Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Работа с использованием мультфильма «Король-лев»

Рекомендации ведущему

Наши зарубежные коллеги уже давно используют художественные и анимационные фильмы для работы с детьми, пережившими утрату, нуждающимися в сексуальном просвещении, имеющими особые нужды и т.д. Предложенная схема работы основана на зарубежных мультфильмах, но подготовлена отечественными специалистами. Опора на зарубежные мультфильмы связана в первую очередь с их соответствием тем теориям и технологиям развития детей, которые активно используются в практике взаимодействия с детьми из детских домов. Часто при просмотре этих мультфильмов у профессионалов возникает ощущение, что среди консультантов фильма были профессиональные детские психологи.

Важнейшим условием эффективной работы с использованием фильмов является умение анализировать содержание сюжетных линий и поведения героев с точки зрения теорий поведения и развития. Мы включили аннотированное описание одного из самых популярных мультфильмов для лучшего понимания социально-психологической составляющей таких произведений. После описания каждой части приводятся вопросы для обсуждения с подростками и рекомендации по проведению таких дискуссий. Вопросы для обсуждения разделены на две группы: вопросы открытого обсуждения, которые требуют хорошего умения выражать свои мысли, и вопросы направленного обсуждения, которые помогут ребенку сформулировать свою точку зрения.

Такой прием, как совместный просмотр и обсуждение фильмов, позволяет возвращаться к важным темам не один раз. Например, к работе с чувствами. В то же время важно помнить, что эта форма работы дополняет, но не заменяет другие приемы и технологии подготовки к семейной жизни.

Комментарий к фильму

Мультфильм производит сильное впечатление. Главная его тема — поиски своего пути, своего места в круге жизни, предназначенном если не судьбой, то обязательствами. Понятие «круг жизни» (circle of life) звучит рефреном в заглавной песне к фильму. Отец главного героя дважды дает определение того, что такое круг жизни, — гармония, в которой все взаимосвязано. Фильм показывает, что у каждого есть возможность выбрать свой путь, что нет единственно правильного пути — положительные герои фильма живут по-разному, но есть осознанный выбор, основанный на соотнесении образа жизни и значимых для человека ценностей.

Мультфильм заставляет сопереживать героям. Многие дети в ходе просмотра идентифицируют себя с разными персонажами. Автор программы наблюдала, как ученики старших классов одной из школ давали своим товарищам прозвища в соответствии с именами героев фильма.

В направленное обсуждение могут быть включены дети разного возраста: от 8 до 14 лет. Поскольку тема фильма понятна, разновозрастный характер группы может стать ресурсом для освоения важных навыков независимой жизни. В этом мультфильме есть несколько важных для подготовки к семейной жизни тем.

Семья, ответственность
членов семьи друг за друга,
роль семьи в жизни общества

Муфаса практически повторяет слова И. Канта о том, что самое главное — это моральный закон в тебе и звезды над твоей головой. Весь фильм построен на противопоставлении героев, которые нашли себя в семье и круге жизни, и тех, кто не сумел или не захотел встроить себя в такие отношения. Это противопоставление выражено очень сильно в линии львов: Муфасы, Сараби, других членов прайда, — с одной стороны, и непутевого брата Муфасы Скара (Шрама) — с другой. Более слабо та же линия проходит в жизни главного героя, Симбы, который под тяжестью чувства вины уходит из прайда и живет коммуной с Пумбой и Тимоном, которые не признают семейной жизни, поскольку она чересчур сложна и не позволяет жить легко.

Когда Симба вырастает, он задается вопросом: «Что значит быть свободным?» Соотношение свободы и ответственности — тема взросления Симбы. У отца Симба спрашивает: разве быть королем — не значит делать все что хочешь? Муфаса говорит, что быть королем значит нечто большее. После смерти отца Симба оказывается в ситуации, когда понимает, что делать все что хочешь без особого вреда для окружающих, скорее всего, можно только тогда, когда ты — изгой. Собственно, эти две установки и составляют внутреннее противоречие, преодоление которого означает взросление главного героя.

Вопросы для обсуждения
с детьми и подростками

Уровень открытого обсуждения

В чем герои фильма видят смысл своей жизни?

Что для них оказывается самым важным?

Уровень направленного обсуждения

Кто из героев стремится к власти? (Симба и Скар). У них одно и то же стремление к власти или оно разное?

Кто из героев самым главным считает долг, обязательство перед другими?

Кто стремится к сытой жизни, полной довольства?

Хватает ли только этого стремления для достижения цели?

Кто ищет внутреннего покоя и понимания сути мира? Из чего вы сделали такой вывод?

Кто живет ради радостных переживаний и безмятежности?

Чем мироощущение Рафики отличается от мироощущения Пумбы и Тимона? А чем их отношение к жизни похоже?

Кто стремится к любви?

Кто считает самым главным помогать тем, кто оказался в беде?

Кто стремится к знанию?

В чем проблема гиен? Если бы вы были социальным работником или психологом, как им можно было бы помочь?

