Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2005


КОНКУРС

Номинация «Новое в работе школьного психолога»

Эти свободные бабочки...

Занятие для первоклассников

Проведение занятия предусматривает участие взрослых. Мы привлекали, кроме учителя и психолога, воспитательницу и нянечку, но могут принять участие и другие педагоги, работающие в классе.

Необходимо подготовить: четыре больших листа бумаги (половина ватмана), принадлежности для рисования, лучше маркеры или фломастеры; бабочку из цветной бумаги для каждого участника; клей для выражения своего мнения; яркую ленту для связывания детей и учителя; часы с секундомером; конверт с письмом Самого Главного Волшебного Психолога; конверт с заданиями; нарисовать лист обратной связи (цветок, грибок, листок).

Статья опубликована при поддержке стоматологический клиники "PRIMED". Клиники сети "Стоматологический Центр Города" в Санкт-Петербурге предлагают Вам такие услуги как диагностика, лечение и удаление зубов, лечение дёсен, протезирование, имплантация, исправление прикуса, эстетическая стоматология и другие услуги. Высококвалифицированные специалисты, гарантия качества, безболезненное лечение, инновационное оборудование и современные материалы. Вы можете перейти на сайт прямо сейчас, чтобы узнать подробную информацию о клинике, предоставляемых услугах, цены и контакты.

Предварительная работа

Ведущий зачитывает детям письмо Самого Главного Волшебного Психолога.

Рано или поздно в волшебной психологической стране все становится известным. Так, в этот раз мне стало известно, что с 1 сентября 2004 года в школе № 297 появился новый первый класс — 1-й «Б», художественный. Задумался я: что за дети пришли в школу, которая мне давно знакома, какие они, что они могут и умеют? На эти вопросы мне, конечно, легко ответят и учительница детей, Наталья Петровна, и воспитательница, Наталья Владимировна. Много интересного мне может рассказать и нянечка, Чеслава Чеславовна.
Только вот больше всего мне хочется узнать, кто из этих детей добрый, кто внимательный, аккуратный, кто заботливый. Как же это узнать? И я решил тогда: предложу детям разные задания, а сам посмотрю, понаблюдаю за ними, смогут ли они справиться с моими просьбами.
Верю, что все захотят проверить себя, никто не откажет мне, и все вместе справятся с моими заданиями.

С уважением и любовью,
ваш Самый Главный Волшебный Психолог
Дядюшка Пси

Выясняем у детей, готовы ли они выполнить сложные и интересные задания Волшебника. (Имя Дядюшки Пси во избежание разного рода недоразумений рекомендуется написать, чтобы дети смогли его прочитать.)

Ход занятия

Расставляем мебель: составляем из парт четыре стола, ставим вокруг стулья, оставляем в середине свободное место. Все рассаживаются вокруг столов так, как хочется. Напоминаем детям о письме, говорим, что сам Дядюшка Пси не смог сегодня посетить занятие, но у нас есть подарок от него — Волшебная кисточка (маленькая игрушка из «киндер-сюрприза»), которая сообщит ему обо всем, что будет происходить на занятии. Показываем детям Волшебную кисточку, вместе выбираем место, откуда Кисточке будет хорошо видно все-все-все. Достаем лист с заданиями от Самого Главного Волшебного Психолога, читаем, что же он нас попросил сделать:

Предлагаю вам, мои дорогие, вот такие задания. Только помните, что для того, чтобы выполнить успешно все мои задания, необходимо доверять друг другу.

ЗАДАНИЯ ДЯДЮШКИ ПСИ

1. Встать всем в круг (взрослые равномерно распределяются между детьми). Держаться за руки. Нужно громко и четко назвать свое имя, все говорят по очереди.

Засечь время и выяснить, насколько быстро справились. Попробовать еще раз и еще быстрее.

2. Каждому ребенку показывают цветной маркер или карточку из цветной бумаги. Нужно запомнить свой цвет. Всего четыре цвета, например красный — синий — зеленый — желтый. Таким образом нужно разделиться на четыре группы,

Дети садятся на свои места вокруг столов: с «красными» будет работать учительница, с «синими» — воспитательница, с «зелеными» — нянечка, с «желтыми» — психолог.

3. Продолжение письма Волшебного Психолога:

Больше всего на свете я люблю бабочек. Мне нравится, когда они порхают вокруг, нежно трепеща своими разноцветными крылышками. Подарите мне, пожалуйста, свободных, волшебных, ярких бабочек.

Каждая группа получает большой лист бумаги, принадлежности для рисования (их можно заранее разложить на столах).

