Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Тема «Хочу и делаю»

Основная задача этих упражнений — прояснить желания ребенка и научить его говорить об этом. В семье его не один раз спросят о том, что бы он хотел делать: вместе или порознь, в выходной или на день рождения. Ребенок может испытывать затруднения, поскольку длительное время жил по режиму, определенному учреждением. Переход к принципиально иному типу организации времени может оказаться стрессом, смягчить этот стресс и призваны эти упражнения.

УРОВЕНЬ 1

Упражнение
«Рисуем на свободную тему»

Разделите детей на пары. Каждому дайте по 2–3 листа бумаги и карандаш — так, чтобы в одной паре дети рисовали разными цветами. Попросите согнуть листы пополам, по вертикали и горизонтали, а затем развернуть их. Каждый рисунок нужно поместить в одну из четвертинок. Задание: «Один из вас рисует на листочке соседа какую-то линию — неважно, какую. Другой делает то же самое. После этого вы продолжаете начало рисунка так, как вам захочется. Постарайтесь ничего не говорить. Когда вы закончите рисовать, обменяйтесь рисунками и обсудите, что получилось у каждого».

Напомните детям простое правило: перед тем как рисовать, продумайте, что вы хотите нарисовать, посмотрите на линию с разных сторон и представьте рисунок, который хотите сделать.

Хорошее подспорье для проведения этого упражнения с группой детей — предварительное проведение упражнения в паре взрослый—ребенок. Ведущий в ходе индивидуальных занятий с ребенком может раскрыть творческие способности ребенка. Для этого важно соблюдать несколько условий:

1. Показывать разные приемы использования линий, заданных партнером. Можно изменять направление рисунка, рисовать разную перспективу, используя линию как главный или второстепенный элемент своего рисунка.

2. Можно использовать разные сюжеты. Например, рисовать живое, если видите, что ребенок по преимуществу рисует предметы и неживую природу. Можно рисовать настоящую сюжетную картинку — например, из полукруга сделать меч и дорисовать схематически битву двух самураев.

3. Рисуйте детям линии разных конфигураций и в разных местах отведенного пространства. Используйте и такой прием, как рисование одной линии (например, черточки) в одной части листа, а другой (например, зигзага) — совсем в другой. Тогда ребенку придется продумывать весь план картинки.

4. Рисуйте несколько раз в качестве первоначальной закорючки одну и ту же линию, чтобы ребенок был вынужден искать разные сюжеты для продолжения одной и той же закорючки.

5. При отгадывании рисунка ребенка давайте допустимый, но необычный ответ. Например, если ребенок рисует кошку, вы можете добавить определение настроению кошки (озадаченная кошка, кошка, которая убежала от собаки). Ваше понимание рисунка не должно выходить за пределы того, что изобразил ребенок.

6. Рисуйте на необычные (возможно, неизвестные ребенку) темы. Например, незнакомых животных, необычные ситуации, фантастические виды транспорта. Пусть ребенок будет вынужден как можно больше рассказать о вашем рисунке. Расспрашивайте ребенка, что он видит на вашем рисунке.

7. Уделяйте внимание анализу рисунков ребенка — как он использует вашу линию, ломает ли ее, например перечеркивает, или ее не видно за рисунком, сделанным ребенком (это признак напряжения ребенка в общении с вами); как меняются сюжеты у ребенка, становятся ли они более разнообразными, не повторяется ли он, — повторы и однообразие могут отражать как проблемы интеллектуальной сферы, так и эмоциональное неблагополучие в момент рисования. Обратите внимание на рассогласование между описанием рисунка и самим рисунком — ребенок может давать необычное описание при абсолютно ординарном рисунке.

8. Подчеркивайте реальные успехи ребенка — пусть вам не нравится рисунок целиком, но, например, вы отмечаете необычный ракурс; или рисунок выполнен не очень тщательно, но интересная идея.

Упражнение «Могу или хочу?»

Цель: способствовать развитию умения различать желания и достижения.

Материал: доска, мел, бланки упражнения, листы бумаги.

Ход упражнения

Психолог рассказывает ученикам, что человек осуществляет самые разные действия. Они могут ему нравиться или не нравиться, получаться или не получаться. «А всегда ли то, что нравится, что интересно делать, хорошо получается?» Психолог просит детей привести примеры дел, которые интересны, но трудны. Потом психолог спрашивает: «А бывает ли так, что дело получается очень хорошо, но оно совсем неинтересно?» После ответов детей психолог чертит на доске схему.