Комментарии

Вы можете предложить ребятам охарактеризовать направленность жизни всех основных героев до того, как зададите эти наводящие вопросы. Если почувствуете, что им трудно определиться с ответом, помогите, используя вопросы.

Отвечая на эти вопросы, подростки могут подчеркнуть, что есть герои с разными жизненными устремлениями (как Рафики или Симба), а есть такие, у которых четко определены ценности (как Сараби). Спросите у ребят, важно ли иметь несколько жизненных целей.

Уровень открытого обсуждения

Какой выбор делает Симба? Кто и что помогают ему сделать этот выбор?

Уровень направленного обсуждения

Между какими стилями жизни делает выбор Симба? Значит ли это, что какой-то из стилей жизни хуже или лучше другого?

Чувства и их выражение

Для многих детей с опытом сиротства существуют табу на такие чувства, как страх, гнев, горе. Мультфильм часто подчеркивает тему страха. Симба попадает в угрожающую ситуацию во многом из-за нежелания показать свой страх. Его фраза «Я смеюсь в лицо опасности» в заключительной части мультика возвращается к нему в поведении Налы, и здесь уже Симба показывает, что не стоит рисковать, когда в этом нет смысла.

После нападения гиен на Симбу Муфаса говорит сыну, что боится за него. Симба удивляется: «Разве короли боятся?» Муфаса находит удачные слова для объяснения своего страха.

Симба (почти плача, дрожащим голосом). Я лишь хотел быть храбрым, как ты.

Муфаса. Я храбр только когда это нужно. Симба... быть смелым не значит всюду искать неприятности.

Симба. Но ты же ничего не боишься.

Муфаса. Я боялся сегодня.

Симба (удивленно). Правда?

Муфаса. Да... (склоняясь к Симбе). Боялся, что потеряю тебя.

Линия дружеского и любовного поведения разных героев: Муфасы и Сураби, Симбы и Налы, Пумбы и Тимона — демонстрирует разные оттенки теплого и доверительного отношения, способов его выражения.

Вопросы для обсуждения
с детьми и подростками

Уровень открытого обсуждения

Кто из героев фильма и в какие моменты испытывает страх? Чем отличается страх разных героев? Как мы понимаем, что человек боится? Как это показывают герои фильма? Каким героям фильма страх помогает, а каким мешает?

Уровень направленного обсуждения

В каких ситуациях боится Симба?

Когда его страх становится самым сильным?

Чего боится Муфаса?

Как и чего боится Скар?

Чего боятся гиены?

Чего боятся Зазу и Пумба?

Кто из героев кажется вам самым бесстрашным?

Кто стремится спрятать свой страх?

К чему это приводит?

Уровень открытого обсуждения

Кто из героев к кому привязан?

На чем основана каждая из привязанностей?

Уровень направленного обсуждения

Чем отличается дружба Тимона и Пумбы от дружбы Муфасы и Рафики?

Чем похожи и чем отличаются отношения Муфасы и Сураби, Симбы и Налы?

Деструктивные чувства и манипуляции

На самом деле даже не самые взрослые дети открыты для понимания того, что такое манипуляция, коммуникация, направленная на достижение своих целей силами другого и окольными путями. Именно так и ведет себя Скар. Манипуляция возможна только тогда, когда манипулятор нащупывает слабое место своей жертвы. Обсудите со слушателями, как Скар нащупывает слабые места и каким образом использует их в своих целях.

Все манипуляции построены на тех или иных деструктивных чувствах. Когда погибает Муфаса, Симба переживает вину за смерть отца — это чувство искусно внушил ему Скар. Известно, что горе часто сопровождается переживанием чувства вины. Именно в эти моменты человеку нужна поддержка близких и специалистов.

Уровень открытого обсуждения

Кто из героев фильма манипулирует другими?

Почему эти другие поддаются на манипуляции?

Какова цена манипуляции для тех, кто манипулирует, и для тех, кем манипулируют?

Поясните на примере из мультфильма.

Уровень направленного обсуждения

Можно в сцене первого разговора Скара и Симбы выключить звук и предложить зрителям самим придумать текст за этих персонажей. Важно, чтобы подростки сами проговорили возможные варианты манипуляции.

Можно детально разобрать с ребятами сцену после смерти Муфасы, когда Скар внушает Симбе вину — он использует для этого такие приемы как привлечение мнения других людей, значимых для Симбы (например, его матери), он заставляет Симбу взять на себя ответственность за смерть отца и т.д.

Уровень открытого обсуждения

Чей юмор вам нравится, а чей нет? Почему? Как вы понимаете такое выражение — «черный юмор»? Как вы думаете, почему люди так ведут себя? Как это может помешать в семейной жизни?

Уровень направленного обсуждения

Предложите детям вспомнить как можно больше шуток разных героев и разделить их по признаку черного и здорового юмора.

Детско-родительские отношения

В мультфильме родительские функции относительно Симбы выполняют разные герои: как его родители-львы, так и Пумба с Тимоном.

Обсудите с детьми, как в одной и той же семье при одном и том же воспитании могли вырасти такие разные персонажи, как Муфаса и Скар.

Разработано при поддержке
Kidsave International