Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
доктор педагогических наук,
профессор Ульяновского государственного
педагогического университета
Юлия ПЕТРОВИЧЕВА,
Наталья ТАРАКАНОВА,
аспиранты Ульяновского государственного
педагогического университета

 

КРАТКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
НЕОБЫЧНЫХ ПРИЗНАКОВ В
ПРОЕКТИВНОМ РИСОВАНИИ

 

Все любят разгадывать других,
но никто не любит быть разгаданным.

Ф. Ларошфуко

Психология — это попытка выразить словами то,
что словами невыразимо.

Джон Голсуорси

НЕВЕРБАЛЬНАЯ ИСПОВЕДЬ

Еще на заре современной психологии непроизвольные рисунки использовались для изучения психологии поведения. Рисование как художественное самовыражение настолько открыто, искренне повествует о мире тонкой реальности личности, что образно может быть названо невербальной исповедью автора. «Один рисунок стоит тысячу слов», — гласит восточная мудрость.

В научном сообществе сосуществуют противоположные представления о возможности рационального толкования продукта спонтанной изобразительной деятельности. Согласно одним позициям, в силу иррациональной природы творческого вдохновения невозможно логически осмыслить и прочитать рисунок. С других позиций, заключенные в изображении «личные смыслы», переживания могут быть раскодированы и осознаны как самим «художником», так и специалистом, который призван помочь автору понять содержание и символику собственного спонтанного творчества. Такое отношение к изобразительному продукту отразилось в психологическом феномене «проективный рисунок» и, соответственно, в диагностических проективных методах и методиках.

В целом, в любом человеке, как подготовленном, так и неподготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме. Изобразительный продукт — отражение индивидуально-психологических свойств автора, его мироощущения, характера, самооценки. Любой детский рисунок является проективным по отношению к внутреннему психическому состоянию личности (К. Маховер). Особенности социальных обстоятельств развития, семейной ситуации, эмоциональное и физическое самочувствие, а также другие подобные факторы влияют на построение художественного образа, композицию, использование пространства, цвета, символики, характер движений.

Даже каракули обладают высоким диагностическим потенциалом и расцениваются как индикатор самопознания и социальной зрелости личности, которая передается структурой каракулей (Э. Ульман, Ф. Кейн, М. Бетенски). Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или сущностях, создавая не образ или картинку, а выражая свои эмоции и чувства. Так, линия может символизировать жизненный путь или его определенный этап, подчеркивает М. Бетенски.

Графические методы дают человеку возможность самому не только проецировать реальность, но и по-своему интерпретировать ее. Естественно, полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувств, особенностей внутреннего мира.

Диагностика, основанная на анализе изобразительной деятельности, применима при обследовании различных возрастных групп. Большинство психологов и терапевтов склоняются к мнению о ее незаменимости в работе с детьми начиная со старшего дошкольного возраста. Этот вид диагностики оправдан в работе с различными эмоциональными проявлениями личности (застенчивостью, молчаливостью, скромностью, заторможенностью; агрессивностью, жестокостью, чрезмерной подвижностью; упрямством, своенравием и т.д.). По существу, в изобразительном продукте отражается предыдущий эмоциональный опыт личности.

В проективных графических методах изображение для специалиста — диагностический материал. При этом используются стандартные шкалы формальных элементов. Производится структурное (или формально-структурное) расчленение рисунка, качественный и количественный анализ характерных деталей, интерпретация с целью выяснения индивидуально-личностных характеристик автора графического продукта.

Приоритетные формальные составляющие — линия, форма, цвет в их взаимосвязанной динамике, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества. К примеру, отслеживаются особенности оформления, композиции, перспективы, пропорций, штриха, освещения (Р.Б. Хайкин и др.); формально-стилевые особенности изображения (М.Е. Бурно и др.), учитывается частота встречаемости определенных параметров и т.д.

Словом, данный уровень интерпретации рисунков (с высокой степенью формализации) логично назвать технологическим.

ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Вместе с тем в каждом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение, послание кому-то другому, остается нечто специфически индивидуальное. Это и создает трудность объективного «прочтения» рисунков в проективных тестах.

