Номинация
«Моя профессиональная победа»
ДОРОГУ ОСИЛИТ
ИДУЩИЙ
Профессиональная победа
психолога всегда тесно связана с личностной
победой клиента над своими слабостями,
заблуждениями, страхами. Поэтому у каждой моей
профессиональной победы есть соавторы, которые
поверили мне и доверили свой внутренний мир.
И всегда, когда они выходят победителями из тех
сложных жизненных ситуаций, в которых оказались,
я радуюсь за них от всей души, потому что, как вы
знаете, самая тяжелая работа — это работа над
собой. А эти люди действительно трудились и
менялись, иногда кардинально.
Я занимаюсь как индивидуальным, так и семейным
консультированием. При индивидуальном
консультировании работаю с различными тревогами
и страхами клиентов. Помогаю им обрести
уверенность в себе, обучаю навыкам самопомощи и
общения с другими, осознанию и принятию себя,
обретению своей целостности, личностному росту.
В силу специфики моей работы (кроме работы в
центре, я являюсь еще и членом Комиссии по делам
несовершеннолетних), мне приходится часто
сталкиваться с семьями, основные проблемы
которых — побеги детей из дома, пропуски ими
занятий в школе, воровство.
И здесь (по возможности, конечно) я предпочитаю
работать не с одним ребенком, а с семьей. Ведь
известно, что проблемные дети — это результат
психологической неграмотности родителей, их
неумения общаться друг с другом, неверного
воспитания и обучения детей, непонимания их. Если
есть возможность работать с семьей, то
положительный результат достигается быстрее. В
процессе консультирования родители и дети
обучаются самому главному — умению слышать,
понимать и принимать друг друга.
Но не всегда родители хотят заниматься собой
ради благополучия детей и семьи в целом. И здесь
психологу приходится сложнее. Но мы можем помочь
и таким детям.
Именно о работе с подростком из
неблагополучной семьи я и хочу рассказать.
В ноябре 2004 года ко мне обратились с просьбой
помочь девочке 14 лет (назовем ее Аня), у которой
большие проблемы в семье, связанные с родителями.
Мать девочки психически больна, не ухаживает ни
за собой, ни за детьми, не работает, не имеет
группу инвалидности (так как отказывается пройти
обследование) и не получает никакого денежного
пособия. Отец работает, но при этом пьет каждый
день. В семье, кроме Ани, есть старший брат —
учащийся городского училища.
Все, что имеют мать и двое детей, — это
небольшие алименты отца, назначенные ему
решением суда, и стипендия брата. Родители
постоянно ругаются, оскорбляют детей и друг
друга. Брат или молчит, или срывает злость на Ане.
Первая консультация
Девочка пришла в возбужденном состоянии.
Говорила быстро, эмоционально.
Основная жалоба была на то, что ее часто
посещают мысли о смерти, о самоубийстве. Также
Аня сказала, что испытывает страх и
подавленность.
В ходе консультации выяснилось, что причиной
появления этих мыслей служит частое повторение
ее мамой слов: «Я повешусь», «Я его убью» (в адрес
отца). Девочка жаловалась на свою большую
внушаемость, говорила, что переживает за
родителей: «Грустно, когда папа и мама
ругаются». В течение всей консультации Аня
повторяла: «Я не хочу этих мыслей. Я жить хочу».
Хочу отметить, что в своей работе я применяю
методы психоанализа, РЭТ, гештальта, но больше
всего люблю использовать apт-терапию: проективное
рисование, сочинение историй и сказок, техники
активного воображения и направленной
визуализации. Я активно работаю с образами и
символами, а также применяю
психотерапевтический метод работы с ощущениями
или метод соматопсихотерапии (он хорошо описан в
книге А. Ермошина «Вещи в теле»). В основном в этом
ключе мы с Аней и работали.
