Номинация
«Психологические игры и игрушки»
ВОЛШЕБНЫЕ КОЛПАЧКИ
Развивающие игры
Недостаточность
сформированности пространственных
представлений, как показывают исследования,
напрямую влияет на уровень интеллектуального
развития ребенка, феноменологически проявляется
в нарушениях графической деятельности, в
трудностях овладения чтением, письмом,
математическими операциями.
Диагностика детей дошкольного и младшего
школьного возраста выявила недостаточную
сформированность пространственного мышления,
что напрямую связано с недоразвитием глазомера,
пространственного восприятия и мелкой моторики.
Трудности в пространственной ориентировке на
листе бумаги становятся гигантскими при
обучении ребенка в первом классе.
Опираясь на труды отечественных психологов, мы
разработали серию занятий на развитие:
— пространственной ориентировки на листе
бумаги;
— пространственного восприятия;
— пространственного мышления;
— мелкой моторики;
— зрительной и слуховой памяти;
— процессов внимания;
— самоконтроля за деятельностью.
Данная методика может быть использована в
работе с детьми старшего дошкольного и младшего
школьного возраста.
Предназначена для психологов, воспитателей,
учителей, а также родителей.
Задачи программы
1. Формирование социальной адаптации ребенка к
обучению в первом классе.
2. Развитие пространственной ориентировки на
листе бумаги.
3. Формирование пространственных отношений с
помощью слов и словосочетаний: направо, налево,
через, за, над, под, вверх, вниз и т.д.
4. Развитие глазомера и мелкой моторики.
5. Развитие зрительного восприятия.
6. Развитие зрительного внимания.
7. Развитие слуховой и зрительной памяти,
8. Развитие пространственного восприятия и
мышления.
9. Формирование навыков контроля и самоконтроля
при выполнении заданий по схемам.
Материалы и оборудование
1. Разноцветные пластмассовые крышки от
пластиковых бутылок (в середине каждой
просверлено отверстие).
2. Прозрачные коробки для хранения крышечек
(отдельно для каждого цвета).
3. Цветные шнурки.
4. Картонные карточки с планом-схемой.
5. Карточки с заданиями для выкладывания
ковриков и нанизывания бус.
6. Карточки с использованием слов, обозначающих
пространственные отношения.
7. Индивидуальные карточки на каждого ребенка
(из двух полосок, с полем из 9 квадратов, с полем из
16 квадратов).
Условия проведения
Программа предусматривает занятия с детьми 6–9
лет по подгруппам из 4–6 человек, общей
продолжительностью 20–30 минут. Весь курс
рассчитан на 20 занятий в течение года.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Занятие 1.
«Оригинальные цветные бусы»
Цели: знакомство с материалами,
образцами, карточками; формирование устойчивого
интереса к работе с новым материалом;
формирование позитивных эмоций от
результата деятельности.
Материал: цветные крышки;
прозрачные коробки; цветные шнурки; планы-схемы.
Краткое описание занятия
1. Нанизываем бусы, разные по цвету (на белый
шнурок — белые крышки, на черный шнурок — черные
крышки и т.д.).
2. На шнурок собираем крышки двух цветов: а)
коричневые — голубые, б) белые — черные, в)
зеленые — желтые, г) красные — белые, д) синие —
зеленые, е) желтые — красные.
Примечание: каждому ребенку
дается одна из схем, дети чередуют цвета.
Занятие 2.
Дидактическая игра «Слышит ли рука ухо?»
Цели: научить детей пользоваться
планом-схемой; знакомство с карточками и
полосками; закрепление знаний детей о
пространственных отношениях (справа, слева, над,
под...); учить детей согласовывать свою
деятельность с речевым образцом взрослого;
поддержание устойчивого интереса к игре.
Материал: двойные полоски на
каждого ребенка, карточки с образцами, коробки с
колпачками разных цветов, карточки с 16
квадратами, план-схема.
Краткое описание занятия
1. Дети выкладывают колпачки на нижней полоске
двойной карточки по плану-схеме (красные —
зеленые, красные — зеленые и т.д.). Проговаривают
свои действия: слева от зеленого — красный,
справа от красного — зеленый; или зеленый после
красного, перед зеленым — красный.
Примечание. Для каждого ребенка
своя схема цветов. На верхней полоске дети
выкладывают колпачки по словесной инструкции.