Сказанное несложно проиллюстрировать разнообразием зачастую противоречивых интерпретаций одних и тех же признаков рисунка, предложенных различными авторами. В их числе классические работы: «Рисунок человека» (тесты Ф. Гудинаф, Д. Харриса), «Дерево» (К. Кох), «Дом — дерево — человек» (Д. Бук); «Рисунок семьи» (авторы тестов: В. Вульф; В. Хьюлс; Р.К. Бернс, С.К. Кауфман) и другие.

Так, например, часто встречающийся признак — изображение солнца на детских рисунках, по мнению Дж. Аллана, обычно олицетворяет теплоту и обеспечивает рост; нередко символизирует человека, сердечность и понимание которого помогают ребенку в психологическом развитии.

А по опыту Г. Ферса, солнце может символизировать сильный авторитет значимого человека, который оказывает влияние на ребенка, причем ребенок, возможно, его боится.

Действительно ли, размышляет Р. Гудман, солнце следует ассоциировать с авторитетом, потому что оно «царит» на небе, дарит всем свет, тепло и связано с представлением о Боге? Это не означает, что подобные толкования образов являются неверными. Просто они далеко не всегда верны. И даже если верны, то можно ли это как-то проверить? «Делая обобщающие заключения, мы стремимся к объективности, возможно, игнорируя при этом содержание, вкладываемое в образ его создателем. Так утрачивается связь между символом и тем, что он символизирует. К сожалению, безоглядно используя словари символов, мы предаем основы своей деятельности», — пишет Р. Гудман.

Эти и многие другие примеры неоднозначного толкования признаков (графических индикаторов) в произвольных рисунках положены в основу нашей идеи создать своеобразную энциклопедию, которая призвана осветить широту палитры мнений и опыта интерпретаций, а также могла бы выполнять функцию справочника, включающего сведения как из стандартизированных методик, так и из других научных и научно-популярных источников. Часть этой трудоемкой работы представлена в таблице, которая приводится ниже. Авторы интерпретаций и/или источники информации указаны в графах таблицы. Номера в квадратных скобках совпадают с нумерацией в предложенном в конце списке литературы.

Надеемся, что проведенная нами работа по систематизации графических индикаторов, с одной стороны, поможет достичь большей объективности и достоверности в случае формальной интерпретации рисунков без процедуры пострисуночного опроса. С другой стороны, удержит психолога, ориентированного только на какую-либо одну методику, от поспешной и необоснованной постановки «психологического диагноза» автору рисунка.

Отметим, что прямой перенос систематизированных нами данных из многих (безусловно, далеко не всех, где встречается информация о «чтении» рисунков) источников, широко представленных на современном рынке психологической литературы, в иные контексты психологической реальности требует проверки на валидность.

Остается открытым вопрос, насколько прочтение признака – например, «расположение рисунка на листе» в тесте «Человек» – идентично интерпретации этого же признака в других стандартизированных тестах. Иными словами, возможен ли буквальный перенос или интеграция стандартизированных признаков применительно к различным проективным графическим методикам?

Таким образом, результаты количественной обработки графических характеристик необходимо расценивать как ориентировочные, предварительные, требующие дополнительной верификации путем сопоставления с данными исследования личности другими, в том числе и стандартизированными, методами, методиками, тестами.

Повторим вслед за П. Брутше, что интерпретация рисунка — это и таинственная игра, и научная работа. Следовательно, необходимо осмыслить феноменологию, исследовательские ресурсы и ограничения проективных графических методов диагностики.

КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ

«Специалисты слишком долго концентрировали свое внимание на продуктах творческой деятельности клиентов, а ключом к пониманию исцеляющих возможностей искусства является реализация творческого потенциала человека», — заметил Ш. Мак-Нифф.

По существу, данная мысль отражает базовую характеристику арт-терапевтического подхода к интерпретации изобразительного продукта. Этот подход не сводится к количественному и качественному анализу формальных элементов, хотя, несомненно, основы такой работы присутствуют. «Мы всегда должны оглядываться назад и, пытаясь сформулировать оценочные суждения, постараться увидеть глубинный смысл изображения. Лишь принимая во внимание все многообразие ассоциаций, вызываемых этим образом, мы можем сделать более верную интерпретацию», — пишет Р. Гудман.