После того как Аня рассказала о себе, я
попросила ее нарисовать рисунок семьи. Девочка
нарисовала своих родных в следующей
последовательности: мама, папа, брат, она, что
сразу показало, на каком месте по значимости в
семье она себя чувствует.
Как известно, первая консультация является
диагностической, поэтому я собрала необходимую
для дальнейшей работы информацию и, наблюдая
напряженное и немного взвинченное состояние
девочки, обучила ее приемам эмоциональной
разрядки (работа с дыханием) и методу мышечной
релаксации путем напряжения и расслабления мышц
тела.
Далее я попросила Аню нарисовать произвольный
рисунок и спросила, с кем она себя ассоциирует.
Ответ был: с цветком. Используя метод
направленной визуализации, я провела с Аней
упражнение, где она почувствовала себя цветком,
который получает соки из земли и набирается сил.
Настроение у девочки улучшилось, она стала
спокойнее.
Консультация подошла к завершению, и я дала Ане
следующее задание на дом (хочу отметить, что
обычно в конце консультации я даю клиентам
домашнее задание):
1. Нарисовать любой рисунок.
2. Выполнять приемы эмоциональной разрядки и
мышечной релаксации.
3. Работать с мыслями: отделить свои мысли от
мыслей матери (т.е. прояснять для себя, какая
мысль принадлежит ей, а какая — маме). Чужие —
мысленно возвращать их хозяину.
4. Повторять позитивные утверждения. Например:
«Я это я. Я хочу и буду жить в любви и радости».
5. Вырабатывать навыки самоодобрения. Например:
«Я — молодец. У меня все получится. Я достойна
счастливой жизни и любви. Я уверена в себе. Я могу
любить и получать любовь».
6. Работать с ресурсным состоянием, т.е.
повторять упражнение с цветком.
Вторая консультация
Предварительно узнав у Ани, как ее
настроение и как прошла неделя, я спросила о
домашнем задании.
В этот раз Аня принесла рисунок, где главной
героиней была сгорбленная старушка, с палочкой. И
хотя на рисунке есть горы (цели) и дорога вперед,
старушка, по словам Ани, хочет вернуться назад,
сесть на скамеечку и отдохнуть. Аня сказала, что
старушка очень устала, а это, как известно,
свидетельствует о большой физической и
психологической усталости самой девочки.
Действительно, в ходе консультации выяснилось,
что все заботы по дому Аня взяла на себя. Она
ходит в магазин, готовит на всю семью, убирает,
платит за коммунальные услуги. А еще Аня учится в
школе и переживает, что на уроки у нее остается
очень мало времени. Девочка по-прежнему
переживает за родителей, очень хочет им помочь.
На этой консультации я решила поработать с
осознанием Ани своего места и значения в семье и
места и значения других ее членов, научить
девочку чувствовать себя отдельно от них. Так как
на уровне сознания Аня очень сильно была
погружена в свою домашнюю обстановку, я решила
поработать с ее подсознанием, используя техники
проективного рисования и сочинения историй.
Задание, которое я дала Ане, было следующим:
изобразить членов своей семьи в виде животных и
рассказать, что они делают, чем занимаются. В
результате первым был нарисован папа и изображен
волком, второй — мама в виде медведицы, третьим
был изображен брат в виде страуса, спрятавшего
голову в песок. Себя Аня нарисовала четвертой в
виде крыски.
Придуманная ею история звучала так: «Главная
в семье — медведица, волк сам по себе, он бежит в
свою норку. Страус — это запутавшийся зверь, а
крыска — просто запуганная. Она наблюдает за
происходящим и не знает, кому помочь, но очень
хочет это сделать».
После увиденного рисунка и услышанной истории
я поняла, что необходимо помочь Ане не только
почувствовать себя личностью, отдельной от
родителей, но и помочь ей ощутить свою
значимость, задуматься о своей дальнейшей жизни.
Далее между нами произошел следующий диалог (во
всех диалогах я буду обозначать себя буквой «П»
— психолог).
