Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2005
Встретились как-то два человека, слывших мудрецами.
— Я, — сказал один из них, — служу при дворе короля. Когда ему грустно, я рассказываю веселые истории, когда ему трудно, я поддерживаю его, когда он не знает, как поступить, я даю ему совет. За это он щедро платит мне, я живу в довольстве и достатке.
— А я, — сказал второй, — живу отшельником, но ко мне приходят люди за помощью и советом, и я всем помогаю. Правда, обычно им нечем заплатить, но зато я свободен и независим.
И когда они расстались, каждый немного — совсем чуть-чуть! — позавидовал другому…
В этой притче можно увидеть две не совпадающие друг с другом содержательные возможности самореализации психолога.
Первую возможность олицетворяют специалисты, «обслуживающие королей», — бизнес-тренеры, коучи, психологи-«пиарщики». Вторая содержательная возможность — обслуживание в первую очередь нуждающегося в психологической помощи человека, а не другого профессионала. Это те люди, которые проводят тренинги, например, уверенности в себе, консультируют родителей или осуществляют психологическую коррекцию ребенка.
Школьные психологи — мы с вами — относимся именно к этой второй категории. И мы иногда (признаемся честно) немного завидуем коллегам, работающим «при дворе»: все-таки зарплата у них несравнимо выше. Но почему-то мы остаемся в школе, а не бросаемся на поклон к сильным мира сего. Может быть, потому, что вспоминаем благодарные глаза мальчика, которому помогли подружиться с одноклассниками, или счастливую улыбку мамы, дочь которой избавилась от тревожности и страхов?
Так уж получается в нашей стране, что школьный психолог не может похвастаться сверхдоходами. Но ведь психологи, ушедшие в бизнес, порой нам откровенно завидуют…
Игорь ВАЧКОВ