости, потому что не хотят быть немощными,
непривлекательными для других и т.д., то есть
смысл видят в независимости или возможности
привлекать внимание других). С подростками можно
обсудить эту теорию и спросить их мнения
относительно того, почему люди боятся. Пусть они
попробуют выстроить цепочку «Из-за чего?..»,
например: «Боюсь не найти партнера — боюсь
остаться в одиночестве — опасаюсь, что свяжусь с
недостойным человеком, — боюсь оказаться никому
не нужным — боюсь, что другие меня не будут
любить».
ИНДИВИДУЛЬНАЯ РАБОТА
С РЕБЕНКОМ
Индивидуальное дополнение к данному
упражнению включает анализ истории страхов
ребенка. Перед специалистом стоят вопросы:
«Какие страхи одолевают ребенка?», «Когда они
начали складываться?», «Как ребенок справляется
с этими страхами?», «Каковы последствия этих
страхов?». Для специалиста важно понять, каков
источник формирования страха ребенка. Основным
для детей с опытом сиротства становится
сверхценность безопасности, когда человек
настолько поглощен идеей безопасной среды, что
предпочитает ничего не делать и не рисковать.
Такое преувеличенное отношение к безопасной
среде складывается в результате значительных
пробелов в развитии привязанности. Утрата
значимых людей, непоследовательность в
отношении к ребенку со стороны значимого
другого, непринятие со стороны значимых других
приводит к усилению ценности безопасности.
Дети-сироты больше, чем дети из семьи,
предрасположены к давлению среды («Тебе уже 7 лет,
а ты читаешь по складам!», «Как, ты никогда не был
в зоопарке?») и социальным искушениям («у всех
должны быть нормальные мама и папа», «чтобы тебя
любили, надо быть воспитанным» и т.д.). Поскольку
около этих детей часто не оказывается значимых
других, они легко воспринимают установки
ближайшего окружения и социальные стереотипы.
Естественно, что они боятся нарушить эти
установки или не соответствовать им. Именно этим
объясняется тот факт, что при переходе из более
жесткой среды, в которой было больше предписаний
и меньше простора для собственной активности, в
более мягкую ребенок может вести себя развязно,
пытаться взять на себя контроль за ситуацией.
Понаблюдайте за ребенком: какие страхи у него
проявляются? Сплошь и рядом при передаче в семью
дети боятся не соответствовать ожиданиям. Другой
распространенный страх — «меня не полюбят и не
примут». Часто принимающая семья оказывается в
замешательстве: с одной стороны, ребенок
старается быть «хорошим», с другой стороны, он
явно не чувствует себя раскованно. Страх не
соответствовать ожиданиям приводит к тому, что
ребенок стремится решить неразрешимую задачу —
контролировать свои эмоции, игнорировать
непосредственные реакции и т.д. Чувства ребенка
можно сравнить с вулканом — он долго копит
энергию, а затем бурно извергается. Что же делать
в такой момент? Как ни странно, радоваться — это
возможное начало преодоления страха.
В момент сильного эмоционального возбуждения
(плач, грусть, агрессия) надо показать ребенку
безусловное принятие:
• не давать оценки ни словом, ни взглядом;
• поддерживать телесный контакт (взять за руку,
обнять, погладить по плечу);
• дать проявиться всем эмоциям, не успокаивать
раньше времени (пусть выплачется, прокричится).
В любом случае большинство страхов ребенка
обусловлено тем, каким он себя видит и как он
понимает мнение других людей по его поводу. Для
проработки этой темы в индивидуальном режиме вы
можете предложить ребенку следующее упражнение.
Упражнение «Мое я»
Это упражнение было разработано в рамках
гуманистического подхода и направлено на
принятие себя и своего опыта без лишних слов и
размышлений.
Последовательно, не зная тему следующего
рисунка, ребенок делает три рисунка: «Я глазами
других», «Я такой, каким хотел бы быть», «Я какой
есть». Подчеркивайте, что в этом упражнении
качество неважно и что ребенок может отказаться
от работы.
Инструкция ребенку: «Нарисуй себя таким, каким
тебя видят другие». После окончания этого
рисунка задайте вопросы на уточнение, но не
настаивайте, если ребенок не захочет говорить. Вы
можете предложить ребенку изобразить свои мысли
без слов или свои чувства. После этого перейдите
ко второму рисунку: «Нарисуй себя таким, каким ты
хочешь быть». Пусть ребенок попробует
рассказать, что будет, если он станет таким, что
изменится, а что нет; мнение и отношение каких
людей к нему изменится, а каких нет; в каких
ситуациях ему будет легче, а в каких — труднее.
Заключительный рисунок: «Нарисуй себя таким,
какой ты есть».
Вопросы по ходу рисования
Относительно рисунка 1 («Я глазами
других»):
• Чьими глазами ты смотрел на себя, когда делал
рисунок?
• Как давно появился этот образ (сколько лет
тебя уже так видят)?
• Какие различия есть в том, как тебя видят
разные люди?
• Что бы ты хотел изменить в этом рисунке?
Относительно рисунка 2 («Я такой, каким
хотел бы быть»):
• Расскажи, когда ты станешь таким, как на
рисунке?
• Что тебе поможет стать таким?
• А что может помешать?
• Кто тебя станет одобрять, когда ты станешь
таким?
• А кто не изменит к тебе отношения?
Относительно рисунка 3 («Я — какой
есть»):
• Что тебя отличает от других людей?
• Что чувствует человек на этом рисунке?
• Как можно изменить рисунок, чтобы человеку
стало лучше?
• Чтобы человеку на рисунке 3 стало лучше, нужно
изменить рисунок 1 или 2?
После окончания рисования предложите ребенку
посмотреть на все три рисунка и ответить на такие
вопросы:
• Какие рисунки больше похожи между собой, а
какие меньше?
• Часто бывает так, что человек чего-то сильно
хочет, но когда достигает желаемого, то не
чувствует радости. С чем это связано?
• Чего хочется человеку на рисунках 1, 2, 3? Что
общего в их желаниях, а что различного?
Вы можете закончить это упражнение позитивно —
пусть ребенок похвалит себя за выполнение
трудного задания.
Анализируя рисунки, обратите внимание на то,
какие черты подчеркивает ребенок в каждом из
рисунков — элементы одежды, принадлежности
определенному полу и т.д.
Изучение рисунков направлено:
• на определение уровня принятия себя (по
степени различия между рисунками 2 и 3) — обратите
внимание на то, какими средствами ребенок
пользуется для описания идеала;
• определение вклада окружающих в идеал
(сравнение рисунков 1 и 2: скорее сходны,
противопоставлены, в чем-то схожи, а в чем-то нет);
• основа образа Я (анализ рисунка 3), с каким
рисунком схож рисунок 3 — с 1-м или 2-м (вижу себя
таким же, как другие, вижу себя как идеал). |