2. Работа с карточками из 16 квадратов:
а) выкладываем каждую из четырех строчек
квадрата колпачками своего цвета по схемам: 1)
белая — красная — черная — синяя, 2) голубая —
коричневая — зеленая — оранжевая, 3) зеленая —
желтая — коричневая — черная, 4) красная —
оранжевая — желтая — коричневая, 5) синяя —
голубая — оранжевая — желтая, 6) черная —
коричневая — белая — голубая. Для каждого
ребенка — своя схема.
б) Выкладываем пробки на карточке столбиками
сверху вниз по аналогичным схемам.
Занятие 3.
«Разноцветные бусы»
Цели: продолжать знакомить детей с
планом-схемой; учить выкладывать бусы по образцу;
учить выкладывать бусы с использованием
речевого образца; упражнять детей в нанизывании
бус без использования зрительного образца.
Краткое описание занятия
1. Обратить внимание детей на расположение
цвета на плане-схеме. Учить описывать
расположение крышек разного цвета на образце*.
2. Детям дается образец на 10 секунд (на 20 секунд
для дошкольников), затем убирается, и дети
собирают бусы с опорой на зрительную память. Для
каждого ребенка — свой образец. После выполнения
дети сверяют задание с образцом.
Занятие 4.
«Красивый орнамент»
Цели: формирование устойчивого
зрительного восприятия; тренировка
пространственного мышления; обучение контролю
за своей деятельностью; упражнение в собирании
бус по определенной речевой схеме (чередование:
два-три колпачка + вкрапление заданного цвета).
Материал: план-схема, карточки с
речевыми образцами (две желтых + одна красная, две
зеленых + одна красная, две синих + одна красная,
две белых + одна красная и т.д.), цветные крышки и
цветные шнурки.
Краткое описание занятия
1. Дети собирают бусы, где цвет выбирают сами.
2. Дети собирают бусы по предложенным
планам-схемам. Например: два красных — один
белый, два желтых — один белый, два зеленых —
один белый, два голубых — один белый.
Занятие 5.
Игра «Сороконожка»
Цели: учить детей действовать
строго по образцу и словесной инструкции (каждая
вторая — синяя, каждая пятая — красная и т.д.);
учить детей распределять и концентрировать
внимание при обязательном выполнении
инструкции; продолжать формировать у детей
самоконтроль в процессе выполнения задания;
воспитывать в детях самостоятельность.
Материал: речевая инструкция,
схема-образец.
Краткое описание занятия
Цвет крышек дети выбирают сами, но каждая
вторая крышка синяя, а каждая пятая — красная.
Схема выполнения предлагается каждому ребенку.
Занятие 6.
«Собери бусы»
Цели: учить детей собирать бусы
по речевому образцу; закреплять умение детей
собирать бусы с опорой на зрительную память;
продолжать развивать пространственное
восприятие ребенка; формировать зрительное
внимание в целенаправленной деятельности с
образцом.
Материал: образцы разнообразных
бус по количеству детей; планы-схемы по
количеству детей; цветные колпачки и шнурки.
Краткое описание занятия
Дети рассматривают планы-схемы (в большом
количестве), стараются найти логическую
закономерность, выбирают одну из них и собирают
по ней бусы.
1-й вариант: 5 разных цветов, повторяющихся
поочередно.
2-й вариант: 6 цветов (четыре — разных, два
одинаковых).
3-й вариант: 7 цветов (четыре — разных; три —
повтор).
Занятие 7.
«Найди ошибку»
Цели: учить детей внимательно
сравнивать результат с образцом; закреплять
умение пользоваться планом-схемой; тренировать
пространственное восприятие; развивать
зрительную память.
Материал: неправильно собранные
бусы по количеству детей; карточки с
планом-схемой по количеству детей; цветные
колпачки, цветные шнурки.
Краткое описание занятия
1. Детям предлагаются неправильно собранные
бусы. Они сличают их с образцом, пытаясь найти
ошибку (объясняют, какого цвета не хватает или
какой цвет лишний).
2. Детям дается схема, по которой они собирают
бусы. Результат постоянно сравнивают с образцом
«испорченных» бус.
3. Дети получают план-схему, запоминают ее. А
затем словесно сравнивают с готовыми
«испорченными» бусами.
Занятие 8.
«Прямые и обратные цепочки»
Цели: развивать пространственное
мышление детей; тренировать цветовое восприятие
готовых образцов и схем; закреплять знания о
пространственных отношениях; продолжать
формировать устойчивый контроль над
результатами своей деятельности.
Материал: план-схема, цветные
колпачки, цветные шнурки.
Краткое описание занятия
Дети получают план-схему из трех, четырех, пяти
цветов. Сначала нанизывают бусы по схеме
самостоятельно, а затем повторяют ее в обратном
порядке, то есть слева направо, а затем справа
налево. Таким образом нанизывают всю нитку бус.