В отличие от проективных графических методов интерпретация в арт-терапии сопровождается обратной вербальной связью. Причем эти процессы предполагают также рефлексию самого «художника», осознание им содержаний своего внутреннего мира. Интроспективное восприятие считается более информативным, нежели внешние признаки законченного произведения (Р. Гудман, К. Рудестам, Г. Ферс и др.).

Специфика арт-терапевтической диагностики — в ее гуманности по отношению к человеку. Диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества. Поэтому арт-терапевтическая диагностика невозможна в отсутствие специалиста. Вместо независимой интерпретации формальных признаков рисунка психолог опирается на систему значений и ассоциаций самого автора, использует разнообразные речевые стратегии, отслеживает особенности его мимики, движений, эмоциональных реакций. При этом легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между испытуемым и психологом.

Арт-терапевтическую диагностику правомерно рассматривать и в контексте герменевтических методов, которые опираются на чувства и интуицию, предназначены для реконструкции внутренней логики и смысла тех или иных действий субъекта, имеющих знаково-символическое выражение. Именно с помощью понимания удается за внешними проявлениями человека увидеть субъективные смыслы, ценности, отношения, переживания и другие гуманитарные сущности.

Эти уникальные возможности предоставляются арт-терапевту в процессе вербальной и невербальной коммуникации с клиентом посредством его изобразительной продукции.

«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА»

В работах психотерапевта В. Оклендер содержатся простые инструкции, отражающие самую суть арт-терапевтического обсуждения изобразительного материала, по оценке Р. Гудман, «золотые правила».

• Дайте клиенту рассказать о своей работе так, как он этого хочет.

• Попросите прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы или персонажей. Это поможет избежать преждевременных предположений относительно содержания работы.

• Попросите клиента описать работу от первого лица, желательно, для каждого из элементов изображения. Клиент может построить диалоги между отдельными частями работы, независимо от того, являются ли эти части персонажами, геометрическими формами или объектами. Необходимо различать «эго» и «объект»-ориентированные вопросы. Комментарии клиента при этом могут касаться внешних или внутренних свойств предмета. Если, скажем, клиент вылепил из глины какой-либо пищевой продукт, можно спросить, что он ел на завтрак или что ему нравится больше всего из блюд, которые готовит его мать. Первый вопрос более «объект»-ориентированный, второй — более «эго»-ориентированный. Арт-терапевт, выбирая тот или иной вопрос, должен решить, на каком уровне следует сначала вести обсуждение. Если клиент не знает, что означает та или иная часть изображения, арт-терапевт может дать свое объяснение, однако надо спросить клиента, насколько такое объяснение представляется ему верным. Отношение к сказанному проверяется как по вербальным, так и по невербальным реакциям.

• Побуждайте клиента фокусировать внимание на цвете. О чем он говорит ему? Фокусируясь на цвете, он может что-то осознать. Следует учесть, что цвета могут использоваться в разное время по-разному: в одних случаях они отражают свойства объектов, в других — отношение автора к этим объектам.

• Старайтесь фиксировать особенности интонации, положение тела, выражение лица, ритм дыхания клиента. Используйте эти наблюдения для дальнейшего расспроса либо, в случае сильного напряжения клиента, для переключения на другую тему. Поскольку изобразительный процесс сопряжен с выраженными физическими и эмоциональными реакциями, все они должны быть предметом для наблюдения со стороны арт-терапевта.

• Помогайте клиенту осознать связь между собственными высказываниями о творческой работе и его жизненной ситуацией, осторожно задавая вопросы о том, что и как из реальной жизни может отражать созданный им изобразительный продукт. Следует понимать, насколько клиент способен интегрировать интерпретации. Даже если ваши объяснения справедливы, они могут вызывать сопротивление. Но если вы правы, а клиент еще не готов принять их, помните, что еще будет возможность предложить ему эти объяснения.

• Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке. Вовсе необязательно, что отсутствие той или иной части должно нести символическую нагрузку. Изображение может иметь «стенографический» характер. Например, Я. Боверс отмечает, что при изображении человеческой фигуры лицами, перенесшими насилие, отсутствие нижней части тела в одних случаях может говорить о подавленной сексуальности, а в других — об искаженном образе «Я».

