Тема «Учимся договариваться»
УРОВЕНЬ 1
Упражнение «Пойми меня...»
Это упражнение можно проводить в группе от 3 до 5
человек. Суть упражнения в развитии двух умений:
передавать другому человеку свой замысел и
понимать замысел другого без слов. Возможно, что
это упражнение пригодится для работы с ребенком
и членами принимающей семьи.
Каждый участник получает лист бумаги и один из
цветных карандашей (важно, чтобы все рисовали
разными цветами). Задание состоит в следующем:
каждый придумывает, что бы он хотел нарисовать.
После этого по команде ведущего все начинает
рисовать свой замысел, но через 10–20 секунд (по
усмотрению ведущего) рисунок прерывается и
передается соседу по кругу. Без слов и
комментариев другой продолжает рисунок, по
истечении того же отрезка времени рисунок
передается дальше по кругу и так до конца — пока
не дойдет до того, кто начал рисовать. Первый
автор имеет право что-то дорисовать, но нельзя
менять и зачеркивать уже сделанный рисунок.
После этого каждый сообщает, что он хотел
нарисовать и что из этого вышло.
Если первоначальный замысел сильно отличается
от того, что получилось, обсудите, что помешало
реализовать план: кто-то невнимательно посмотрел
на рисунок или замысел был обозначен неточно?
Важно, чтобы участники упражнения проговорили,
что уровень понимания замысла другого и умение
донести свою мысль до других тесно
взаимосвязаны. После пробного рисунка можно
повторить упражнение, усложнив правила игры:
ограничить участников определенной темой (живая
природа, неживая природа, дом); уменьшить время
рисования и т.д.
По ходу выполнения упражнения обсудите с
участниками и такие темы:
• в чем соблазн простых рисунков (легче
передать замысел, но получается, что легче
высказать примитивную мысль, чем что-то более
сложное);
• что чувствуешь, когда тебя не поняли;
• как нужно оформить свой замысел, чтобы другой
тебя понял;
• как нужно изучать рисунок другого, чтобы как
можно лучше его понять;
• кто несет ответственность за непонимание.
Основным выводом данного упражнения
становится принятие участниками обоюдной
ответственности общающихся людей за
взаимопонимание: часто те, кто хочет быть
понятым, считают, что другой их просто обязан
понимать, если любит и хочет помочь, но бывает и
так, что нужно постараться обеим сторонам.
УРОВЕНЬ 2
Упражнение
«Мне не хочется этого делать»
Любой человек не один раз сталкивался с
ситуацией, когда ему предлагают делать то, чего
он не хочет. В семейной жизни это случается очень
часто.
Ситуация 1. Вам предлагают помочь
приготовить обед (убраться в квартире). Вы
побаиваетесь, потому что не имеете нужного опыта.
Ситуация 2. Вам предлагают пойти в кино, но
вам не хочется смотреть этот фильм. Все члены
семьи хотят сделать это, кроме вас, и в то же время
вам не очень интересно оставаться в одиночестве.
Ситуация 3. Вам предлагают заняться каким-то
делом с тем членом семьи, с которым вы себя
чувствуете не очень уверенно. Вам бы хотелось
делать то же самое, но с другим человеком.
Как стоит повести себя в таких ситуациях?
Выслушайте варианты, предложенные детьми, а
потом попросите их ответить на вопрос: «Для чего
человек будет соглашаться делать то, что ему не
очень хочется?» Это упражнение помогает ребенку
научиться говорить о своем желании и управлять
своими желаниями.
Ситуация 1. Весьма частый случай, когда за
отказом ребенка стоит неуверенность в
собственных силах. Причем ребенок может уметь
делать что-то из того, что ему предлагают,
например чистить овощи, но боится не справиться с
приготовлением обеда. В этой ситуации ребенку
может помочь умение найти в неосвоенном навыке
какой-то знакомый элемент. Предложите детям из
следующего перечня дел выделить то, что они не
умеют делать. А потом пусть дети попробуют
определить, какую часть дела они могут сделать.
Перечень дел
Стирать (замочить белье, выполоскать, выжать,
развесить).
Чинить машину (закрутить гайку, собрать мусор,
подержать инструменты).
Приготовить салат (вымыть и порезать овощи,
потереть морковь, смешать овощи с маслом или
сметаной).
Убраться в комнате (вытереть пыль, подмести,
повесить одежду).
Ситуация 2. Выбор между разными интересами,
с таким выбором семейные люди сталкиваются
постоянно. Чтобы сделать выбор, важно понять, что
для вас важнее: сделать то, что интересно, или
быть вместе с другими.
Ситуация 3. Важно объяснить ребенку, как
попросить о взаимодействии и отказаться от
общения, не переходя на личности, говоря только о
своем настроении, например: «Мне хочется делать
это сейчас с …», «Давайте делать это вместе с …».
УРОВЕНЬ 3
Упражнение «Мы смотрим телевизор»
Бывает так, что в семье один человек хочет
смотреть одну программу, а другой — другую.
Предположим, что вы оказались в такой ситуации.
Ситуация 1. Кто-то из семьи смотрит фильм, а
вам очень хочется посмотреть футбольный матч,
который не будут повторять. Как попросить члена
семьи «уступить» вам телевизор?
Ситуация 2. Вы смотрите интересный фильм, а к
вам подходит другой член семьи и говорит: «Ты
знаешь, сейчас начнется футбольный матч. Я очень
хочу его посмотреть — можно переключить на
другой канал?»
Варианты проведения упражнения
Вариант 1. Разделите группу детей на две
части, пусть они независимо друг от друга ищут
разрешение первой ситуации — получится, что
участники как бы окажутся в одной и той же
ситуации, но с разных сторон.
Вариант 2. Разыграйте с детьми одну из
ситуаций, потом спросите у них, насколько важно
было встать на позицию другого и получилось ли
это у них. Независимо от ответов предложите детям
проверить свою способность видеть происходящее
глазами другого человека и дайте вторую
ситуацию.
Допустимые варианты поведения
• Найти компромисс — посмотреть повтор на
следующий день, записать программу на
видеомагнитофон, найти фильм в прокате и
посмотреть позже.
• Уступить — согласиться, но тогда не
расстраиваться, а занять себя другим приятным
делом.
• Настаивать — убеждать, что для вас это
важно, что вы можете уступить в другой раз, но
сейчас очень хотите посмотреть этот фильм.
• Найти вариант сотрудничества — попробовать
понять, почему эта программа так интересует
другого, сесть и посмотреть вместе.
• Уйти — найти себе другое занятие, даже если
надежда на просмотр желаемого потеряется.
Обсуждение вариантов поведения
Предложите детям обсудить два вопроса:
• К какому из пяти вариантов поведения
относится тот путь, который был выбран ими?
• Какие чувства будет испытывать человек,
придерживаясь того или иного варианта?
Важно, чтобы дети приняли каждый вариант как
подходящий в зависимости от ситуации и
собственных особенностей. |