Учащиеся зарисовывают схему или используют заранее расчерченный бланк. «По этой схеме, — сообщает психолог, — можно рассказать о разных действиях. В 1-й квадрат, — указывает рукой, — попадают дела, которые и получаются, и очень нравятся. А какие дела могут попасть во 2, 3, 4-й квадраты?» (Ответы учеников.)

Список разных дел и заданий

1. Убирать свою комнату (игрушки, парту).
2. Рисовать с натуры.
3. Рисовать что-то придуманное.
4. Подметать пол.
5. Мыть пол.
6. Мыть посуду.
7. Чистить овощи.
8. Громко отвечать на вопросы учителя.
9. Танцевать.
10. Драться.
11. Петь.
12. Играть на музыкальном инструменте.

А теперь внимательно посмотрите на список дел.

Посмотрите на дело под номером 1: убирать свою комнату (игрушки, парту).

• У кого получается это делать?

• В какой квадрат вы поместите это дело?

• А у кого не очень получается?

А теперь решите, получается или нет дело под номером 2, нравится вам это делать или нет?

Внимательно прочитайте все дела, в какой квадрат вы их разместите. Впишите в нужный квадрат номер умения.

Посмотрите, сколько дел попало в 1-й квадрат? Это самые интересные для вас дела — ведь они и получаются, и нравятся вам.

Сколько дел попало во 2-й квадрат? Это, скорее всего, такие дела, которые вы уже давно умеете делать, и поэтому делать их скучно.

Сколько дел попало в 3-й квадрат? Это дела и умения, которые вы очень хотите научиться делать, они сейчас для вас одни из самых важных.

Сколько дел попало в последний, 4-й квадрат? Чем меньше дел попало в этот квадрат, тем лучше человек относится к себе. Хорошо, если в этот квадрат попало не больше трех дел.

А теперь каждый назовите по одному или два дела, которые вам нравится делать и которые у вас получаются, но их не было в нашем списке.

Если детям затруднительно заполнять схему, указывая номера дел, умения могут быть напечатаны на отдельных карточках, которые выкладываются на схему.

Постарайтесь, чтобы дети переходили от «глобальных» дел, таких как приготовление пищи, к их составным частям, например почистить овощи, порезать картошку, накрыть на стол, следить за тестом и т.д. Это важно, поскольку ребенок научается выделять, что он в большом деле уже умеет, а что еще не очень хорошо получается.

Упражнение «Дела выходного дня»

Цель: расширить сферу самооценки учащихся.

Материал: доска, мел, листы бумаги (8 х 5 см) — по 7–8 на каждого ребенка.

Ход упражнения

«Все люди любят выходные дни и ждут их с нетерпением. Как вы думаете, почему?» Психолог выслушивает ответы детей и подчеркивает, что в выходные можно успеть сделать много разных дел, на которые не хватает времени в будни. «Вспомните, чем вы занимались в эти выходные? А чем вы собираетесь заняться в следующие выходные? А чем еще можно заняться в воскресенье?»

На доску кратко, но отчетливо выписываются некоторые ответы детей. Далее учащимся раздаются карточки, на каждой из которых ребенок пишет одно из дел выходного дня. Психолог просит написать необычные дела, которые не делаются каждый день.

Примерный список

Придумывать поздравления.
Подписать открытку.
Упаковать подарок.
Сходить в театр.
Сходить на экскурсию.
Приготовить что-то необычное.
Кататься на санках с крутой горки.
Кататься на лыжах или коньках.
Плавать.
Играть в настольный хоккей.

Всего ребенок должен сделать 2–3 такие карточки. Затем листочки собираются и смешиваются. Психолог может добавить заранее приготовленные карточки или вместе с детьми написать свои карточки. Ведущий в случайном порядке выбирает карточку и громко зачитывает ее содержание. Он просит поднять руки всех тех, кто хотел бы заняться таким делом в выходные. Из них затем поднимают руки те, кто считает, что сделает это дело очень хорошо. Выбираются те дела, которые нравятся большинству ребят. «Авторы» этих карточек объясняют, почему так здорово заниматься такими делами в выходные дни.

Упражнение «Хочу попробовать!»

Цель: способствовать оптимизации уровня притязаний, развитию взаимосвязи между повседневными делами детей и их планами на будущее.

Материал: список различных дел, листы бумаги.

Ход упражнения

Психолог говорит: «В жизни есть много дел, которые вам еще не приходилось делать. Например, водить машину, писать рассказы, рисовать масляными красками. Но, может быть, вам хотелось бы научиться это делать. Внимательно просмотрите список дел. Поставьте два плюса (++), если вам очень хотелось бы попробовать сделать это дело; один плюс (+), если хотелось бы; знак вопроса (?), если вы не хотите это делать».

