Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2005
 

Многие психологи считают, что рисунок — это зашифрованный маршрут к волшебным тайнам душевных глубин. Тот, кто знает сакральный язык символов, окажется способным пройти по этому маршруту и узнать о человеке многое. Очень многое — даже такое, о чем сам человек не догадывается. Не только сны оказываются «царской дорогой в бессознательное», но и рисунки…

Вот только освоить этот сакральный язык символов, содержащихся в рисунке, очень непросто. Тем более что среди толкователей-психологов мнения относительно тех или иных деталей изображения часто не совпадают. Известный специалист в области арт-терапии доктор психологических наук
Л.Д. Лебедева и ее ученики провели гигантскую работу по сбору всевозможных интерпретаций необычных признаков, встречающихся в рисунках. И теперь психологи-практики, с удовольствием использующие в психодиагностике проективное рисование, получат совершенно уникальный инструмент, который можно было бы назвать «энциклопедией трактовок и интерпретаций».

В методических рекомендациях Л.Д. Лебедевой, которым полностью посвящен этот номер «Школьного психолога», вы найдете не только очень интересные, а порой неожиданные толкования разнообразных необычных признаков в рисунках, но и ссылки на конкретные тесты и источники, приводящие эти толкования.

Я уверен, что этот номер нашей газеты станет для вас постоянно необходимым настольным справочником. Хочется только предупредить о главном: пожалуйста, избегайте категоричности в своих суждениях о смысле детских рисунков. И уже тем более откажитесь от соблазна на основе выявления каких-либо признаков ставить «психиатрические» диагнозы. Да и психологические диагнозы в проективном рисовании следует ставить крайне осторожно.

Помните: всякая интерпретация может быть только версией, одной из возможностей объяснения…

Игорь ВАЧКОВ