Занятие 9.
«Шустрая муха»
Цели: учить детей пространственной
ориентировке на карточке из 9 квадратов;
развивать зрительное восприятие; тренировать
детей в запоминании и четком выполнении речевой
инструкции; закреплять навыки самоконтроля над
деятельностью.
Материал: карточка из 9 квадратов
на каждого ребенка плюс одна цветная крышка
каждому ребенку.
Краткое описание занятия
Движение крышки по квадратам с указанием
направления в пространстве: от середины вверх,
вниз, вправо, влево, в правый верхний угол, в
правый нижний угол, левый верхний, левый нижний
угол, в центр карточки.
Занятие 10.
«Выложи букву»
Цели: закреплять умение детей
самостоятельно выкладывать букву с опорой на
образец, план-схему; закреплять навыки
самоконтроля над деятельностью; побуждать детей
самостоятельно выкладывать простые по
построению буквы (Г, Т, Н, П, С, О и т.д.); закреплять
пространственную ориентировку на листе бумаги.
Материал: по 6 карточек с 9
квадратами на каждого ребенка; карточки с
речевыми образцами букв (для дошкольников
инструкцию зачитывает взрослый, а школьники
читают сами).
Краткое описание занятия
1. Выложи три крышки одного цвета в столбик на
карточке слева + три крышки в одну строку сверху.
Прочти, какая буква получилась? (Буква «Г».)
2. Выложи три крышки в левый столбик + три крышки
в правый столбик + одна крышка в центре, назови
букву. (Буква «Н».)
3. Выложи крышки по всей карточке, кроме
центральной, назови букву. (Буква «О».)
4. Выложи три крышки в верхней строке + три
крышки в среднем столбике, назови букву. (Буква
«Т».)
5. Выложи три крышки в левом + три крышки в правом
столбике + три крышки в верхней строке; назови
букву. (Буква «П».)
6. Выложи три крышки в верхней строке + три
крышки в нижней строке + три крышки в левом
столбике, назови букву. (Буква «С».)
7. Придумай слова из составленных букв. (Этот
этап проводится с учетом уровня речевого
развития детей.)
Занятие 11.
«Запомни и повтори»
Цели: формировать устойчивое
зрительное восприятие, зрительную память и
зрительное внимание; закреплять в речи детей
слова, обозначающие пространственные отношения
(красный — рядом с ним синий, желтый после
красного, синий — под красным и т.д.).
Материал: по две карточки из 9
квадратов на каждого ребенка и по 12 цветных
колпачков (количество колпачков дается больше,
чем квадратов на карточке, чтобы у детей был
выбор); четыре плана-схемы (демонстрационный
материал). Для школьников можно использовать
карточки из 16 квадратов.
Краткое описание занятия
1. Детям предлагается план-схема на четыре-пять
секунд: посмотри и запомни.
2. Выложи по памяти, учитывая цвет и
расположение колпачков на карточке-образце.
3. Сравни с образцом и проверь точность
выполнения (найди ошибки по цвету и месту).
Примечание. Задание повторяется
3–4 раза. Каждый ребенок выполняет
самостоятельно, не подсматривая у товарища.
Можно использовать элемент соревнования при
оценке итогов. Вторая карточка используется при
проверке задания.
Занятие 12.
«Игра с предлогами»
Цели: учить детей использовать
речевой образец при работе с предлогами,
обозначающими пространственные отношения;
продолжать развивать пространственное мышление;
развивать словесно-логическое мышление при
работе с планом-схемой.
Материал: карточки с планом-схемой
на каждого ребенка. Цветные колпачки.
Краткое описание занятия
Словесные инструкции: перед красным — всегда
синий, за зеленым — белый, между белым и желтым —
коричневый и т.д. (Словесные инструкции даны на
планах-схемах.) После выполнения задания дети
обмениваются схемами и проверяют правильность
выполнения задания друг у друга.
Занятие 13.
«Что изменилось?»
Цели: продолжать формировать
пространственное мышление; развивать
пространственное восприятие; тренировать
зрительную память.
Материал: карточка с 9 квадратами и
комплект из 9 разноцветных крышек один на всех.
Краткое описание занятия
Крышки раскладываются по всем квадратам. Дети
запоминают расположение крышек на карточке.
Затем закрывают глаза, и 2, 3, 4 крышки меняются
местами. Дети по очереди находят изменения.
(Задание повторяется для каждого ребенка.)
Остальные дети наблюдают правильность
выполнения.