П. Что надо крыске, чтобы почувствовать
себя главной?
А. Поговорить со страусом. Ей страшно, она
хочет помочь остальным, разобраться, что
происходит.
П. Давай развернем крыску в другую сторону.
Что-нибудь изменится?
Аня рисует на рисунке другую крыску,
направленную в противоположную сторону, и
отвечает: «Тогда она будет жить своей жизнью, у
нее появится что-то новое, например своя норка, в
которой будет красиво. Страус посмотрит на нее и
подумает: маленькая мышка (обратите внимание —
уже не крыска) смогла, и я смогу. Он поднимет
голову, станет есть цветы. А волк и медведица
пошумят, а потом утихомирятся. Никто не будет
обращать на них внимания. Мышка будет заниматься
своими делами».
Я хочу развить эту мысль и прошу Аню нарисовать
еще один рисунок, где было бы видно, чем мышка
будет заниматься.
Девочка рисует новый рисунок, на котором мышка
изображается уже стоящей на двух ногах, в
красивой одежде, и рассказывает: «Мышка может
побежать в гости, погулять, к ней тоже будут
ходить гости. Она станет работать нянечкой,
заниматься с маленькими мышками».
В конце консультации я попросила Аню
самостоятельно сделать выводы из рассказанной
ею сказочной истории.
Вот что она ответила:
«Я поняла: у меня своя жизнь и свое будущее.
Не надо пытаться помогать родителям, если они
этого не хотят, чтобы мне потом не было плохо.
Надо больше держаться за брата, поддерживать с
ним отношения.
И еще: мне надо менять мысли».
Домашнее задание, которое я задала Ане на
следующую неделю, было таким:
1. Почувствовать себя личностью, отдельной от
родителей. То есть быть собой, жить своей жизнью и
разрешить им жить своей, быть такими, какие они
есть, так как это их выбор, даже если он ими не
осознается.
2. Продолжать выполнять в случае необходимости
приемы эмоциональной разрядки и мышечной
релаксации.
3. Попробовать разные модели поведения с
членами своей семьи. Если кто-то будет говорить
обидные вещи, сказать: «Мне это слушать
неприятно». Если будут помогать, сказать:
«Спасибо за поддержку. Я тебя люблю».
4. Если самой захочется помочь кому-то, сначала
спросить у него: «Тебе нужна моя помощь?» И
разрешить другому человеку принимать ее или нет.
5. Развивать и дальше навыки самоодобрения и
самовосстановления (т.е. продолжать работать с
ресурсным состоянием).
Третья консультация
Прежде чем приступить к работе, я, как
всегда, попросила Аню рассказать о том, как
прошла неделя и как она чувствует себя сейчас.
Она ответила: «Сейчас лучше. Плохие мысли
стали появляться гораздо реже. Они исчезают.
Когда они появлялись, я говорила: я буду
счастлива, все будет хорошо».
Я предложила Ане поменять будущее время на
настоящее и сказать: «Я счастлива. У меня все
хорошо».
Аня произнесла эти фразы и ответила, что так
чувствует больше уверенности в себе.
Приступая к дальнейшей работе, я предложила
девочке нарисовать рисунок семьи, где все ее
члены снова будут изображены символически.
На этот раз Аня выбрала кухонную тематику и
нарисовала всех в следующем порядке, с такими
комментариями:
1. Папа — это стул. Он всегда бормочет.
2. Мама — чайник, всегда закипевший. Он всех
ошпаривает.
3. Брат — стол. Он безразличный.
4. Я — тарелка, которая стоит на столе одна, с
краю.
Я задала Ане вопрос: «А что хочет тарелка?».
Девочка ответила: «Она хочет стоять посреди
стола, и чтобы в нее положили много всего
вкусного».
Я предлагаю ей изобразить то, что она хочет. И
Аня выполняет новый рисунок. При этом она впервые
изменила последовательность изображения членов
своей семьи.
