Тема «Я горюю»
Эти упражнения обращены к
вполне естественному и часто встречающемуся
чувству — горю, грусти, переживанию утраты. С
одной стороны, взрослые очень боятся детского
горя, потому что не знают, как к нему относиться,
как помочь ребенку. С другой стороны, дети
самостоятельно не могут найти адекватных
способов выражения горя.
У каждого человека есть своя история горестных
переживаний. Многие думают, что лучший способ
преодолеть горе — как можно быстрее позабыть
все. Но тяжелые воспоминания не отпускают так
легко, как хотелось бы. Как же можно справиться с
горем? В первую очередь, важно понять, из чего
состоит горе.
Горе — это в первую очередь потеря: человек
утрачивает что-то важное, основу безопасности,
доверия к другим. Поэтому важно научиться жить
без того, чего лишился. Часто говорят, что горе —
важный этап взросления. Однако не всегда человек
способен справиться с такой задачей, ему может не
хватать сил, поддержки.
Дети стесняются проявлять горе и грусть; если
их застают плачущими, они чувствуют себя еще
хуже. Дети стремятся казаться более веселыми и
спокойными, чем чувствуют себя на самом деле.
Если спрятанное горе наконец прорывается, его
проявление может напугать как ребенка, так и его
окружение.
Непринятие своей грусти идет рука об руку с
застенчивостью, зажатостью, стремлением
оправдать какие-то ужасные события жизни, но
обвинить себя.
8 ступенек усугубления утраты и превращения
этого переживания в основу деструктивного
поведения:
• Не разрешать себе показать свое горе,
пассивное переживание траура.
• Чувство вины: «Я виноват в том, что это
случилось, как это случилось».
• Фантазии: «Если бы я успел, все было бы
иначе…»
• Страх собственной смерти или инвалидности:
«Что с ними будет без меня?»
• Бессильная ярость в отношении умерших или
получивших инвалидность взрослых: «Как они могли
так поступить со мной?»
• Чувство безнадежности.
• Страх потери других близких.
• Отказ от доверия к себе.
Все эти доводы убеждают в необходимости
проработки переживаний, связанных с грустью и
горем.
УРОВЕНЬ 1
Упражнение
«Разный цвет горестных чувств»
Это упражнение уместно проводить после
просмотра и обсуждения мультфильма «Король-лев».
Предложите детям список следующих чувств: горе,
тоска, грусть, огорчение, печаль. Попросите их
объяснить, что общего в этих чувствах, а что их
отличает. Лучше, если дети приведут примеры. Если
они испытывают затруднения, предложите им
следующие ситуации:
• У человека умер очень близкий человек.
• Вы нашли потерявшуюся собаку, пригрели ее, а
потом пришел хозяин, чтобы забрать пса, к
которому вы привязались.
• Вас наказали за то, чего вы не делали.
• Из-за дождя расстроился поход в лес с
друзьями.
• Вы ждали звонка от друга, а он забыл
позвонить.
• Из-за случайности вы поссорились с очень
близким человеком.
Предложите детям использовать цветные
карандаши и выразить цветом различные оттенки
грустного настроения в указанных ситуациях.
Может случиться так, что цветовых вариантов для
обозначения настроения окажется больше, чем
слов. После рисования цветов грусти обратите
внимание, получилась ли у кого-нибудь светлая
грусть — когда грусть не обременяет, а
заставляет задуматься.
Можно предложить детям по очереди описывать
ситуацию, которую другие в это время будут
рисовать цветом. Ведущий должен записывать эти
ситуации, а дети — нумеровать рисунки. Потом
сравните рисунки разных участников к одной и той
же ситуации. Предложите детям отгадать, у кого
ситуация вызвала наиболее сильные чувства
(необязательно спрашивать, кто автор рисунка).
Задача ведущего в ходе такого варианта
проведения упражнения — быть максимально
открытым, доверчивым. Можно рекомендовать и
самому ведущему выполнять данное задание
наравне с детьми и показывать свою готовность не
скрывать опыт переживания грусти.
УРОВЕНЬ 2
Упражнение «Я горюю, когда...»
Попросите участников найти как можно больше
определений слову «горе», например: огромное,
долгое, неожиданное, всепоглощающее. Потом
«грусть»: тихая, глубокая, светлая, поэтическая.
Пусть участники попробуют определить, чем
отличается один вариант горя от другого,
приведут примеры.
Затем участники пишут варианты продолжения
каждой фразы на отдельных карточках:
• Я грущу, когда…
• Меня легко расстроить если…
• Когда человек тоскует, то…
• Горе — это когда…
Затем карточки перемешиваются, и дети
сравнивают ответы.
УРОВЕНЬ 3
Упражнение «Вижу, ты расстроен...»
Попросите детей рассказать, как они понимают,
что другой человек горюет. Какие признаки горя
более заметны, а какие менее? Возможно, дети
назовут не так много внешних проявлений горя:
слезы и плач, грустное выражение лица (опущенные
уголки рта, полузакрытые глаза), поза горюющего
(опущенные плечи, сгорбленная фигура). Попросите
их нарисовать или изобразить эти проявления.
Обязательно после такого упражнения предложите
детям изобразить другие чувства —
расслабленность, удовлетворенность и т.д.
В заключение обсудите, нужно ли скрывать от
семьи свое горестное настроение, как показать
горе так, чтобы другие могли помочь вам, как
рассказать о том, что вас угнетает. Может быть,
дети смогут придумать истории, которые бы
начинались словами: «Однажды я расстроился из-за
того, что…». Запишите за детьми эти рассказы, а
потом включите их в папки детей.
Предложите участникам вспомнить опыт
горестного настроения кого-то из друзей и
описать наилучший способ утешения человека.
Важно показать, что запрет на грусть и горе («Не
плачь, оно того не стоит», «У тебя столько дел, а
ты тут из-за пустяков расстраиваешься», «На твоем
месте я бы не переживал из-за ерунды») мешает
человеку успокоиться и выйти из состояния
грусти. Намного важнее набраться терпения и
узнать, что случилось, из-за чего человек
расстроен.
Часто мы не знаем, как начать разговор с
грустным человеком. Помогите детям придумать
вопрос, с которого можно начать разговор,
например: «Если хочешь, расскажи мне, что
произошло», «Мне кажется, ты чем-то расстроен».
Обсудите, как вести себя, когда не хочется
делиться своим горем или когда другой человек
отказывается говорить о своем настроении. Как
это ни странно, доверие между людьми возникает
тогда, когда человек понимает, что его не будут
принуждать открыть душу. Поэтому важно понять,
что у любого человека есть право не обсуждать
свои переживания.
В процессе индивидуальной работы вы можете
предложить ребенку ответить на вопросы:
«Расскажи, если хочешь о том, какие горести были у
тебя. С какими ты справился? А что беспокоит до
сих пор?»
Познакомьтесь с историей ребенка. Обратите
особое внимание на смерть родственников. Если
таких данных нет, попробуйте получить их,
построив вместе с ребенком генограмму. Задайте
вопрос: «Что ты знаешь о своих родственниках?»;
«Что ты знаешь (помнишь) о том, как попал сюда?»;
«Какие воспоминания остались о том, что было до
детского дома?». |