Многие психологи считают, что
рисунок — это зашифрованный маршрут к волшебным
тайнам душевных глубин. Тот, кто знает сакральный
язык символов, окажется способным пройти по
этому маршруту и узнать о человеке многое. Очень
многое — даже такое, о чем сам человек не
догадывается. Не только сны оказываются «царской
дорогой в бессознательное», но и рисунки…
Вот только освоить этот сакральный язык
символов, содержащихся в рисунке, очень непросто.
Тем более что среди толкователей-психологов
мнения относительно тех или иных деталей
изображения часто не совпадают. Известный
специалист в области арт-терапии доктор
психологических наук
Л.Д. Лебедева и ее ученики провели гигантскую
работу по сбору всевозможных интерпретаций
необычных признаков, встречающихся в рисунках. И
теперь психологи-практики, с удовольствием
использующие в психодиагностике проективное
рисование, получат совершенно уникальный
инструмент, который можно было бы назвать
«энциклопедией трактовок и интерпретаций».
В методических рекомендациях Л.Д. Лебедевой,
которым полностью посвящен этот номер
«Школьного психолога», вы найдете не только
очень интересные, а порой неожиданные толкования
разнообразных необычных признаков в рисунках, но
и ссылки на конкретные тесты и источники,
приводящие эти толкования.
Я уверен, что этот номер нашей газеты станет для
вас постоянно необходимым настольным
справочником. Хочется только предупредить о
главном: пожалуйста, избегайте категоричности в
своих суждениях о смысле детских рисунков. И уже
тем более откажитесь от соблазна на основе
выявления каких-либо признаков ставить
«психиатрические» диагнозы. Да и
психологические диагнозы в проективном
рисовании следует ставить крайне осторожно.
Помните: всякая интерпретация может быть
только версией, одной из возможностей
объяснения…
Игорь ВАЧКОВ
|