Первым был нарисован стол, покрытый красивой
скатертью.
Второй — тарелка, стоящая посередине стола,
полная фруктов.
Далее по обе стороны от тарелки были нарисованы
кружки. Оказалось, они были на кухне.
При дальнейшем обсуждении рисунка выяснилось,
что в виде кружек были символически изображены
мать и брат Аниной мамы. Оказалось, что бабушка и
дядя — это те люди, от которых девочка всегда
может получить поддержку и помощь. «Они дают
мне любовь. И я их люблю», — сказала Аня.
Четвертым был нарисован чайник, стоящий на
тумбочке, отдельно от всех. «Его кипяток
понадобится, если кто-то захочет попить горячий
чай», — заметила Аня.
И, наконец, пятой была изображена табуретка,
стоящая около стола.
Разница между двумя рисунками этой
консультации очевидна. Первый выполнен тонкой
линией, в одном цвете, а второй — насыщенный,
яркий, красочный.
«Какие выводы ты можешь сделать из этой
консультации?» — как всегда, задала я вопрос
девочке.
Аня ответила: «Все получилось, потому что
тарелочка попросила стол: «Давай сделаем
праздник, позовем чашечки». Значит, я должна
предлагать что-то брату, бабушке, дяде. Скоро
Новый год. Хочу сделать праздник. Приглашу всех».
И добавила: «Как хорошо. У меня после ваших
консультаций с каждым разом все больше
поднимается настроение».
Итак, на этой консультации Аня увидела
перспективу в своих отношениях с родными,
приняла свою инициативность и настроилась на
позитивное будущее.
Четвертая консультация
В начале консультации Аня отметила улучшение
взаимоотношений с братом — «Он мой друг».
Затем сказала, что перестала бояться ехать к
бабушке в деревню.
Я уточнила: «Почему ты боялась ездить к
бабушке?»
Ответ Ани показал ее проблему с новой стороны: «Я
думала, что должна сделать то, о чем мама говорит,
— покончить с собой». Потом девочка добавила:
«Боюсь, чтобы у меня не было, как у мамы: невроза,
зацикливания, преувеличения событий».
Я снова напомнила Ане об осознании себя и мамы
отдельными личностями и сказала:
«Мама и ты — разные люди. Скажи, чем ты
отличаешься от нее?»
Аня подумала и произнесла: «Мама верит
каждому сну, все преувеличивает. Если ее задели,
говорит — избили. А я люблю веселиться и
радоваться».
Так обозначилась основная тема для работы на
этой консультации — работа со страхом.
Я попросила Аню нарисовать свой страх. Она
изобразила веревку и произнесла: «Ой, страшно».
Далее между нами произошел следующий диалог.
П. Где она?
А. В сарае.
П. Что это за веревка?
А. Мой дедушка (мамин папа) там
повесился.
П. Перекрести веревку. (Интуитивно я
почувствовала необходимость в этом.)
А. Страшно. Перекрестила. Веревка исчезла.
Снова страшно.
П. Нарисуй новый страх. Где он?
А. Здесь (указывает на область
солнечного сплетения).
П. Что надо сделать, чтобы его не стало?
А. Надо набрать воздух, раздавить его на
мелкие кусочки и выдохнуть.
П. Сделай это. Что ты сейчас чувствуешь?
А. Стало свободнее. Страха почти нет. Но он
приходит, когда есть плохие мысли.
П. Плохие мысли собери в мешок. И — что
дальше хочешь сделать?
А. Завязываю мешок плотно и с большой скалы
выкидываю. Легко. Я бабочка. Что-то злое рядом, но
я улетаю.
П. Сейчас ты человек. Что в месте солнечного
сплетения? Представь, что там солнышко.
А. Там солнышко и синие полоски. Согревает и
дает успокоение. Я спокойна.
Аня рисует свое новое состояние: сферической
формы желтый цветок.
