Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Тема «SOS — помогите мне»

Эти упражнения формируют способность просить о помощи, которая на самом деле складывается из многих умений:

• понять, что без помощи не обойтись;

• попросить именно о той помощи, которая нужна;

• поблагодарить за помощь;

• найти того, кто действительно может помочь;

• включиться в работу людей, которые оказывают помощь, не быть пассивным «принимателем» помощи.

УРОВНИ 1 и 2

Упражнение «Кто поможет и как»

Это упражнение может проводиться с детьми от 5 и до лет 10, главное — предложить ситуации, которые были бы интересны. Предложите детям рассмотреть следующие ситуации и ответить на вопросы: кто или что может помочь человеку; как просить о помощи?

Ситуация 1. Мальчик пишет домашнее сочинение и не знает написание слова. (Спросить у взрослых, у старшего брата или сестры, посмотреть словарь, позвонить знакомому.)

Ситуация 2. Девочка первый раз идет в магазин и не знает, в правильном ли направлении она идет. (Спросить у прохожих, вернуться домой и попросить проводить.)

Ситуация 3. Вы купили в магазине пачку творога, а когда открыли ее дома, оказалось, что продукт испорченный. (Вернуться в магазин и попросить продавца поменять товар.)

Ситуация 4. У вас болит живот и голова, но вам неудобно рассказать об этом, и вы надеетесь, что пройдет само. (Сказать кому-то из взрослых, позвонить «03», пойти в поликлинику.)

Ситуация 5. Вы поссорились с другом и не знаете, как помириться.

Ситуация 6. Вас обидели в школе, но многие считают, что вы сами в этом виноваты.

Пусть дети придумают свои ситуации и предложат их группе для решения.

УРОВЕНЬ 3

Упражнение «Многоликая помощь»

Подготовьте материал: набор карточек. На одних карточках написаны просьбы о помощи, а на других — варианты помощи. В ответ на одну и ту же просьбу даны два варианта помощи: один вариант — из роли сверстника, а другой — из роли взрослого.

Карточки-просьбы

1. Помоги мне перейти дорогу.
2. Помоги решить задачу.
3. Помоги вымыть посуду.
4. Пожалуйста, одолжи мне денег.
5. Помоги помириться с другом.
6. Будь добр, дай телефон твоего приятеля, с которым мы познакомились у тебя на дне рождения.

Карточки-ответы

1. Бабушка, давайте ваши сумки и держитесь за меня Я тороплюсь — попросите милиционера, он вот стоит.
2. Расскажи мне, как ты уже пытался решить задачу, будем думать вместе. Давай я решу, а ты перепишешь решение.
3. Оставь мне сковородку и кастрюлю, а тарелки помой сам. Давай я помою за тебя посуду, а ты уберешь мусор за младшими.
4. Давай я расскажу тебе, как ты можешь заработать деньги. Хорошо, но через неделю верни.
5. Расскажи, что произошло, из-за чего произошла ссора? Давай я с ним поговорю, скажу, как ты расстроен.
6. Я должен спросить его разрешение дать тебе телефон. И тогда обязательно дам. Давай я скажу ему, что ты хочешь с ним общаться, и дам твой телефон.

Разделите детей на две неравные группы — в первой должно быть в два раза меньше людей, чем во второй, — не сообщая им, как распределены запросы о помощи и ответы на них. Раздайте детям карточки, попросив не показывать друг другу их содержание. Те, кто получил карточки с просьбой, должны подумать над следующими вопросами:

• Кто может просить о помощи?

• Чего хочет просящий?

• К кому он может обращаться за помощью?

Те, кто получил карточки с вариантами помощи, должны подумать над вопросами:

• С какой просьбой к ним обратились?

• Из чьей роли была предложена помощь?

• Кто обратился за помощью (пол, возраст, характер)?

• Чего хочет человек? Важно ли это знать тому, кто оказывает помощь?

Суть упражнения состоит в том, чтобы ребенок увидел, как по-разному люди реагируют на просьбы и как важно определиться с тем, какой помощи хочется на самом деле.

После того как ребята изучат содержание своих карточек и ответы на вопросы, приступайте к обсуждению. Те, у кого карточки с просьбами, по очереди зачитывают свою просьбу и рассказывают, какую помощь могут получить и от кого. Те, у кого находятся соответствующие ответы, зачитывают один ответ, а потом второй. После этого вся группа решает, насколько просящий догадался об ответах и какой из ответов самый лучший (провоцируйте ребят на то, что лучшего ответа может и не быть, что среди ответов нет плохих — все зависит от ситуации).

Предложите участникам придумать похожие ситуации с одной просьбой и несколькими вариантами ответов.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Для последних тем тренинга вы можете использовать игры-драматизации. Предложите ребенку разыграть сценки из семейной жизни. Для этого вам не нужны куклы или специальные игрушки — достаточно наклеить на использованные спичечные коробки картинки с выражениями лиц и подписать роли, чтобы у ребенка был материал для драматизаций. Чем схематичнее будет изображение персонажей, тем быстрее проявится фантазия ребенка. Предложите ребенку посмотреть мини-сценку в вашем исполнении. Например, такую.

Участники: мама, старший мальчик (10 лет), младший мальчик (6 лет).

Вечер. Мама на кухне готовит ужин. Старший мальчик учит уроки и слушает. Младший играет в машинки. Все ждут папу. Младший прибегает на кухню и просит маму дать поесть. За ним тянется старший. Мама дает младшему печенье, а старшему говорит: «Ты же можешь потерпеть. Ты уже большой». Старший отвечает: «Младшему можно, а мне нет?!»

Пусть ребенок вначале определит, кто будет в его сцене. Для этого приготовьте карточки с обозначением ролей: мама, папа, дедушка, бабушка, старший мальчик, старшая девочка, младший мальчик, младшая девочка, близнецы.

Вы можете вначале ограничить количество участников 2–4 персонажами. После выбора персонажей ребенок выбирает игрушки, которые будут изображать героев. Затем он должен определить время действия: утро, день, ранний вечер, поздний вечер. Затем — место действия: кухня, коридор, комната, улица, магазин и т.д.

После этого ребенок придумывает, о чем будет сценка.