Перед выполнением задания предлагаем всем участникам взяться за руки в своих группах, закрыть глаза и почувствовать друг друга, почувствовать тепло дружеских рук. (Дети могут говорить, что даже становится горячо от ладошек товарищей и педагогов.) Открываем глаза:

Теперь вы стали одной командой и можете смело приниматься за работу.

Каждой группе детей предлагается нарисовать туловище, голову, усики и крылышки бабочки (только контуры). Задача взрослых — помогать, предлагать идеи, улаживать конфликты, следить, чтобы каждый внес вклад в рисунок (работа проводится в течение 5–7 минут).

Затем по команде ведущего группы меняются рисунками. Получив лист с контуром, дети раскрашивают бабочку (5–7 минут). Время выполнения задания можно увеличивать, ведущий должен следить за ходом работы.

Снова группы меняются листами, делают красивый фон вокруг бабочки: цветы, листья и др. (в течение 5–7 минут).

Обмен листами. Дети пишут на листах добрые пожелания — сами или с помощью взрослого (5–7 минут).

Последний обмен листами — исходный лист возвращается авторам. Смотрим, что добавилось, что понравилось больше всего, выставляя рисунки для всеобщего одобрения. Важно, чтобы каждый увидел что-то, что ему понравилось. Каждая группа по очереди говорит, что понравилось в рисунке больше всего.

Завершая этап рисования, говорим детям: «Эти волшебные бабочки помогут нам смотреть на все, что здесь происходит, волшебными глазами».

Просим детей подарить работы психологу, чтобы он мог передать их Дядюшке Пси.

4. Выходим в круг. Игра «Бабочки» (по аналогии с игрой «Молекулы»)

Все вы знаете, как могут красиво и легко порхать бабочки, иногда они собираются две-три и летают рядом. Представим себя бабочками, будем двигаться в любом направлении, как захочется. По сигналу ведущего собираемся в группы с определенным количеством человек, названным ведущим.

Игра проводится несколько раз. Последний раз командуем: «Все!» Собираем всех в одну большую группу.

Игра «Волшебная веревочка».

Пытаемся обвязать детей с помощью яркой ленты. А можем ли мы стать еще ближе друг к другу, укоротить веревочку? Пробуем еще один-два раза, стараемся каждый раз стать ближе друг к другу.

5. Предлагаем детям последнее, самое сложное задание. Нужно каждому взять стульчик и молча, не шумя и не разговаривая друг с другом, поставить стулья в круг и сесть.

Обратная связь

Еще раз вспомним, что происходило на занятии.

Каждый участник получает бабочку, вырезанную из бумаги. В центр круга кладется лист для обратной связи и клей. Все по очереди делают свой выбор: понравилось занятие или нет, было интересно или скучно. Чтобы сделать свой выбор, нужно выйти в середину круга и приклеить свою бабочку на цветок (понравилось, все было хорошо), грибок (так себе, но в общем неплохо) или листик (совсем не понравилось). Чтобы не обидеть детей, предлагаем, чтобы первой стала учительница, затем все по кругу, по порядку. Учитель может помогать детям намазывать клеем бабочек.

Благодарим всех за занятие, передаем еще одну просьбу Дядюшки Пси: ему хотелось бы увидеть всех, кто принимал участие в занятии, а потому нужно сделать общую фотографию. Усаживаем всех участников и фотографируемся.

Последний этап

Через несколько дней после занятия нужно принести детям письмо от Самого Главного Волшебного Психолога. Содержание письма зависит от того, как прошло занятие, что там мог увидеть Дядюшка Пси (от зоркого глаза Волшебной Кисточки не укрылось ничего). Это письмо будет служить детям напоминанием о том, какими хотел их увидеть Дядюшка Пси: терпеливыми, приветливыми, доверяющими друг другу, способными вместе делать одно большое дело.

Письмо, например, может быть таким:

Здравствуйте, дети!

Хочу поблагодарить вас за подарки, которые вы вместе со своими педагогами сделали для меня. И бабочки, и цветы, и трава получились на ваших рисунках как живые. Поэтому в Волшебной стране они сразу ожили и теперь радуют старого Дядюшку Пси.
Увидел я и вашу фотографию. С нее на меня смотрят веселые, добрые, озорные глаза. И я почувствовал, глядя на вас, что только у людей с большими и добрыми сердцами могут быть такие славные глаза.
Много рассказала мне моя Волшебная Кисточка, так что я словно сам побывал рядом с вами. Увидела моя Волшебная Кисточка во время волшебного испытания активных детей, которые сотрудничали друг с другом, помогали друг другу, предлагали интересные идеи, все вместе делали общее дело.
Огорчился я немного, узнав, что кое-кто ворчал и бурчал на своих товарищей, не хотел делиться фломастерами с одноклассниками и даже пытался показывать всем свои злючки и колючки. Огорчился я сначала, а потом подумал: а может, у этих детей было плохое настроение? Или кто-то обидел их с утра, и они носили в себе эту обиду? Им помочь надо, а не обижаться. А как помочь? Да ведь у них такие славные товарищи и педагоги самые лучшие, да и я буду приглядывать за всеми и узнавать, как у вас дела.
Так что вместе мы сможем научиться дружить и доверять друг другу.