• Иногда следует принять изображение буквально, иногда искать нечто противоположное изображенному, в особенности если есть основания для такого предположения. Работы Эдит Крамер, в частности, изобилуют примерами изображения фантастических героев детьми с сильным «эго», чувствующими себя уверенно. В то же время она указывает, что подобные изображения часто создаются детьми, стремящимися сформировать идеальный, нереалистический образ «Я», в результате чего они всякий раз болезненно переживают крушение этого идеала.

• Просите клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения.

• Предоставьте клиенту возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить, и отражать те состояния, к исследованию которых готов. Независимо от степени директивности подхода, мы должны давать клиенту возможность почувствовать, что он сам контролирует изобразительный процесс и его результаты.

• Стремитесь выделять в работах клиента наиболее устойчивые темы и образы. С течением времени, по мере того как будут определяться смысловые связи, в них многое может проясниться и «заговорить». Со временем клиент будет готов к тому, чтобы увидеть в своих изображениях единые смысловые линии в контексте всей проделанной работы [цит. по: Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт-терапии. — СПб.: Питер, 2000].

ГРАНИЦЫ ПОДХОДА

Вместе с тем, наряду с бесспорным позитивным ресурсом, важно обозначить границы арт-терапевтического подхода в проективной диагностике.

Ограничение 1. Объективный факт отражения в художественном продукте определенных культурных установок. Через визуальные образы люди передают некоторые представления о себе, содержащие графические признаки принадлежности к какой-либо конкретной культуре, этносу.

В качестве критериев, характеризующих бессознательные процессы, рассматриваются формальные элементы изображения. Однако неоднозначность и разноречивость их интерпретации ограничивает возможности качественной диагностики. Актуальной остается проблема валидности методов анализа визуальных данных и контент-анализа субъективной информации.

Ограничение 2. Категория анализа в арт-терапии ограничена продуктами спонтанного художественного творчества. Производится качественный и количественный анализ характерных деталей, интерпретация с целью выяснения индивидуально-личностных характеристик автора графического продукта. Но в процессе этого могут исказиться (или утратиться) целостность и нюансы индивидуальности. К тому же субъект может проецировать когнитивные образы как результат усвоенных в процессе обучения знаний, изобразительных шаблонов и навыков рисования. К примеру, все знают, что ствол у дерева чаще всего коричневый, листва зеленая, небо голубое, а солнце желтое, и рисуют их соответственно. Чувство любви обычно изображается красным цветом в виде сердца, стрелы Амура и т.п.

Правда, стереотипные изображения расцениваются еще и как сниженный эмоциональный уровень личности.

Ограничение 3. Своеобразной границей метода арт-терапевтической диагностики является специфика изобразительного творчества в детском возрасте. Выделим два аспекта: объективные закономерности и этапы развития детского творчества, которые отражаются в рисунке, а также субъективные процессы роста и развития ребенка.

Одна из наиболее типичных ошибок при рассмотрении детских работ заключается в применении тех подходов к интерпретации, которые обычно используются в работе с взрослыми. Собственные проекции арт-терапевта (опыт, возрастные и индивидуальные особенности психики), психоаналитические объяснения не валидны в работе с детьми.

Ограничение 4 (общее для всех возрастных групп). Оно вызвано отсутствием строгой стандартизации, преобладанием эмпирического подхода в арт-терапевтической диагностике, субъективным характером, зависимостью от уровня подготовленности, интуиции, личного опыта психолога.

Ограничение 5. Непроизвольные рисунки, как правило, отражают сиюминутные переживания (ситуация «здесь и сейчас»). А для личности, как сложного, динамичного образования, характерна склонность к непрерывным изменениям ее составляющих. Следовательно, невозможно сделать какое-либо объективное заключение только на основании одного или двух-трех изобразительных продуктов. Необходимо изучить серию работ, выявить некоторые закономерности (особенности изображения, характерные для этого человека): повторяющиеся детали, характер линий, размеры изображения, расположение фигур в пространстве листа и многое другое.

Стало быть, в арт-терапии неприемлема прямолинейная интерпретация.

ВАЖНОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Р. Гудман предостерегает от использования «технологии поваренной книги» в диагностике рисунков.

С. Кратохвил также с большой долей иронии замечает, например, что вершины гор могут ассоциироваться с образом материнской груди, свидетельствовать о тревожности, личностных проблемах, страхах или всего лишь о том, что автор рисунка вырос в гористой местности.