На этот раз домашнее задание было следующим:
1. Продолжать выполнять, в случае необходимости,
приемы эмоциональной разрядки и мышечной
релаксации.
2. Выполнять упражнение «с солнышком» на
самовосстановление.
Пятая консультация
Эту встречу можно назвать переломной.
Наконец-то я увидела реальные результаты наших
занятий. Аня сказала, что она уже привыкла быть у
себя дома по вечерам (раньше все время хотелось
уйти к друзьям, что она и делала). Ей стало
нравиться находиться в своей комнате. Мыслей о
смерти стало гораздо меньше. Но самое главное,
Аня стала действовать.
Во-первых, состояние их семьи рассматривалось
на заседании комиссии по делам
несовершеннолетних, где встал вопрос о
необходимости осмотра матери врачами, о лишении
отца родительских прав и назначении брата Ани ее
опекуном со всеми вытекающими отсюда
последствиями, то есть улучшением материального
и морального положения девочки и ее брата.
Во-вторых, когда отец Ани в очередной раз
устроил дома скандал, оскорблял девочку и
угрожал ей, Аня вызвала милицию. Брат поддержал
ее и дал показания.
— Какое у тебя чувство к себе? — спросила я.
— Я себя люблю, — ответила Аня и добавила: —
Но я так устала, будто всю жизнь прожила.
Соседка говорит: «Один в поле не воин. Беги к
бабушке». Может, и правда убежать? Но я город
люблю и в деревне жить не смогу.
Мне стало ясно, что основной темой этой
консультации станет рассмотрение таких важных
для каждого человека вопросов, как чувство
одиночества и уверенность в себе.
Между нами произошел следующий диалог.
П. Аня, ты стала сильнее. Поздравляю тебя. А
теперь давай подумаем, ты действительно одинока
или есть люди, которые тебя поддерживают? Скажи,
кто тебя поддерживает?
А. Я сама; вы даете мне силы; пятеро друзей;
трое знакомых взрослых; дядя мой; комиссия по
делам несовершеннолетних; учительница начальных
классов, которая до сих пор мной интересуется;
социальный педагог школы; бывшая классная.
П. Видишь, как много людей? Значит, ты не
одна. А когда у тебя появляются негативные мысли?
А. Они появляются, когда напрягает семейная
обстановка.
Мы продолжаем диалог, работая с телесными
ощущениями.
П. Где у тебя в теле находятся любовь к
себе и уважение к себе?
А. Половина тела — это любовь. Она красного
цвета. Вторая половина тела — это уважение. Оно
голубого цвета.
П. Что ты сейчас чувствуешь?
А. Спокойствие.
П. Представь, что родители «давят» на тебя.
Какого цвета давление?
А. Темное и бежевое.
П. Распространи любовь и уважение за свои
границы. Расширь их. Что происходит?
А. Мой цвет покрыл их. Они скукожились и
смотрят исподлобья, испуганно.
Переходя от бессознательного к сознательному,
я спросила:
— Теперь ты знаешь, что делать?
— Да. Любить и уважать себя. Быть собой, —
ответила Аня.
В конце консультации девочка сказала:
— Сегодня впервые за полгода я почувствовала
спокойствие.
Домашнее задание осталось прежним. К нему лишь
добавилось выполнение упражнения на ощущение
внутри себя чувства уважения и любви.
Шестая консультация
В начале консультации Аня рассказала, что
научилась пользоваться методами
самовосстановления и научила им свою подругу, у
которой тоже есть сложности в отношениях с
родителями.
— Видишь, из любой ситуации есть выход, —
сказала я.
— Да, я это уже поняла, — ответила Аня и
улыбнулась.
Меня этот ответ очень порадовал.
— Над чем будем сегодня работать? — спросила я.
— Родители все еще напрягают, — заметила
девочка.
Выдвигая версию работы на этой консультации, я
уточнила, чувствует ли сейчас Аня к себе любовь и
уважение?
