Номинация «Моя
профессиональная победа»
ОБРАТИМЫЕ ТРУДНОСТИ
Расскажу о случае из своей
практики. Ко мне обратились за консультацией
родители первоклассника.
У ребенка, по педагогической
характеристике и жалобам родителей, были
следующие трудности:
— письмо: пропуски, недописывания, неровность,
штрихов, тремор;
— чтение: «спотыкается», торопится, пропускает
буквы, слова;
— математика: плохо решает задачи, не
запоминает условий, путается, плохо помнит
числовой ряд;
— поведение: быстро отвлекается, с трудом
переключается на новый вид деятельности,
рассеян, невнимателен на уроках.
Характеристика, данная ребенку учителем:
способности средние, плохое математическое
мышление, ленится, не старается.
При психофизиологическом обследовании у
ребенка не обнаружено отклонений в развитии
моторных функций, зрительно-пространственного
восприятия, зрительно-моторных координаций.
Уровень речевого развития соответствует
возрасту. Хорошие результаты мальчик показал при
выполнении теста интеллектуального развития
(тест Векслера), но затруднялся при выполнении
заданий, ограниченных во времени, отвлекался. Ему
были необходимы внешняя организация
деятельности, поддержка, подбадривание. Период
врабатывания — длительный.
Кстати, и учительница, и мама отмечают, что
иногда Игорь все схватывает на лету, иногда по
пять раз читает, но запомнить не может.
Следовательно, дело не в плохой памяти, а в
утомлении, физической и эмоциональной
напряженности.
Мальчик жаловался на усталость, головные боли,
на то, что трудно вечером делать уроки (домашние
задания выполняются после 19 часов). У ребенка
низкая самооценка, считает себя «плохим
учеником», очень боится, что переведут в класс,
где учатся только глупые дети.
Мама спокойная, внимательная, к проблемам Игоря
относится с пониманием, связывает их с плохим
здоровьем и с тем, что много задают, долго
приходится делать уроки.
Причины школьных трудностей Игоря:
1. Мальчик ослаблен заболеваниями, много
пропусков по болезни.
2. Трудности по математике связаны с плохой
концентрацией внимания, отвлекаемостью, низкой
работоспособностью, которые усиливаются
повышенной тревожностью, ожиданием неудачи.
3. Нарушение почерка, неустойчивость почерка —
индикатор функционального напряжения.
Все трудности Игоря неспецифические. Они не
осложнены конфликтами ребенка с учителем и
родителями, не сопровождаются нарушениями
поведения.
При более внимательном отношении к ребенку
многих из них просто могло и не быть, но ситуация
оказалась настолько сложной, что решался вопрос
о переводе развитого, с хорошим интеллектом, без
отклонений в функциональном развитии ребенка в
класс коррекции.
Мои советы маме:
1. Ребенок должен просыпаться и засыпать в одно
и то же время.
2. Мальчику необходим свежий воздух, прогулки,
закаливание организма, усиленное питание.
3. Вместе с врачом обсудить, как повысить
иммунитет ребенка (иммунотерапия, витаминный
комплекс).
4. Отказаться от вечерних занятий.
5. Следует больше общаться с сыном, чаще хвалить
его.
Меры коррекции, которые были рекомендованы
этому ребенку: нормализация режима
(дополнительный день отдыха — среда), исключение
на некоторое время дополнительных нагрузок,
дополнительные дни во время каникул (на 2–3 дня
больше обычного) и занятия дома с мамой –
позволили не только укрепить здоровье ребенка,
но и заполнить некоторые пробелы в знаниях, что,
конечно, гораздо легче было сделать в ходе
индивидуальных занятий.
На пользу пошли вечерние прогулки (вместо
выполнения домашнего задания): мальчик
успокоился, стал лучше спать. Совместно с врачом
была разработана система закаливания и
повышения иммунитета.
Сейчас Игорь учится со своими ребятами во
втором классе, и вопрос о переводе его во
вспомогательный, коррекционный класс закрыт.
Наталья ГУБАРЕВА,
школьный психолог,
средняя школа № 2,
г. Ивантеевка, Московская обл.
|