При интерпретации рисунков, пишет Г. Ферс, полезным правилом будет попытка выяснить, почему некоторые объекты нарисованы необычно и выглядят странно: например, трехрукий человек или собака с пятью ногами. Представление объекта в таком необычном виде часто указывает на наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может и не знать, но она в любом случае требует раскрытия.

Именно поэтому мы составили краткую энциклопедию необычных признаков, предложенные интерпретации которых в сочетании с собственными ассоциациями автора рисунка, вербализованными в процессе пострисуночного опроса или арт-терапевтического обсуждения, помогут увидеть глубинные основы индивидуально-личностного паттерна. Это позволит обратиться к сильным сторонам личности, оказать поддержку и тем самым способствовать восстановлению целостности личности человека, если она деформирована или утрачена.

Словом, приблизиться к тайному смыслу рисунков — значит приблизиться к пониманию внутреннего мира человека, его истинных чувств, переживаний, проблем. По словам доктора Пола Брутше, итогом интерпретации ни в коем случае не является схематическое резюме анализа. Скорее, это потрясение от мудрости творческого потенциала рисунка.

ТАБЛИЦА

Необычные признаки. Дерево

Человек

Расположение

Недостающие элементы

Тщательность и детализированность рисунков

Погодные явления и объекты неживой природы

Объекты живой природы

Геометрические фигуры. Другие признаки

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аве-Лаллемант У. Графический тест «Звезды и Волны». — СПб.: Речь; Семантика-С, 2002.

2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках / Под общей ред. В.В. Зеленского. — СПб. — Минск: Диалог — Лотаць, 1997.

3. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М.: КСП, 1997.

4. Баранова О. Рисунок семьи. Диагностика межличностных отношений детей в семье // Школьный психолог. — 2001. — № 29.

5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

6. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. — СПб.: Б&К, 2000.

7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

8. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. — Самара: БАХРАХ — М, 2003.

9. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Речь, 2002.

10. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО — Пресс, 2001.

11. Жуковский И. Тест «Несуществующее животное» // Школьный психолог. — 2000. — № 26.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь;
ТЦ Сфера, 2001.

13. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. — СПб.: Речь, 2002.

14. Лебедева Л.Д. «Человек, который срывает яблоко...» // Школьный психолог. — 2002. — № 36.

15. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

16 Люшер М. Цвет вашего характера / М. Люшер. Тайны почерка / Д. Сара. — М.: Вече, Персей, АСТ, 1996.

17. Маховер К. Проективный рисунок человека. — М.: Смысл, 2003.

18. Михалычев С. «Цветные» дети // Частная школа. — 1995. — № 3.

19. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. — М.: ВИНИТИ, 2000.

20. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. — 2000. — № 5.

21. Панченко С. Перспективная методика «Школа зверей» // Школьный психолог. — 2000. — № 12.

22. Познай себя и других. Сборник методик / Сост. С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын. — М.: Народное образование, 1994.

23. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах, 1999.

24. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

25. Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред.-сост. Г. В. Бурменская. — М.: УМК «Психология», 2003.

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие в 2 кн. – М.: Владос, 1999. — Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

27. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб.: Речь, 2001.

28. Самоукина Н. «Диагностические пробы» у младших школьников // Частная школа. — 1996. —
№ 5.

29. Самоукина Н. «Диагностические пробы» у младших школьников // Частная школа. — 1996. —
№ 6.

30. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования / Сост.: М.К. Бадретдинова, А.В. Ишмуратов, Р.Р. Кашапов, А.В. Кудрявцев, Н.Т. Савруков, И.М. Жуплатова. — СПб.: Политехника, 1993.

31. Собчик Л.Н. МЦВ — Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. — СПб.: Речь, 2001.

32. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М.: МИП «NB Магистр», 1994.

33. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М.: Академия, 1997.

34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.

35. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. — М.: Апрель Пресс, изд-во Эксмо, 2002.

36. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. — СПб.: Европейский дом, 2000.

37. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — Минск: Ильин В. П., 1996.

38. Что вы знаете и чего вы не знаете о себе и других / сост. С. Степанов. — Дубна: Феникс, 1995.

39. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001.

40. Юринова Н. Человек под дождем // Школьный психолог. — 2000. — № 33.