— Да, чувствую, — сказала она.
И тогда я решила поработать с ее чувством
внутренней силы.
Между нами возник следующий диалог.
П. У тебя есть сила. Какого она цвета?
А. Коричневая, как дерево.
П. Нарисуй ее.
Аня рисует пенек с опавшими листьями.
П. Тебе нравится?
А. Да.
Я понимаю, что срезанный пенек не может быть
показателем внутренней силы и предлагаю Ане
другой вариант.
П. А если нарисовать целое дерево? Что
будет?
Аня рисует и говорит:
— Это мне нравится еще больше.
Немного подумав, она произносит:
— А можно еще лучше дерево нарисовать — с
плодами (cм.
с. 26–27).
И она с удовольствием рисует третье дерево.
П. Что чувствуешь сейчас?
А. Радость.
На этом шестая консультация была закончена.
Домашнее задание осталось прежним. К нему лишь
добавилось выполнение упражнения на ощущение
внутри себя личной силы.
Седьмая консультация
Начали мы ее с подведения итогов нашей работы.
Аня, немного подумав, рассказала:
— Раньше у меня в голове была «каша». Сейчас все
проблемы расставлены по полочкам, теперь их надо
только разрешать. Во многом мне стало легче. К
своей комнате привыкла на сто процентов, дверь в
ней разрисовала красками — нарисовала цветочки.
Спокойно моюсь в ванной, уже нет «плохих» мыслей.
А еще я недавно выиграла конкурс, который
объявила одна республиканская газета. Я написала
о себе: что люблю, чем увлекаюсь, послала свои
стихи. На конкурс пришло более 500 тысяч писем, а
приз выиграла я.
Я была очень рада это услышать и, конечно, от
всей души поздравила девочку. А затем спросила,
что сейчас с ее страхом?
— Еще боюсь всего, что связано со смертью. В
этом вопросе мне лучше пока только на семьдесят
процентов, — ответила Аня.
Я поняла, что сегодня мы снова будем работать с
ее внутренним страхом.
Хочу заметить, что я очень люблю притчи и
сказки. Причем сказки не только читаю, но и пишу
сама. (В издательстве «Речь» недавно вышла моя
книга «Сказка в тренинге: коррекция, развитие,
личностный рост».)
При необходимости я привожу сказки и притчи на
своих консультациях.
И сейчас я рассказала Ане следующую притчу.
Существует старинная народная притча о демоне
пустыни. Если путник долго идет по дороге, перед
ним может возникнуть крохотный вихрь, в центре
которого будет просматриваться маленький
чертик. Как только путник обратит на него
внимание, чертик станет расти, надуваться,
пыжиться, пока не превратится в огромного до
небес злобного демона, который занесет над
путником свою ногу, чтобы раздавить его.
Тогда, гласит притча, у путника остается только
одно спасение. Следует скорчить презрительную
мину и посмотреть на него сверху вниз — и демон
тут же начнет уменьшаться в размерах, оставаясь
ниже линии взгляда. И когда он снова превратится
в маленького чертика у ваших ног, можно смело
раздавить его.
Затем я провела с Аней упражнение, используя
метод направленной визуализации. Условно я
назвала бы его «Лицом к лицу со своим страхом».
Вот наш диалог.
П. Представь себе, что ты сейчас
находишься в лесу, а перед тобой течет ручеек. Ты
переходишь через него и оказываешься в своем
внутреннем пространстве. Там ходят разные
существа, и одно из них может стать твоим
проводником в этом мире. Попроси его провести
тебя к Хозяину страхов. Ты его видишь?
А. Да. Он большой, а я маленькая.
П. Спроси его, что он хочет?
А. Он хочет, чтобы он был королем, а я — его
подданной, маленькой и забитой.
П. Скажи ему: «Я сильная. Я управляю собой, а
не ты мной».