Ваш Самый Главный Волшебный Психолог
Дядюшка Пси

Сообщаем также детям, что был послан конверт с обратным адресом: «Дядюшке Пси». Наверное, в этом конверте можно оставить записочки для Дядюшки Пси и получить ответы на интересующие вопросы. Предлагаем писать Дядюшке записки. (Естественно, что на все записки нужно будет ответить.)

Дополнительная информация
о Дядюшке Пси
и Волшебной Психологической Стране

Почему Дядюшку Пси так зовут?

Дядюшка Пси — самый главный Волшебный Психолог. Психолог и правитель Волшебной Психологической Страны. Когда-то давно все жители так и называли его.
Правитель был не Великим и Ужасным, а Мудрым и Справедливым. Любой мог обратиться к нему за помощью, поддержкой или утешением. Любили также жители Волшебной Страны поделиться с Мудрым Волшебным Психологом и своей радостью. А он в свою очередь всегда был вместе с жителями: и в печали, и в радости. Самый Главный Волшебный Психолог был дорог каждому, кто жил в Волшебной Психологической Стране.
Прошло время, Самый Главный Волшебный Психолог стал более солидным, но он сохранил свою доброту, уважение и внимание к жителям страны. Он относился к ним как славный добрый дядюшка, хотя мог и пожурить слегка за проделки. Поэтому со временем его все так и стали называть: Дядюшка Психолог. А еще через много-много лет это имя стало еще короче. С тех пор Самого Главного Волшебного Психолога все называют просто Дядюшка Пси.
Поэтому, наверное, на фамильном гербе любого уважающего себя психолога красуется греческая буква с таким же именем «ПСИ» — символом психологической науки.

Из летописи Волшебной Страны

Почему Дядюшка Пси любит бабочек (очень правдивая история)

Дядюшка Пси — мудрый и справедливый правитель Волшебной Психологической Страны. Удивительная это страна. Совершенно поражают ее жители. Есть среди них Хорошее и Плохое Настроение, разнообразные Мысли и Фантазии, семейка Эмоций: Радость, Грусть, Страх, Обида и другие.
Каждая наша даже самая маленькая мысль поселяется в Волшебной Психологической стране. Каждая наша улыбка становится в ней солнечным зайчиком, а слезинки превращаются в капельки росы и сверкают на солнце, как бриллианты.
Поэтому неуловима и волшебна психологическая Страна. Она изменяется каждое мгновение с нашей помощью и в то же время остается неизменной.
Но больше всего в Волшебной Психологической Стране любят бабочек, которые радуют всех жителей своей легкостью, красотой, воздушностью и нежностью. И это не случайно. Эти свободные и легкие бабочки могут оживить все, что им захочется, потому что эти бабочки — бессмертные души.
В окружающем нас мире все может ожить, даже то, что кажется нам абсолютно безжизненным. И в маленькой песчинке, и в могучем дереве, и в легком облачке может поселиться душа — и тогда все они оживают. Бабочка-душа сама выбирает, где она поселится и как долго она проживет там.
И иногда, никто не знает почему, бабочка-душа вдруг улетает. А немного позднее, погостив в Волшебной Психологической Стране, выбирает она себе новое пристанище, оживляя что-то или кого-то вокруг нас. И никто не знает, когда теплым летним днем мы видим с вами легко порхающую с цветка на цветок бабочку, может, это бессмертная душа ищет себе новое пристанище?
Когда вы все вместе рисовали бабочек, каждый вложил в рисунок немного своей души. Поэтому они и ожили в Волшебной Психологической Стране. И теперь в мире появились новые бессмертные души, светлые и чистые.

Можно использовать занятие при работе в малых группах по 4 человека, тогда каждый будет выполнять часть работы индивидуально, а в конце работы у каждого будет рисунок-подарок.

Ольга МЕШКОВСКАЯ,
педагог-психолог средней школы № 207,
г. Минск, Республика Беларусь