Занятие 14.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Цели: те же, что в 13-м занятии.
Материал: карточка из 16 квадратов,
12 пробок.
Краткое описание занятия
По очереди убираются с карточки 1–4 пробки; дети
угадывают, каких пробок не стало и где они были на
карточке.
Занятие 15.
«Запуск ракеты»
Цели: учить детей строго соблюдать
словесную инструкцию; закреплять знания о
пространственных отношениях между предметами;
развивать логическое мышление, слуховое
внимание, зрительное восприятие; формировать
навыки контроля над результатом своей
деятельности.
Материал: карточки из 9 квадратов
на каждого ребенка; по коробочке цветных
колпачков на каждого ребенка; планы-схемы.
Краткое описание занятия
1. Выложи верхнюю, среднюю и нижнюю строчки
карточки колпачками разного цвета.
2. Выложи три столбика колпачками разного цвета
(правый, левый, средний).
3. Выложи три разных цвета на верхней строчке; на
второй и третьей строчке – те же цвета, но в
другой последовательности.
Занятие 16.
«Нарядный коврик»
Цели: закреплять умение детей
ориентироваться на листе бумаги; продолжать
развивать пространственное мышление;
формировать зрительное восприятие; развивать
эстетический вкус.
Материал: коробочки с цветными
колпачками на каждого ребенка; белые листы
бумаги по количеству детей; речевые образцы.
Краткое описание занятия
1. Выложить заданную букву на листе бумаги.
2. Выложить заданную геометрическую форму на
листе бумаги.
3. Выложить рисунок (например: цветок,
флажок, грибок, домик и т.д.) с заполнением
середины и углов листа.
4. Самостоятельное придумывание рисунка нового
коврика.
Занятие 17.
«Смекалка»
Цели: упражнять детей в запоминании
и усвоении сложной словесной инструкции;
закреплять умение контролировать свою
деятельность; закреплять навыки
пространственного мышления и зрительного
восприятия.
Материал: карточка из 16
квадратов на каждого ребенка; по коробочке
цветных колпачков; план-схема; карточка с четкой
словесной инструкцией для взрослого.
Краткое описание занятия
Диагональю карточка из 16 квадратов делится на
две части. Колпачки выкладываются по обе стороны
диагонали:
а) разных цветов,
б) двух контрастных цветов,
в) симметрично относительно диагонали (разными
цветами).
Занятие 18.
«Шахматная доска»
Цели: закрепление навыков
пространственной ориентировки на карточке из 64
квадратов; развитие пространственного мышления,
устойчивого зрительного восприятия.
Материал: по одной карточке из 64
квадратов на каждого ребенка. По коробочке
колпачков двух цветов.
Краткое описание занятия
Дети упражняются в выкладывании колпачков двух
цветов в шахматном порядке.
Занятие 19.
«Секретный шифр»
Цели: развитие логического
мышления; развитие устойчивого зрительного
восприятия; закрепление навыков
пространственной ориентировки.
Материал: карточка с
шифром (каждый цвет соответствует определенной
цифре) на каждого ребенка; карточка из 16
квадратов на каждого ребенка (cм. рис. внизу).
Краткое описание занятия
Каждому ребенку дается отдельная карточка, где
на одной стороне — схема, на другой — шифр. Дети
выкладывают узор по шифру на пустую карточку из 16
квадратов. Допускается сличать шифр с образцом
при затруднениях.
Занятие 20.
«Маленький дизайнер»
(Придумай задание и научи своих товарищей)
Цели: развивать творческое
мышление, воображение и восприятие; учить детей
формулировать свою цель и добиваться ее
выполнения.
Материал: листы бумаги на каждого
ребенка; карточки из 9 и 16 квадратов;
карточки-полоски; цветные колпачки в коробочках;
цветные шнурки.
Краткое описание занятия
1. Дети придумывают узоры на листах бумаги.
2. Составляют схемы цветовых решений на
карточках из 9 и 16 квадратов.
3. Сочиняют цветовые цепочки для составления
оригинальных бус.
4. Делятся своими находками с товарищами.
5. В конце занятия оформляется альбом с работами
детей.
* Примечания к рисункам:
Условные обозначения цвета: б – белый, г —
голубой, Ж – желтый, З – зеленый, К – красный,
Ко – коричневый, О – оранжевый, С – синий, Ч –
черный.
Светлана ОГУРЦОВА,
педагог-психолог,
средняя школа № 71,
Алла РОМАНОВА,
педагог-психолог,
ДОУ № 112,
г. Рязань
|