А. Сказала. Сейчас мы стали наравне.
П. Скажи: «Я сильнее тебя».
А. Он стал совсем маленький.
П. Что ты хочешь сделать с ним? (Хочу
отметить, что здесь у меня были сомнения в
определении дальнейшего пути работы со страхом.
Что лучше — предложить Ане выбросить его из
своего внутреннего мира или трансформировать в
помощника? Поэтому я решила дать инициативу в
разрешении внутреннего конфликта самой девочке.)
А. Я хочу изменить его: сделать собачкой,
чтобы он защищал меня от плохого, что может
прийти. Я ему скажу: «Я буду тебя кормить, а ты
можешь стать моим другом».
Но тут девочка с удивлением и страхом сказала:
— Я его погладила, а он кусается.
Мне стало ясно, что страх надо убрать из
внутреннего пространства Ани и предложила
выгнать его.
А. Выгнала. Стало легче. Впечатление такое,
что из груди действительно что-то хочет убежать.
(Как видите, ощущения перешли в тело).
П. Что ты видишь?
А. Это ящерица. Она хвостом держится за
что-то в груди и не открепляется.
П. Открепи руками ее хвост и выкинь ящерицу.
А. Сделала. Получилось. Сейчас у меня там
розы, их много, очень красивые цветы, все
искрится. Есть шипы — они меня защищают. Они
добрые для меня. Мне приятно.
П. Очень хорошо, возвращайся из своего
внутреннего пространства в кабинет.
В конце консультации я спросила Аню, как она
сейчас себя чувствует, и услышала в ответ:
— Сейчас я обычный человек, который живет. О
том, что было, и думать не хочется. Мне сейчас
хорошо на сто процентов.
На этой консультации мы еще поговорили о
родителях Ани и ее личных планах на будущее. На
сегодняшний день семья взята на учет как
неблагополучная. Дело о лишении отца Ани
родительских прав передано в суд. Также суд
обяжет мать пройти медицинский осмотр, где ей
назначат группу инвалидности. Брат будет
оформлять опекунство. Конечно же, Ане предстоят
еще хлопоты, но она уже знает, что и как ей надо
сейчас делать.
Восьмая консультация
На этой консультации я попросила Аню назвать
результаты, которых она достигла за период
консультирования. Аня обозначила их так:
1. Я уже привыкла к домашней обстановке. Я
поняла: мама и папа — отдельные люди, я тоже
отдельна от них.
2. Раньше было много страхов: боялась вечеров,
ездить в лифте — боялась в нем застрять,
опасалась находиться на пятом этаже у подруги.
Сейчас ничего этого нет. Если появлялся страх, я
его уменьшала, как в притче, и давила чертика.
Понимаю, что нужно время, но можно сказать, что
страхи прошли.
3. Мне нравится быть в моей комнате.
4. Нравится общаться с людьми. У меня все хорошо
с друзьями. Сейчас мне говорят очень много
комплиментов. Многие завидуют моему характеру.
Говорят: «Ты — сильная».
5. После школы хочу поступить в театральный
институт, поэтому сейчас хожу один раз в неделю
на курсы актерского мастерства. Записалась на
хороший вокал. Педагог занимается со мной
индивидуально и бесплатно два-три раза в неделю.
А вообще, если я чего-то сильно хочу, я
добиваюсь.
6. Однажды дома мне стало страшно. Я подошла к
маме и попросила: «Обними меня, пожалуйста». Она
обняла, я успокоилась, мне стало хорошо.
— Но, — добавила девочка, — я чувствую
очень большую усталость и переживаю за
предстоящий суд.
Очевидно, что Аня научилась находить выход из
сложных жизненных ситуации. А работа, которую нам
предстоит сделать в ближайшем будущем, — это
научить ее грамотно планировать свое время (Аня
очень загружена и от этого также испытывает
чувство хронической усталости), находить время
для отдыха и доработать умение справляться со
стрессовыми ситуациями.