Список дел

Придумывать компьютерные программы, игры.
Петь, танцевать, играть на сцене или в кино.
Вкусно готовить разные блюда.
Рисовать большие картины масляными красками.
Защищать зверей и птиц, неживую природу.
Водить машину, самолет, вертолет и т.д.
Сочинять стихи, рассказы, повести, романы.
Заниматься бизнесом, быть банкиром.
Сочинять музыку, песни.
Лечить людей, придумывать способы борьбы с болезнями.
Учить людей, помогать им советами.
Уметь чинить технику, электроприборы.
Шить красивую и удобную одежду.

В конце списка можно оставить пустые строчки, чтобы ребенок мог вписать интересные ему сферы деятельности.

После этого каждый ребенок выбирает одно, самое привлекательное для него дело и называет его. Психолог предлагает подумать, могут ли его сегодняшние дела как-то подготовить к выполнению этих «взрослых» дел? Очень важно задавать вопросы, наводящие на неожиданную взаимосвязь «взрослых» дел и повседневных занятий детей. Например: «Чтобы сочинять музыку, песни, нужно уметь внимательно слушать, различать самые незаметные изменения в звуках. А у вас получается внимательно слушать?» В заключение дети еще раз проставляют оценки привлекательности «взрослых» дел.

УРОВЕНЬ 2

Упражнение
«Мое любимое занятие»

Кто-то из участников загадывает любимое дело (говорит ведущему или кому-то из участников, который держит это в тайне до конца игры). Другие дети стремятся догадаться и для этого задают вопросы: «Этим можно заниматься с другими?», «Это можно делать только дома?», «Для этого нужно куда-то ехать?», «Для этого нужен альбом?» и другие. Взрослый может участвовать в отгадывании, особенно если надо показать детям, как правильно задавать вопросы.

Возможно, в ходе выполнения упражнения дети начнут спорить. Например, загадавший рисование скажет, что таким делом можно заниматься только в одиночестве, тогда как кто-то скажет, что можно рисовать всем вместе. Такие споры — хороший повод обсудить как можно больше дел, которые можно делать сообща. Спросите детей, как лучше делать это дело — вместе или одному.

Ведущий может спросить, какие вопросы помогли приблизиться к ответу. Помните, что важно научить детей получать информацию, только тогда они справятся с ситуацией, в которой им придется сообщать что-то о себе. Поэтому включайте такие вопросы, как: «Для этого нужно учиться?», «Это утомительное занятие?», «Это занятие тренирует мышцы?», «Этому занятию учат в школе?», «Это могут делать взрослые?» — то есть по мере возможностей расширяйте круг вопросов.

Ведущему следует уделять внимание и необычным загадкам, которые открывают человека с новой стороны.

В заключение предложите детям составить вопросы для того, чтобы поближе узнать об интересах другого человека. Вы можете предложить им сравнить открытые вопросы (на которые нельзя ответить «да» или «нет») и закрытые вопросы (на которые отвечают «да» или «нет»).

УРОВЕНЬ 3

Упражнение «Цепочка событий»
(модификация упражнения Ричарда Роуза)

Это упражнение направлено на развитие умения планировать свое время, а также на конкретизацию ожиданий ребенка от жизни в семье. Лучше всего, если это упражнение будет выполняться несколько раз — до передачи в семью и после этого.

Приготовьте лист бумаги, на котором нарисовано 15 квадратов и еще есть место для рисунков и записей. Предложите детям нарисовать символы дел, которыми они будут заниматься в семье в обычный день, начиная с пробуждения. Пусть они укажут время, в которое хотели бы делать эти действия. Пусть дети соединят стрелками те квадраты, которые тесно связаны между собой (например, почистил зубы — позавтракал). Если детям трудно выполнить это задание, они могут заполнить 15 ячеек делами сегодняшнего дня, начав с самого последнего дела, то есть выполнения упражнения, и дойдя до самого начала дня.

Предложите участникам это упражнение не один раз, используя следующие темы для рисования событий в жизни:

• Мой обычный рабочий день.

• Праздник.

• История полезных советов и помощи (участники должны вспомнить 15 самых важных событий, которые связаны с помощью, которую они получили).

• День, когда я опоздал (история дня, который начался с опоздания).

Вы можете предлагать разные темы для составления последовательности событий в зависимости от проблемы ребенка.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

В ходе индивидуальной работы попросите ребенка вспомнить 15 важных событий его жизни и выстроить их в цепочку во времени.