В конце консультации у нас состоялся еще один
интересный разговор. Я спросила у Ани: не будет ли
она против, если я пошлю на конкурс результаты
работы с нею. Аня подумала, согласилась и
спросила:
— Если вы будете участвовать в конкурсе, вы
выиграете и вам что-то подарят?
— Ну, если жюри решит, что моя работа этого
достойна, — ответила я.
— Что значит «если»? — спросила девочка. —
Надо верить в себя, я же выиграла. (Это она о
победе в республиканском конкурсе.)
Как вы понимаете, уважаемая редакция, здесь мне
нечего было добавить. Но я поняла одно: это
действительно моя профессиональная победа.
Анализ случая
Основная цель, которую я ставила в процессе
консультирования, заключалась в том, чтобы
научить девочку методам самопомощи, выработать у
нее личную силу и уверенность в себе. Важным я
считала и обучение Ани методам самопознания и
самовыражения.
Как известно, процесс саморазвития личности в
значительной степени облегчается при
установлении зрелого баланса между
бессознательным и сознательным «Я». Поэтому я
применяла техники арт-терапии: активное
воображение, проективное рисование; работала с
символами и образами, ощущениями в теле. С
помощью этих методов клиентка смогла найти
собственные ресурсы, скрытые в бессознательном,
и применить их в реальной, сознательной жизни.
Работа в данном направлении предоставила
клиентке практически неограниченные
возможности для самопознания, самовыражения и
самореализации, а это, как известно, способствует
утверждению собственного «Я». В процессе
консультирования клиентка научилась лучше
понимать себя, смогла установить конструктивные
отношения со значимыми другими (братом, дядей,
бабушкой, сверстниками), стала более уверенной в
себе, более организованной. На третьей
консультации Аня сказала мне: «Видите, я уже не
опаздываю». И действительно, с тех пор она ни разу
не опоздала.
В процессе консультирования в символической
форме было произведено реконструирование
конфликтных травмирующих ситуаций, испытываемых
Аней, и через переструктурирование этих ситуаций
было найдено их разрешение на основе креативных
способностей девочки.
Техники, применяемые во время консультаций,
позволили клиентке дать выход своим внутренним
конфликтам: одновременное присутствие мыслей о
самоубийстве и желание жить; столкновение между
жалостью, заботой о родителях и подавляемой
агрессией по отношению к ним. Применяемые
техники помогли клиентке интерпретировать свои
вытесненные переживания, способствовали
развитию у нее способности осознавать свои
чувства и ощущения. Она обучилась развитию
познавательных и созидательных навыков,
выражению позитивных мыслей и установок,
повысила самооценку.
В результате девочка научилась:
1. Находить внутренние ресурсы для
самоподдержки и самовосстановления.
2. Выработала позитивное мышление.
3. Приобрела уверенность в себе.
4. Научилась пользоваться навыками
конструктивного общения.
5. Научилась получать поддержку извне.
6. Стала более организованна.
7. Начала действовать.
Думаю, что еще несколько консультаций у нас с
Аней будет, но сейчас это будут консультации
поддерживающего типа, так как она уже перешла от
тревожных мыслей к уверенным действиям. А дел у
нее действительно много.
Ну что же, дорогу осилит идущий.
И я еще раз хочу отметить, что в изменении и
улучшении жизни Ани активное участие принимала
не только я — психолог центра, но и различные
службы района: социальный педагог школы,
Комиссия по делам несовершеннолетних, районо —
руководитель сектора по охране детства,
участковый милиционер.
Этот пример показывает, что совместные
действия профессионалов способны оказать
существенную помощь человеку, оказавшемуся в
критической ситуации. Главное, чтобы не было в
нашем деле равнодушных и случайных людей.
Ирина СТИШЕНОК,
психолог
Центра социального
обслуживания населения,
г. Гомель,
Республика Беларусь
|